устройство, толщина, уклон по СНипу
Содержание
- 1 Основные требования к сооружению отмостки
- 1.1 Отмостка СНиП
- 2 Что такое асфальтобетон
- 2.1 Преимущества асфальтобетонной отмостки по периметру дома
- 3 Из чего состоит отмостка
- 4 Правильный монтаж асфальтобетонной отмостки
- 4.1 Что понадобится для монтажа конструкции
- 4.2 Разметка и земельные работы
- 4.3 Монтаж гидроизоляции и водоотведения
- 4.4 Монтаж поребрика или бордюра
- 4.5 Укладка отмостки из асфальта
- 5 Подведем итоги
Качественная отмостка способна защитить не только фундамент, но и цоколь от вредного влияния окружающей среди и проникновения влаги. Конструкция имеет форму небольшой дорожки, расположенной по всему периметру дома. Средняя толщина колеблется от 80 до 120 см и примыкает в наружной стороне фундамента. Если отмостка будет сделана правильно, то постройка будет более надежной и долговечной. Кроме основных функций, конструкция выполняет еще и дизайнерские.
Качественная защита от внешних воздействий
Основные требования к сооружению отмостки
- Ширина отмостки вокруг дома должна быть минимум на 20 см шире, чем выступ крыши здания. Самый лучший вариант – 1 метр. За счет такого размера передвигаться по отмостке можно вполне свободно и использовать ее вместо дорожки.
- Покрытие должно целостным и не прерываться по всему периметру здания, ведь защитить нужно совершенно весь фундамент, а не только его отдельные части.
- Толщина отмостки из бетона не должна быть меньше, чем 7 см. Если планируется повышенный уровень эксплуатационной нагрузки, то толщину нужно увеличить до 15 см.
- Для того, чтобы фундамент не портился под воздействием влаги, отмостка делается с небольшим уклоном. Минимальный показатель угла составляет 1,5 градуса.
- Чем шире будет отмостка вокруг дома, тем надежнее будет защищен фундамент.
youtube.com/embed/-5j4mQgYdIk» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Еще одним важным моментом считаются компенсационные швы. Делаются они из виниловой ленты. Иногда можно использовать отрезки ЭППС, толщина которых не должна быть менее 5-10 мм. Размещаются они на стыках фундамента с отмосткой. Особенно эффективной процедура будет в ситуациях, когда не применяется армирование.
Отмостка СНиП
Устройство отмостки обязательно регулируется с помощью специальных нормативных документов. В каждом из них подробно расписаны требования в каждом индивидуальном случае.
К основным пунктам можно отнести следующие требования:
- Отмостка должна плотно примыкать к фундаменту по всему периметру здания.
- Показатель уклона отмостки должен находиться в пределах 1-10%.
- В тех местах, где нет возможности использовать специальные механизмы, уплотнять основание можно вручную до тех пор, пока исчезнет подвижность используемого материала.
- Наружная кромка конструкции обязательно должна быть ровной. Максимально допустимый показатель искривлений не должен превышать 10 мм как по вертикали, так и по горизонтали.
- Конструкции из бетона должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к дорожному покрытию.
- В бетонномонолитных конструкциях нельзя допускать появление трещин, неровностей и раковин.
Это только небольшой перечень всех тех требований, которые указаны в нормативных документах СНиП. Их обязательно нужно учитывать, чтобы получить максимально прочную конструкцию.
Что такое асфальтобетон
Асфальтобетон – это материал искусственного происхождения, который изготавливается путем смешения органических и минеральных элементов. Все они тщательно смешиваются и затвердевают. В качестве минеральных материалов могут использоваться гравий или щебень.
Асфальтобетон – это незаменимый материал, который позволяет сделать крепкие полы в зданиях промышленного типа, дороги, покрытия аэродромов и прочее. Асфальтобетонная отмостка – это самое лучшее решение для владельцев частных домов.
Преимущества асфальтобетонной отмостки по периметру дома
Материал считается наиболее финансово выгодным и используется для разных целей по всей России. При необходимости его в дальнейшем можно без проблем отремонтировать. Материал и готовая конструкция будут иметь долгий срок эксплуатации.
Конструкция из асфальтобетона
Отмостка из высококачественного асфальта надежно защитит фундамент и здание от вредного влияния влаги, грибков и прочих неприятностей.
Из чего состоит отмостка
Конструкция, как правило, монтируется из двух основных слоев:
- Подстилающий;
- Покрывающий.
С помощью первого слоя нужно создать необходимое уплотнение и основу для покрытия, которое будет использоваться в монтаже конструкции. Чаще для него используется глина. Она играет самую важную роль в отмостке, ведь может хорошо удерживать влагу и не пропускать ее. Подстилающий слой может быть выполнен из песка, щебня или гарцовки.
Схема устройства
Наиболее подходящий материал будет выбираться с учетом верхнего слоя. Средняя толщина такой подушки не должна превышать 20 см.
Покрывающий слой выстилается из материала, который не пропускает воду и не размывается в результате чрезмерных осадков. Для верхнего слоя можно использовать плитку или брусчатку, но наиболее прочным станет асфальтобетон. Устройство конструкции практически идентичное во всех случаях, но есть некоторые отличительные особенности в зависимости от используемого материала.
Правильный монтаж асфальтобетонной отмостки
В монтаже нет ничего сложного, достаточно только знать из каких этапов состоит работа. Если сделать все правильно, то дорожка вокруг дома будет иметь долгий срок эксплуатации и сможет полноценно выполнить все свои задачи.
Укладка отмостки из асфальтобетона состоит из следующих этапов, последовательность которых очень важно соблюдать.
- Сначала роется траншея, глубина которой не будет превышать 30 см. Почва тщательно утрамбовывается по всему периметру.
- На дно выкопанной траншеи укладывается слой песка или глины. Это не даст сыпучим материалам в дальнейшем уходить в почву.
- По внешнему периметру траншеи выкладываются специальные бордюрные камни.
- На утрамбованный песок или глину высыпается щебень вместе с гравием. Выбирать нужно материалы средней фракции. Толщина слоя не должна превышать 15 см.
- Последний слой – асфальт. Толщина составляет 5 см. Его нужно хорошо разровнять и раскатать.
Процесс простой и справиться с ним сможет каждый человек, даже если он не будет иметь совершенно никакого опыта в строительстве.
Что понадобится для монтажа конструкции
Важным шагом в строительстве асфальтовой отмостки является правильный расчет всех необходимых материалов, подготовка инструментов.
Бетономешалка
Использовать нужно следующее:
- Бетономешалку или емкость, в которой будет размешиваться раствор из цемента.
- Вязальная проволока.
- Арматурные прутья.
Из инструментов понадобятся:
- Штыковая лопата для рытья траншеи.
- Совковая лопата, которой будет размешиваться раствор.
- Длинная линейка, а лучше рулетка.
- Строительный уровень.
Разметка и земельные работы
Перед строением обязательно нужно разметить территорию. По периметру дома вбиваются специальные колышки на нужном от стены расстоянии. Все они соединяются с помощью крепкой веревки или бечевки.
Подготовка места
Дальше между веревкой и стеной здания копается траншея. Ее глубина будет зависеть от используемых для строительства материалов. Когда траншея будет готова, она обрабатывается специальными гербицидами, чтобы в дальнейшем не начал прорастать сорняк, который может повредить отмостку. Если рядом с будущей конструкцией находятся деревья, то их корни необходимо обрубить.
Не всегда нужно копать траншею. Если вокруг здания земля достаточно мягкая, то ее можно попробовать утрамбовать на нужную глубину.
Небольшой глубины для отмостки будет более, чем достаточно.
Монтаж гидроизоляции и водоотведения
По всему периметру конструкции обязательно устанавливаются специальные люки для отвода жидкости. Можно использовать обычную трубу, которая предварительно распиливается вдоль. Уложить ее необходимо в основание, сделанное из бетона. Как сделать правильно гидроизоляцию читайте здесь.
Гидроизоляция
В местах соединения отмостки со стеной нужно сделать качественный компенсационный шов. Его ширина не должна превышать 2 см. Некоторые специалисты советуют засыпать швы песком, но лучшим вариантом станет применение нескольких слоев рубероида или битума.
Если во время строительства фундамента использовалась гидроизоляция, то ее достаточно вывести до уровня конструкции. Нельзя наглухо соединять материалы со стеной, ведь в случае усадки здания, облицовка может начать обсыпаться или трескаться.
Монтаж поребрика или бордюра
На частных территориях используются специальные поребрики, позволяющие отделить отмостку от остальной части двора. В случае использования бордюра, его часть будет уходить под землю. Бордюр можно также класть и в горизонтальном положении, поребрик – только в вертикальном. Вне зависимости от того, какой именно материал будет выбран владельцем дома, оба они называются бортовыми камнями.
Как правильно устанавливать поребрик:
- Выкапывается траншея и заливается большим количеством воды, затем утрамбовывается.
- Глубина траншеи совместно с щебнем и песком должна быть не меньше, чем третья часть высоты используемого поребрика. Благодаря подушке изделие будет прочно держаться в земле.
- Края поребрика обязательно смазываются специальным раствором для улучшения показателя укрепления.
Как правильно устанавливать бордюры:
- На прямых участках бордюр нужно укладывать впритык.
- В местах, где присутствуют изгибы, торцы не нужно подрезать. Если же поворот не резкий, а в форме дуги, то изделие из бетона подрезается у основания каждого торца для более плотного прилегания.
- Между каменным или пластиковым элементом и траншеей обязательно должен быть маленький зазор, максимум 2-3 см. Туда заливается раствор для закрепления конструкции.
Укладка отмостки из асфальта
В вырытую и уже утрамбованную траншею нужно насыпать 15-сантиметровый слой щебня. Только на него укладывается покрытие из асфальта.
Такой вариант отмостки из асфальтобетона достаточно практичный и прочный. Минусом является то, что он не совсем экологичный и если на улице будет слишком жарко, то начнет выделяться огромное количество опасных для здоровья человека веществ.
Подведем итоги
Отмостка – это очень важная конструкция, которая позволит в несколько раз увеличить срок эксплуатации здания. Если нет достаточно опыта или знаний, чтобы провести все работы самостоятельно, то в таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам, которые все сделают быстро и качественно. Также о том какие виды отмосток существуют можно прочитать в этой статье.
защита фундамента и достойная оправа для красивого дома
Отмостка — важный конструктивный элемент здания, предохраняющий подземную часть здания от негативного влияния дождевых и талых вод и служащая обходной дорожкой вокруг строения. Внешне отмостка представляет собой плоскую полосу с разнообразным покрытием, обходящую дом по периметру. Сделать отмостку к дому вполне возможно самостоятельно, главное, придерживаться технологии.
Отмостка — необходимое зло или необязательное благо
Отмостка — многослойная конструкция, герметично примыкающая, но не соединённая с другими частями здания. Её функциональное назначение:
- защита конструкций подземной части здания (фундамент, цоколь, подвал) от дождевой и талой воды;
- площадка по периметру здания для осмотра видимой части опорных конструкций;
- покрытие, облегчающее очистку от мусора и снега участка, прилегающего к цоколю здания.
В соответствии с назначением, сооружение отмостки обязательно для зданий на ленточном или плитном фундаменте, а также при наличии цокольного этажа или подвала. Для малоэтажного здания с холодным подпольем, построенного на винтовых сваях, сооружение отмостки по периметру дома не требуется, достаточно твёрдого покрытия в местах водостока с кровли. Лучшее решение для обходной дорожки по периметру в этом случае – «мягкая» отмостка из щебня, гравия или газона.
Виды отмосток
Отмостка любой конструкции состоит из двух слоёв: подстилающего и водонепроницаемого. Подстилающий слой выполняют из щебня, гравия, песка или ПГС — песчано-гравийной смеси; водонепроницаемый слой состоит из финишного покрытия и гидроизоляции.
По особенностям построения отмостки подразделяют на жёсткие и мягкие. Покрытие жёстких отмосток выполняют из глины, бетона, асфальтобетона, клинкерного кирпича или плитки, натурального камня или виброцементной плитки (мелкоштучных материалов). Покрытие мягких отмосток — щебень, галька или рулонный газон без устройства жёсткого слоя из цемента или бетона.
Отмостка из глины
Самая простая отмостка выполняется из глины, однако, по своим эксплуатационным качествам она ненадёжна и может рассматриваться только как временный вариант. Это связано с особенностями климата средней полосы (многократные оттепели в зимний период) и способностью глины впитывать большое количество влаги. При замораживании насыщенного водой слоя глины происходит увеличение объёма, вспучивание слоя, что приводит к повреждению фундамента. Сейчас глину в конструкциях отмостки используют только для создания гидрозамка.
Отмостки из бетона и асфальтобетона
Бетонная отмостка — наиболее часто встречающийся вариант. Её характеризуют долговечность, прочность, доступность, простота исполнения, не требующая профессиональных навыков. К недостаткам относят относительную неэстетичность покрытия.
Отмостка из бетона — простой и надежный способ защиты фундамента
Асфальтобетонные отмостки редко выполняют вокруг индивидуального жилья, так как при нагревании в жаркую погоду асфальт выделяет неприятный запах, а в покрытии чёрного цвета отсутствует даже намёк на декоративность покрытия при высокой стоимости.
Асфальтовая отмостка не украсит загородный дом или дачу
Отмостки из мелкоштучных материалов
Финишное покрытие отмостки можно выполнить из клинкерного кирпича, плитки, виброцементной мелкоштучной тротуарной плитки или колотого или шлифованного натурального камня.
Камень отмостки прекрасно сочетается с облицовкой цоколя диким камнем
Такое покрытие отлично смотрится, его можно увязать с материалом облицовки цоколя дома или выложить разноцветной плиткой различные геометрические орнаменты. Конструкция надёжно защитит фундамент от протечек. Единственное «но» — стоимость клинкерного кирпича и плитки, и тем более натурального камня, по карману не многим. Однако выбрав виброцементную плитку для отмостки, вы получите конструкцию, которая будет ненамного дороже бетонной отмостки.
Плитка — надежный материал, дающий широкие возможности для комбинирования
Мягкая отмостка
Мягкая отмостка сооружается проще и быстрее бетонной, доступнее по стоимости и не менее надёжна. В короткий срок этот вид покрытия завоевал большое количество поклонников своей эффективностью, так как ему не страшны многократные зимние заморозки и оттаивания. Утеплив эту отмостку, можно сэкономить на устройстве фундамента более мелкого заложения. Мягкие отмостки выполняют из щебня или гальки с уплотнением слоёв.
Крупная галька — отличный материал для отмостки
Недостаток покрытия — необходимость в прополке и обработке гербицидами. Газонная отмостка тоже нуждается в регулярном обслуживании — стрижке, вычёсывании, аэрации, подкормке.
Нормативные требования и материалы для выполнения отмостки
Нормативные требования к отмосткам прописаны в СНиП 2–02–01–83 «Основания зданий и сооружений» и СНиП III-10–75 «Благоустройство территорий». Основные габариты отмосток увязаны с качеством грунта района строительства:
- ширина отмостки варьируется от 0,6 метра на скальных грунтах, до 3 метров на карстовых; в обычных условиях отмостка должна быть на 20 сантиметров шире свеса кровли;
- уклон отмостки принимают от 1 до 10% в зависимости от количества осадков в месте строительства;
- толщина отмостки не должна превышать половины величины промерзания грунта;
- на пучинистых грунтах требуется утепление отмостки и устройство дренажа.
Не утепленная отмостка на пучинистом грунте — частая причина разрушения фундамента
Требования к материалам отмостки:
- марка по морозостойкости материала финишного покрытия не должна быть менее Мрз 150;
- для утепления отмостки используют материалы с минимальным водопоглощением, популярный выбор — экструдированный пенополистирол или пеноплэкс с коэффициентом водопоглощения от 0,4 до 1%;
- в качестве гидроизоляции применяют материалы, выдерживающие эксплуатацию при низких температурах;
- для предотвращения подсоса грунтовых вод применяют профилированные мембраны и геотекстиль.
Профилированные мембраны
Профилированные мембраны из полиэтилена высокого давления (ПВД) – относительно новый материал, который применяется для защиты традиционной гидроизоляции. На поверхности материала в особом порядке расположены конические выступы высотой от 8 до 20 мм, благодаря которым локальные нагрузки равномерно распределены по всей площади покрытия. Материал используется для дренирования различных конструкций в подземных сооружениях и зелёных кровлях. Применение мембраны снижает стоимость гидроизоляции, сокращается продолжительность работ, увеличивается срок службы конструкции.
Профилированная мембрана ПВД — дренажный материал нового поколения
Как сделать отмостку фундамента
Рассмотрим самый сложный вариант выполнения бетонной отмостки с утеплением фундамента и установкой бордюрного камня.
При устройстве бетонной отмостки требуется выполнение температурных швов через 1–3 метра и в углах здания. Ранее швы выполняли деревянными рейками с предварительной пропиткой антисептиком и фунгицидом. Сейчас появились специальные демпферные ленты и мастики для заполнения деформационных швов, главное достоинство которых — простота применения.
Отмостка из бетона с утеплением и дренажом — наиболее сложный вариант отмостки
Материалы для выполнения работ:
- бетон марки М 200, Мрз 150;
- арматурная сетка сварная из проволоки Ø 3–4 мм, с ячейкой от 50х50 до 150х150 мм;
- щебень или песчано-гравийная смесь;
- песок;
- деревянные рейки толщиной 5 мм или демпферная лента для выполнения деформационных швов;
- для бордюра — железобетонный бордюрный камень промышленного или самостоятельного изготовления;
- утеплитель — пенополистирол экструзионный или «Пеноплэкс»®;
- геотекстиль — мембрана ПВД;
- гидроизоляционный материал — Техноэласт, Мостопласст или другой с аналогичными характеристиками;
- дренажная система.
Если в доме есть цокольный этаж или подвал — выполнение отмостки можно совместить с работами по наружному утеплению фундамента. При утеплении отмостки фундамент утепляют на половину величины промерзания грунта. В этом случае понадобятся материалы для утепления фундамента. Выгоднее закупать материал большой партией: можно получить скидку от объёма у продавца и на доставку.
Последовательность работ:
- Демонтаж существующей отмостки.
- Разметка траншеи с помощью деревянных колышков и шнура.
Разметка проводится с помощью колышков и шнура
- Рытьё траншеи.
Снимают плодородный грунт и выкапывают по перимеиру дома траншею глубиной 30–50 см
- Работы по утеплению фундамента (при необходимости).
- Укладка щебёночного основания толщиной 10–15 см с трёхкратным уплотнением.
- Укладка первого слоя геотекстиля с заведением его на утеплитель (или поверхность) фундамента, закрепляя специальным двухсторонним скотчем или уголком.
- Укладка и уплотнение песчаной подушки толщиной 5–10 см.
- Монтаж системы дренажа. Дренажные трубы укутать геотекстилем и засыпать щебнем или гравием.
После укладки геотекстиля монтируют систему дренажа
- Укладка утеплителя в 2 слоя со смещением швов для предотвращения образования мостиков холода.
- Монтаж слоя гидроизоляции.
- Монтаж бордюра.
- Укладка демпферной ленты на место стыка бетонной отмостки с вертикальной поверхностью фундамента, установка деревянных реек для деформационных швов.
На уплотненное щебеночное основание укладывают арматурную сетку, устанавливают рейки для деформационных швов
- Монтаж арматурной сетки.
На щебеночное основание укладывают арматурную сетку
- Бетонирование, разравнивание поверхности правилом, используя рейки швов в качестве маячков.
Так выглядит уложенный бетон перед выравниванием поверхности
- Железнение поверхности бетона цементным молочком.
Поверхность бетона железнят раствором цементного молочка
Если фундамент был ранее утеплён и вокруг дома выполнен дренаж, работа упрощается — выполнение пунктов 4 и 8 не потребуется.
Видео: как сделать отмостку фундамента
Сооружение отмостки самостоятельно не требует профессиональных навыков и дорогостоящих механизмов. Устройство отмостки с учётом существующих норм и из качественных материалов защитит фундамент и подвал от преждевременного разрушения, увеличит срок эксплуатации дома, улучшит микроклимат, избавит от плесени. Затраты времени, средств и материалов на устройство отмостки окупятся сторицей: она станет достойной оправой вашего дома.
- Автор: Валерия Тетеревкова
- Распечатать
Здравствуйте! Меня зовут Валерия, мне 60 лет. Профессия — архитектор, сейчас на пенсии.
Оцените статью:
(4 голоса, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Внедрение технологий дорожного покрытия | FHWA
Инновационные подходы к строительству и обслуживанию дорожных покрытий могут сэкономить деньги и повысить производительность. FHWA способствует их использованию по всей стране.
WisDOT
Департамент транспорта штата Висконсин строит экспериментальные участки шоссе № 21 недалеко от Неседа, штат Висконсин, в рамках демонстрационного проекта по оценке характеристик асфальтовых покрытий с повышенной плотностью уплотнения. Здесь транспортное средство для перегрузки материалов помогает перемещать асфальтобетонную смесь от грузовика к асфальтоукладчику при постоянной температуре.
Сегодняшние пользователи автомагистралей ожидают качественного путешествия по безопасным и ухоженным дорогам с минимально возможными задержками. Федеральное управление автомобильных дорог играет ведущую роль в обеспечении развертывания и внедрения инновационных технологий, которые могут повысить безопасность и производительность транспортной системы, на дорогах страны.
Одним из направлений деятельности FHWA является программа ускоренного внедрения и развертывания технологий дорожного покрытия (AID-PT). Конгресс учредил программу в 2012 году в соответствии с Законом о движении вперед к прогрессу в 21 веке (MAP-21). Цель состоит в том, чтобы задокументировать, продемонстрировать и внедрить инновационные технологии дорожного покрытия, включая их применение, производительность и преимущества. В 2015 году Конгресс продолжил программу AID-PT в рамках Закона об исправлении ситуации с наземным транспортом в Америке (FAST), при этом финансирование доступно до 2020 финансового года9.0005
Центральное место в программе AID-PT занимают различные мероприятия по передаче технологий и информационно-разъяснительной работе, которые доносят информацию, опыт и методы до транспортного сообщества с помощью значимых и экономически эффективных стратегий, начиная от обзоров объектов, демонстраций и вебинаров и заканчивая руководящими документами. Транспортные агентства внедрили ряд технологий в таких областях, как бетонные покрытия, долговечность асфальтового покрытия и устойчивость.
Текущие инициативы
В своем годовом отчете AID-PT за 2016–2017 годы FHWA освещает тематические исследования, в которых обсуждаются ожидаемые долгосрочные улучшения в плане экономии средств, сроков реализации проекта, устранения заторов, повышения безопасности и улучшения характеристик дорожного покрытия благодаря программе. В частности, FHWA принимает участие в различных мероприятиях по улучшению материалов для дорожного покрытия и предоставляет рекомендации, помогающие дорожным службам более эффективно проектировать и строить как асфальтовые, так и бетонные покрытия.
Примеры текущих инициатив включают следующее:
- Поощрение внедрения методологии, описанной в Механическо-эмпирическом руководстве по проектированию дорожного покрытия , опубликованном Американской ассоциацией государственных служащих автомобильных дорог и транспорта. Четырнадцать дорожных ведомств внедрили порядок асфальтирования покрытий, еще 31 планируют внедрить. Что касается бетонных покрытий, то 13 агентств внедрили, и еще 32 планируют это сделать.
- Расширение использования и применения переработанного бетонного заполнителя в новых и реконструированных покрытиях и использование шинной резины в асфальтовых покрытиях. Эти методы не только позволяют сэкономить на затратах, но и поддерживают общее внимание к устойчивости и уменьшают воздействие дорожных покрытий на окружающую среду.
- Улучшение процессов строительства асфальтовых покрытий, в частности, использование более эффективных методов уплотнения, обеспечивающих более длительный срок службы покрытий при незначительных дополнительных затратах или вообще без них.
- Продвижение и продвижение подходов к разработке асфальтобетонных и бетонных смесей для дорожных покрытий, ориентированных на повышение производительности и долговечность.
При активной поддержке заинтересованных сторон программа AID-PT обеспечивает ряд преимуществ: от более коротких сроков реализации проектов и уменьшения заторов до экономии средств и снижения числа смертельных случаев на дорогах.
Завоевание позиций
FHWA выделяет бетонные покрытия в своем отчете AID-PT из-за их растущей популярности как надежного и экономичного решения для обслуживания и сохранения дорожных покрытий. Использование бетонного покрытия для восстановления существующего дорожного покрытия дает такие преимущества, как продление срока службы, увеличение несущей способности конструкции, сокращение затрат на техническое обслуживание и снижение затрат в течение жизненного цикла.
Пример результатов программы AID-PT |
Программа AID-PT оказывает значительное влияние на правила дорожного движения:
|
Программа FHWA по применению бетонных покрытий в полевых условиях, администрируемая Национальным центром технологии бетонных покрытий (CP Tech Center) в Университете штата Айова, отвечает на вопросы, часто возникающие в отношении этой технологии, в том числе когда и где использовать бетонные покрытия, а также проектирование и строительство.
«Цель программы — оказание технической помощи агентствам в общем процессе укладки бетона, от выбора проектов-кандидатов до проектирования и строительства самого проекта», — говорит Дейл Харрингтон, инженер-строитель Snyder and Associates. , фирма, курирующая программу CP Tech Center.
Другими словами, цель состоит в том, чтобы повысить осведомленность и знания среди государственных департаментов транспорта и местных агентств, подрядчиков и инженеров-консультантов о том, как успешно наносить бетонные покрытия.
Дейл Харрингтон, Технический центр CP
В рамках программы полевых работ по бетонным покрытиям были организованы семинары, техническая поддержка и выезды на объекты в этих местах по всей территории Соединенных Штатов.
Типы покрытий
Бригады могут наносить как связанные, так и несвязанные бетонные покрытия поверх существующих асфальтовых, композитных и бетонных покрытий. Если существующее дорожное покрытие находится в хорошем структурном состоянии, склеенные бетонные верхние слои могут устранить поверхностные повреждения или повысить прочность конструкции. Этот подход требует, чтобы бригады предпринимали определенные шаги, чтобы связать новое покрытие с существующим покрытием, чтобы оно вело себя как единая конструкция.
Если существующее дорожное покрытие изношено от умеренного до сильного, для восстановления прочности конструкции можно использовать несвязанные бетонные покрытия. Новый верхний слой отделяется от существующего покрытия, чтобы гарантировать, что повреждения нижележащего покрытия не повлияют на характеристики нового верхнего слоя.
Дейл Харрингтон, Технический центр CP
Пик использования бетонных покрытий пришелся на 2009 г. , и этот показатель продолжает расти гораздо более высокими темпами, чем в предыдущее десятилетие.
Наблюдение за результатами
Участники программы по применению бетонных покрытий в полевых условиях получают непосредственные знания о решениях для наложения покрытий, что позволяет их агентствам получать как технические, так и финансовые дивиденды.
«В рамках Программы технической помощи по бетонному покрытию был рассмотрен проект протяженностью 17 миль [27 километров] на автомагистрали I–85 в Северной Каролине, — говорит Кларк Моррисон, инженер-конструктор дорожного покрытия штата в Департаменте транспорта Северной Каролины (NCDOT).
Существующее дорожное покрытие представляло собой 50-летний бетонный шов с многочисленными асфальтовыми вставками. NCDOT выбрал несвязанный бетонный верхний слой. Группа технического центра CP посетила объект и провела семинар с инженерами NCDOT. По итогам семинара были выработаны две рекомендации: (1) оставить большую часть существующих асфальтовых заплат на месте и (2) использовать дренажную ткань вместо водопроницаемого асфальтового дренажного слоя, что привело к значительной экономии как затрат на строительство, так и времени. По оценкам Моррисона, экономия затрат только на капитальном ремонте составила не менее 3,25 миллиона долларов.
Виктор (Ли) Галливан, Gallivan Consulting Inc.
Департамент транспорта Пенсильвании использовал эти три катка с вибрационными стальными колесами, работающие в виде эшелона, для достижения целей повышенной плотности на своих демонстрационных испытательных участках.
По словам Харрингтона из CP Tech Center, использование бетонных покрытий растет и в других дорожных агентствах. «За последние несколько лет мы наблюдаем значительный рост использования бетонных покрытий, — говорит он. «С сентября 2013 г. по сентябрь 2016 г. 11 DOT различных штатов, которые прошли обучение по укладке бетонных покрытий, построили более 115 проектов укладки бетонных покрытий, что составляет более 750 миллионов долларов строительных затрат».
По мере того, как все больше агентств получают практические знания о бетонных покрытиях и опыт работы с этой технологией, официальные лица FHWA ожидают, что ее использование в качестве альтернативы для сохранения и восстановления дорожного покрытия будет расширяться.
Доступен ряд ресурсов, которые помогут дорожным службам оценить и применить бетонные покрытия. Руководства, технические описания, документация по конкретным случаям и обучение — это лишь некоторые из доступных ресурсов, которые охватывают все аспекты бетонных покрытий — от выбора до проектирования и строительства — и для целого ряда применений, включая автомагистрали, городские улицы и парковки. .
Для получения дополнительной информации посетите сайт www.cptechcenter.org/research/research-initiatives/overlays.
Повышенная плотность, повышенная долговечность
В ежегодном отчете FHWA AID-PT также подчеркивается важность плотности асфальта на более чем 9,6 миллионах миль полос движения (15,4 миллиона километров), составляющих сеть автомобильных дорог США — одну из самых крупнейшие активы страны. Поддержание системы в рабочем состоянии обходится дорого. В своем отчете Конгрессу 2015 Состояние автомобильных дорог, мостов и общественного транспорта страны: условия и эффективность (FHWA-PL-17-001), по оценкам FHWA, среднегодовые инвестиции, необходимые в период с 2013 по 2032 год для поддержания состояния и эффективности системы автомобильных дорог страны в целом, составляют 89,9 миллиарда долларов.
Любые улучшения в работе конструкций дорожного покрытия помогут уменьшить величину требуемых ежегодных инвестиций. Одним из простых, прямолинейных и относительно недорогих способов улучшения характеристик асфальтовых покрытий является достижение более высоких уровней плотности во время строительства. Более высокие уровни плотности асфальта повышают износостойкость дорожного покрытия, продлевают срок его службы и отсрочивают будущие работы по восстановлению и реконструкции.
Источник: FHWA.
Привлекательность уплотнения
За прошедшие годы инновации и усовершенствования в оборудовании, методах и технологиях позволили повысить качество дорожного покрытия и снизить затраты. Сегодня инженеры знают, что сочетание контролируемого уплотнения с более высокой плотностью дорожного покрытия на месте может оказать существенное влияние на характеристики асфальтового покрытия.
Исследования показали, что увеличение плотности и уменьшение содержания воздушных пор в асфальтовых покрытиях приводит к снижению водопроницаемости, повышению устойчивости к растрескиванию и колееобразованию под нагрузкой и, в конечном счете, к увеличению срока службы покрытия. Например, одно исследование, проведенное учеными из Национального центра асфальтовых технологий в Обернском университете, показало, что увеличение уплотнения, приводящее к уменьшению содержания воздушных пустот на 1 процент, может обеспечить увеличение усталостной долговечности на 8–44 процента и От 7 до 66 процентов увеличения эффективности гона, как на основе лабораторных, так и полевых данных.
Сравнение предполагаемой стоимости жизненного цикла верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, построенного с плотностью 92 процента от максимальной теоретической, с аналогичным верхним слоем, построенным с плотностью 93 процента, показывает потенциальную экономию, которая стала возможной за счет увеличения минимальной требуемой плотности на месте всего на 1 процент. Используя консервативное 10-процентное увеличение срока службы, в спонсируемом FHWA отчете Улучшенное уплотнение для повышения долговечности и продления срока службы дорожного покрытия: литературный обзор (отчет NCAT № 16-02) указывается экономия затрат в чистой приведенной стоимости 88 000 долларов на проект мощения стоимостью 1 миллион долларов.
MnDOT
Министерство транспорта Миннесоты использовало показанные здесь роликовые катки, оснащенные интеллектуальными приборами для уплотнения, для контроля уплотнения тестовых участков.
Подрядчики могут добиться более высокой плотности за счет увеличения уплотнения, но чрезмерное уплотнение может повредить дорожное покрытие. К счастью, недавние усовершенствования, такие как технологии теплой асфальтобетонной смеси (которые улучшают удобоукладываемость смеси), интеллектуальное уплотнение, высокотехнологичные асфальтоукладчики и процессы контроля качества, позволили достичь более высокой плотности на месте, избегая этого риска. И, в отличие от других методов достижения улучшенных характеристик дорожного покрытия, которые требуют более дорогих материалов или методов строительства, дополнительная плотность дорожного покрытия на месте не приводит к значительному увеличению стоимости для достижения существенного улучшения характеристик.
FHWA запускает демонстрационный проект
В 2016 году, признав важность плотности на месте для строительства экономичных и долговечных асфальтовых покрытий, FHWA инициировала демонстрационный проект под названием «Повышение долговечности за счет увеличения плотности покрытия на месте». . Цель состояла в том, чтобы продемонстрировать, что плотность на месте, необходимая для улучшения характеристик асфальтового покрытия, может быть достигнута без значительного увеличения затрат на строительство. В процессе подачи заявок FHWA выбрало 10 штатов для строительства тестовых участков и участия в демонстрации.
На каждом демонстрационном участке бригады построили одну стандартную секцию в качестве контрольной и одну или две опытные секции с повышенной плотностью. Каждое государство также построило дополнительные испытательные участки с альтернативными подходами к повышению плотности дорожного покрытия. Эти альтернативы включали в себя ряд недавних технологических усовершенствований, таких как асфальтобетон с теплой смесью, интеллектуальное уплотнение, измерители плотности прокатки и инфракрасное изображение. Другие испытанные альтернативы включали более традиционные изменения в практике, такие как дополнительные катки, транспортные средства для транспортировки материалов и улучшения в составе асфальтобетонных смесей, выборе материалов и планах обеспечения качества.
Судя по всему, демонстрационный проект удался. Ключевой вывод заключался в том, что бригады могли эффективно повысить плотность на месте: 8 из 10 штатов добились увеличения плотности по крайней мере на 1 процент на своих проектах.
Источник: FHWA/APTech.
Выявленные методы достижения повышенной плотности были разделены на пять основных категорий, которые могут служить контрольным списком для изучения дорожными службами:
- Улучшить спецификации, включив в них либо стимулы, либо усилив существующие стимулы для подрядчиков для достижения более высокой плотности на месте.
- Скорректируйте состав смеси, чтобы получить немного более высокое содержание асфальта.
- Стремитесь к большей согласованности температуры смеси, скорости асфальтоукладчика и рисунка расположения катков.
- Следуйте передовым методам строительства.
- Используйте новые технологии, такие как теплый асфальт, инфракрасное изображение, измерители плотности прокатки и интеллектуальное уплотнение.
Семинары по передовому опыту
Ключом к успеху демонстрационных проектов стало партнерство, которое FHWA установило с промышленностью, а также с государственными дорожными агентствами и подрядчиками в государствах-участниках. Национальный центр технологии асфальтобетона и Асфальтовый институт организовали семинары, помощь в проектировании смесей и совещаниях перед началом строительства, мониторинг строительства и документацию. Основная цель семинаров заключалась в том, чтобы представить передовой опыт уплотнения дорожного покрытия, не прибегая к использованию дополнительного уплотняющего оборудования или более дорогостоящих технологий уплотнения.
Отзывы государств-участников об однодневном семинаре были настолько положительными, что позднее семинар был проведен еще в 18 государствах. В общей сложности более 1400 участников из федеральных и государственных транспортных агентств и отраслевых организаций прошли обучение.
«Финансирование и семинар, предоставленные FHWA, сыграли важную роль в [Министерстве транспорта штата Висконсин (WisDOT)] приоритизации демонстрационного проекта повышенной плотности», — говорит Барри Пей, главный инженер по материалам в WisDOT, один из участников демонстрационного проекта FHWA. . «Информация, полученная из этой демонстрации, позволила WisDOT обновить наши спецификации плотности для строительного сезона 2017 года, на год или два раньше, чем мы планировали изначально. Увеличение плотности на 1–1,5 процента приведет к увеличению срока службы дорожного покрытия на 10 или более процентов. Возврат от поощрения FHWA в размере 50 000 долларов и семинара будет отличным для Висконсина».
Для получения дополнительной информации о результатах демонстрационных проектов посетите сайт http://eng. auburn.edu/research/centers/ncat/files/technical-reports/rep17-05.pdf.
На пути к устойчивым тротуарам
Еще одним важным моментом в годовом отчете AID-PT является Программа экологически безопасных дорожных покрытий FHWA. Эта программа поддерживает дорожные агентства, поскольку они работают для достижения экологических, социальных и экономических целей. Программа направлена на расширение знаний и практики проектирования, строительства и обслуживания более устойчивых дорожных покрытий посредством взаимодействия с заинтересованными сторонами, обучения и разработки руководств и инструментов.
Программа определяет устойчивое дорожное покрытие как покрытие, соответствующее местоположению и климату, по возможности с использованием местных материалов и отвечающее целям агентства по проектированию и характеристикам. С помощью технической рабочей группы Программа устойчивого дорожного покрытия FHWA претворяет знания в жизнь. Вот подробнее некоторые из основных мероприятий программы.
Привлечение заинтересованных сторон
В основе программы лежит Техническая рабочая группа по экологичным покрытиям. Рабочая группа, состоящая из 20 членов, представляющих федеральные, государственные и местные транспортные агентства, а также отраслевых и академических партнеров, и более 300 «друзей», вносит общий технический вклад в программу и помогает повышать осведомленность специалистов по дорожному покрытию о проблемах устойчивого развития.
Группа собирается два раза в год для обмена информацией посредством технических презентаций, обзоров технической документации, а также дискуссий в группах и за круглым столом. На недавних встречах были затронуты такие темы, как оценка жизненного цикла дорожного покрытия и взаимодействие дорожного покрытия с транспортным средством.
По словам Лейфа Уотне, исполнительного вице-президента Американской ассоциации производителей бетонных покрытий и члена рабочей группы, «Программа экологически безопасных покрытий оказалась чрезвычайно плодотворной в плане объединения заинтересованных сторон и участия в содержательном диалоге по всем вопросам, связанным с устойчивостью покрытий. ”
Определение игрового поля
Чтобы предоставить передовой опыт и практическое руководство, FHWA выпустила множество справочных материалов и возможностей обучения. Отличительным результатом программы является «На пути к устойчивым системам дорожного покрытия: справочный документ » (FHWA-HIF-15-002). В документе представлен обзор ключевых концепций и рекомендаций о том, как сделать укладку более экологичной. Например, он побуждает агентства учитывать весь жизненный цикл, от добычи материалов и их транспортировки на площадку до этапов проектирования, строительства, использования и окончания срока службы дорожного покрытия. Он также рекомендует агентствам признать, что не существует универсального подхода к устойчивости дорожного покрытия; найти компромисс между экономическими, экологическими и социальными факторами; и стремиться к повышению устойчивости от проекта к проекту в долгосрочной перспективе.
Программа устойчивого дорожного покрытия также разработала основу для оценки воздействия систем дорожного покрытия на окружающую среду в течение всего жизненного цикла. Жизненный цикл дорожного покрытия Структура оценки (FHWA-HIF-16-014) является важным первым шагом в реализации и принятии принципов оценки жизненного цикла. Дорожные агентства и специалисты по дорожным покрытиям и материалам используют этот документ, чтобы помочь в разработке инструментов оценки жизненного цикла.
Например, Амлан Мукерджи, доктор философии, адъюнкт-профессор гражданской и экологической инженерии Мичиганского технологического университета, использовал этот документ для подготовки правила категории продукта и экологической декларации продукта для производства асфальтового покрытия. «Система оценки жизненного цикла определяет все взаимосвязанные компоненты, имеющие отношение к проектированию, строительству и обслуживанию дорожных покрытий», — говорит Мукерджи. «При проведении оценки жизненного цикла асфальтобетонных смесей система использовалась для учета всех факторов, относящихся к асфальтовым покрытиям. Это гарантирует, что декларации об экологических продуктах асфальта могут быть легко интегрированы с другими компонентами оценки жизненного цикла дорожного покрытия и, в конечном счете, позволяют агентствам использовать их для целей проектирования дорожного покрытия и принятия решений по строительству».
Дорожная карта на будущее
FHWA недавно разработало стратегическую дорожную карту Программы устойчивого дорожного покрытия (FHWA-HIF-17-029) , в которой определены конкретные направления на 2015–2020 годы. Дорожная карта выделяет темы и результаты , которые могут оказать существенное влияние на продвижение соображений устойчивости в сообществе дорожных покрытий. Содержание организовано в четыре широких целевых области, каждая из которых включает процессы и действия, которые продвигают состояние практики к устойчивости. Для получения дополнительной информации посетите www.fhwa.dot.gov/pavement/sustainability/hif17029..pdf.
APTech
Двухслойное бетонное покрытие, как показано здесь, использует более высокий процент переработанного или маргинального заполнителя в более толстом нижнем слое, при этом более прочный материал резервируется для более тонкого поверхностного слоя. Этот метод повышает устойчивость дорожного покрытия без ущерба для его эксплуатационных характеристик.
Применение знаний на практике
Внедрение более устойчивых практик дает множество преимуществ не только для окружающей среды, но и для финансовых результатов агентств. Например, при реконструкции платной дороги Мемориала Джейн Аддамс (I–90), платная дорога Иллинойса задокументировала повторное использование почти 1,2 миллиона тонн (1,1 миллиона метрических тонн) переработанных материалов, включая заполнители, а также асфальтовые и бетонные покрытия с проектной площадки. Точно так же Департамент транспорта Иллинойса задокументировал переработку более 2 миллионов тонн (1,8 миллиона метрических тонн) материалов в течение строительного сезона 2015 года. Переработка и повторное использование материалов снижает спрос на первичные материалы и связанные с этим транспортные и энергетические затраты.
Повторное использование материалов также дает значительные экологические преимущества и экономию средств на национальном уровне. Согласно опросу, проведенному FHWA и Национальной ассоциацией асфальтовых покрытий, в течение строительного сезона 2016 г. было утилизировано более 76,9 млн тонн (69,7 млн метрических тонн) регенерированного асфальтового покрытия и почти 1,4 млн тонн (1,3 млн метрических тонн) переработанной битумной черепицы. используются в новых покрытиях в Соединенных Штатах, экономя налогоплательщикам более 2,1 миллиарда долларов по сравнению со стоимостью использования традиционных материалов для мощения. Кроме того, по оценкам Американской ассоциации строителей дорог и транспорта, использование летучей золы — побочного продукта угольных электростанций — в качестве замены цемента в бетонных смесях для дорожного покрытия сэкономило 2,3 миллиарда долларов за 5-летний период.
Программа устойчивого дорожного покрытия продолжит оказывать поддержку автодорожным агентствам, поскольку они учитывают вопросы устойчивого развития в своей повседневной деятельности. В ближайшем будущем FHWA планирует подготовить дополнительные руководящие документы, создать простой калькулятор оценки жизненного цикла и разработать тематические исследования, посвященные передовым методам создания устойчивых дорожных покрытий.
Благодаря стратегическому партнерству с дорожными агентствами и другими организациями, занимающимися укладкой дорожного покрытия, FHWA использует федеральные инвестиции, чтобы максимизировать воздействие программы AID-PT и расширить преимущества для путешествующих. Полный отчет AID-PT доступен на www.fhwa.dot.gov/Pavement/pubs/hif17047.pdf.
Джина Альстром — руководитель группы материалов для дорожных покрытий в FHWA в Вашингтоне, округ Колумбия. Она отвечает за политику, стандарты, техническую и программную помощь, а также за внедрение инновационных технологий. Она получила B.S. в гражданском строительстве из Пенсильванского государственного университета и MS. в гражданском строительстве из Университета Мэриленда, Колледж-Парк.
Для получения дополнительной информации посетите сайт www.fhwa.dot.gov/pavement или свяжитесь с Джиной Альстром по телефону 202–366–4612 или по электронной почте [email protected].
Защита асфальтобетонного покрытия дорог
Наша миссия
Открытие, распространение и применение экологически безопасных технологий, которые продлевают срок службы и улучшают характеристики асфальтовых и бетонных дорог, автомагистралей, мостов и взлетно-посадочных полос.
Наши основные ценности
- Реальная наука
- Окончательное тестирование
- Строгие спецификации
- Выполненные обязательства
- Реальные результаты
Наша история
Когда Колин Дюранте услышал об исследованиях мальтена, проведенных Фрицем Ростлером еще в 1971 году, и основанной на них технологии защиты дорог Reclamite ® 1 , он установил отношения с дистрибьютором на востоке Миссисипи с оригинальным продуктом. Производитель Witco Corporation. К 1972 году в Кливленде, штат Огайо, была официально основана компания Pavement Technology, Inc., основным продуктом которой был реагент для восстановления асфальта Reclamite. Мы по-прежнему являемся основным дистрибьютором и аппликатором для его нынешнего владельца, Ergon, Inc., ежегодно обновляя тысячи миль дорог, мостов и аэропортов с помощью омолаживающего средства Reclamite.
В 1992 году Колин инвестировал в производственное предприятие D&D Emulsions Inc. в Мэнсфилде, штат Огайо. Благодаря этому совместному предприятию мы уже более полувека производим технологию Reclamite в строгом соответствии с ее первоначальными спецификациями.
Наше сотрудничество с D&D Emulsions немедленно дало нам доступ к набору продуктов Golden Bear, которые теперь принадлежат Tricor Refining, LLC, компании Ergon. Несколько лет спустя материалы для обслуживания и консервации дорог от DAI Emulsion Inc. стали частью нашего портфолио благодаря совместному предприятию с D&D.
Совсем недавно Колин начал сотрудничать с Делбертом Доусоном из D&D Emulsions в разработке собственных запатентованных материалов и технологий. Первым был выпущен стабилизатор битумных швов JOINTBOND ® , который успешно применяется на дорогах по всей Америке.
После обширных исследований, испытаний и разработок в 2017 году мы выпустили серию продуктов на основе еще одной запатентованной технологии. Семейство решений фотокаталитической технологии P lus Ti ™ представляет собой уникальные консервационные материалы, использующие диоксид титана для превращения асфальтовых и бетонных дорог в союзников в борьбе Америки за снижение загрязнения воздуха, связанного с автомобильными выбросами.
Сегодня PTI использует наш опыт и знания в области обслуживания и консервации асфальта и бетона для разработки, распространения и применения устойчивых, продлевающих жизнь решений, которые улучшают жизнь сообществ, которым мы служим.
Asphalt Preservation Company Distribution
Наши запатентованные технологии, стабилизатор продольных швов JOINTBOND ® и семейство фотокаталитических технологических решений P lus Ti ™, которое включает A.R.A.-1 Ti ® омолаживающее средство для асфальта, уменьшающее загрязнение и нагревание, Litho1000 Ti ® , уменьшающее загрязнение и тепловое воздействие герметик/отвердитель для бетона, JOINTBOND Ti ® , уменьшающий коэффициент излучения, рассеивающий воду стабилизатор продольных швов и Ti-Intro CME ® универсальный пенетрант, уменьшающий загрязнение и тепло, распространен в США, включая Аляску и Гавайи.
Как компания по консервации асфальта, Pavement Technology, Inc.