Статьи /Репортаж/

19.05.2020
В минувшую среду   наукоград посетил шедевр старинной живописи. В честь Международного дня музеев  картину известного художника А.Д.Надежина привезли тамбовские коллекционеры  Ю.Н. и Е.Н. Носковы. Уникальность мероприятия заключалась в том, что в настоящее время сохранилась лишь одна работа данного живописца «Портрет Л.А. Путятиной», которая находится в государственной Третьяковской галерее. Все остальные были утрачены во время пожара 1865 года, охватившего уездный город Козлов.



История «Портрета Агафьи»   полна тайн и загадок. Работа попала в руки к  семье коллекционеров в плачевном состоянии. Более года назад Ю.Н. Носков привез картину директору музея Т.И.Вороновой для помощи в идентификации авторства. На холсте была  видна лишь часть лица девушки, остальное все было испорчено безжалостным временем. Внимательно осмотрев портрет, Тамара Ильинична предположила, что эта работа принадлежит кисти козловского художника Надежина и порекомендовала отреставрировать произведение в студии имени академика И.Э. Грабаря.

Предположение подтвердилось. В экспертном заключении от 2 июля 2015 года значилась информация, обнаруженная на дублировочном холсте: «Съ Агафьи, писала Екатерина Надежина под смотрением отца. 1860 г., г. Козлов». На протяжении полутора лет  художник-реставратор 1 категории Н.В.Егорова возвращала к жизни данный портрет. В начале весны 2016 года Юрий Николаевич сообщил об этом в Мичуринск. В качестве благодарности за помощь Тамара Ильинична попросила устроить выставку возрожденного шедевра в музее-усадьбе А.М.Герасимолва.

На представленной в центре зала картине изображена молодая женщина в праздничном крестьянском костюме Тамбовской губернии. Рядом с «Портретом Агафьи»  расположились несколько стендов,  рассказывающих об основных  этапах сложной и кропотливой работы по его восстановлению.

Участники мероприятия предположили, что Афанасий Надежин  приложил руку к написанию данной картины. Из-за того, что лицо крестьянки передано более детально и качественно, нежели ее руки, некоторые гости пришли к выводу, что его писал сам художник.

Искусствовед И.И. Алпатский  поделился со зрителями найденной информацией о художнике.  В частности, методика преподавания академика  исторической и портретной живописи А.Д.Надежина была признана самой прогрессивной. Член союза художников О.В.Моторина  рассказала об особенностях того времени, проанализировав детали одежды, изображенного на портрете. Среди них была отмечена утрата понимания символики и социальной роли костюма.

Познакомиться с работой Афанасия Надежина и его дочери Екатерины  собралось немало зрителей. Мичуринцы наслаждались портретом, проводя параллель с творчеством К.П.Брюллова  и В.Л.Боровиковского. 
.