Город /Окно в прошлое/
Экскурсия по старому городу. Выпуск №29
Всем привет! Сегодня я хочу рассказать об еще одном исчезнувшем и очень любопытном памятнике архитектуры. На дореволюционных фотографиях уездного Козлова можно увидеть нетипичную для него постройку. Часовня в память чудесного избавления Государя Императора Александра III и его семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года некогда располагалась на Московской улице. Что же это было за чудесное избавление?
Согласно дошедшим до нас историческим источникам, в полдень 17-го октября возвращавшийся из Крыма императорский поезд потерпел крушение между станциями Тарановка и Борки на насыпи, пролегающей через довольно глубокую балку. Однако, вагон, в котором в момент крушения находилась царская семья, сильно не пострадал. В сравнении с большими потерями среди остальных пассажиров это казалось настоящим чудом. Но что же послужило причинами ужасной трагедии, унесшей многие жизни и причинившей непоправимый вред здоровью многих путешественников?
Проведенное под руководством А.Ф. Кони следствие выявило многочисленные нарушения безопасности при движении поезда. Состав был сформирован неправильно, превышая допустимый вес, при этом еще и двигался с огромной для его перегрузки скоростью. Источники отмечают, что два пассажирских паровоза не могли стронуть поезд с места, поэтому один из них был заменен на грузовой паровоз, что было недопустимо по технике безопасности. К тому же, автоматические тормоза действовали только на трех вагонах, еще у одного была неисправна ходовая часть. По удивительному «совпадению» он располагался непосредственно перед царскими вагонами и являлся ... личным вагоном министра путей сообщения.
После выявленных причин крушения многие чиновники лишились своих должностей, но были помилованы царским манифестом. Счастливый день стал всенародным праздником, в честь которого почти повсеместно были воздвигнуты церкви и храмы. Не обошла подобная инициатива и просвещенный Козлов.
Уже 23 октября по предложению Городского Головы был совершен молебен и отправлена просьба министру императорского двора с поздравлением со спасением. Козловские Гласные предложили ознаменовать данное событие каким-либо видным для жителей города знаком или благотворительным делом. В итоге было принято предложение П.М. Мачихина и Я.А. Гладышева о строительстве на их средства часовни. 25 октября в город пришла ответная телеграмма с императорской благодарностью, о чем была сделана запись в журнале Думы, и определено место для будущего строительства.
Проект часовни был выполнен архитектором Ф.А. Свирчевским и представлен на суд общественности 19 мая 1889 года. Эскиз был одобрен, и согласование строительства началось. Результат работы общества ремесленников был освящен 17 октября 1892 года.
Козловская Александро-Невская часовня имела восьмигранное основание, на котором находился довольно высокий шатер, увенчанный луковичной главкой. Декор здания был выполнен в мотивах московской архитектуры XVII века. Постановлением Тамбовской Духовной Консистории от 17 декабря 1892 года данная часовня была приписана к ведению Соборной церкви и содержалась на пожертвования и доходы от продажи свечей.
К сожалению красивое и необычное для Козлова строение недолго украшало город. Часовня была уничтожена в 1929 году по решению Президиума Козловского Городского совета, поскольку затрудняла движение по улице. Очень жаль, что подобная воздушная постройка не дожила до наших дней. Уверена, она бы пользовалась большим вниманием у мичуринцев.
Фотографии взяты из сети Интернет и с сайта Олега Сазонова.
Автор: Светлана Корчагина
Корреспондент