Разное

На дорожку: на дорожку | это… Что такое на дорожку?

Зачем «сидеть на дорожку»? 10 объяснений самых известных примет

Даже в XXI веке образованные люди, которые не верят ни в Бога, ни в чёрта, возьмут и присядут на дорожку. Или бизнес-вумен забежит в квартиру, бросит на пол свою модную сумку, а потом спохватится: «На пол нельзя класть, вот на стул лучше кину». Вернётся и кинет на стул. Все эти приметы могут казаться смешными и абсурдными. Ну как сумка, которая стоит на полу, может лишить денег? А всё равно внутри начинает шевелиться неприятный червячок, и на всякий случай человек поступает не так, как хотел сначала.

Как же объясняются самые известные приметы, о которых мы слышали с детства? Стоит ли прислушиваться к голосу предков, который доносится до нас буквально из глубины веков, или надо начисто его в себе заглушить и смело убегать в дальний путь, не «присев на дорожку»?

Просыпать соль — к ссоре

Здесь объяснение довольно простое. Это сейчас соль стоит очень дёшево, но буквально 100–150 лет назад её было тяжело достать. Всё дело в том, что предложение не успевало за спросом, технологии производства соли были несовершенны. Кроме этого, государства жёстко контролировали процесс добычи, выдавая лицензии только некоторым компаниям.

Раз этот продукт был дефицитным и дорогим, то его и нужно было беречь и употреблять только по назначению, а не просыпать попусту на пол. Легко предположить, что если кто-то рассыпал соль, то другие члены семьи были этим проступком рассержены. Могли и отругать «криворукого» родственника.

Перед дальней дорогой надо всем присесть

Это суеверие объясняется тем, что домовые, мол, страшно не любят, когда кто-то из членов семьи покидает жилище. Из-за этого он может расстроиться и начать шалить, например, забрать и спрятать какую-то важную для уезжающих вещь или договориться с прочими духами, чтобы они помешали поездке и вернули домой уезжающих поскорее. Жильцы присаживаются, чтобы убедить своего домового, что вообще-то суеты никакой нет, никто никуда не собирается. Мы просто играли в сборы и вот теперь сели отдыхать. Домовой расслабится и не станет ничего прятать и мешать, а когда спохватится, будет уже поздно, и путешественников и след простынет.

Это волшебное объяснение суеверия, практическое же сводится к тому, что сборы — это всегда суета, и перед выходом нужно дать себе хоть минутку спокойствия. За это время можно вспомнить, выключен ли утюг и лежат ли паспорта в боковом отсеке чемодана.

Возвращаться нельзя, а если вернулся — посмотри в зеркало

У этой приметы практического значения нет, либо оно было в давние времена, и сейчас сложно восстановить картину и понять действительную надобность такой приметы. Зато есть несколько магических объяснений.

Человек, возвращаясь, меняет заданное направление движения энергии на противоположное. Вероятно, это чревато разнообразными несчастьями. Чтобы запустить ход энергии снова в нужном направлении, надо посмотреть в зеркало. Правда, по этой логике, если человек посмотрел в зеркало перед выходом из дома в первый раз, то это было равносильно возвращению за забытой вещью, раз «энергия перезапускается».

Кроме этого, примета объясняется пересечением порога, который раньше считался мистическим местом в доме: его считали границей между мирами. Пересечение порога в обратном направлении за забытой вещью нежелательно, так как сбивается настрой путника. И всю дорогу теперь он пройдёт с неправильным настроем.

Если поставить сумку на пол — денег не будет

Если веник ставить ручкой вверх — денег не будет, если свистеть — денег не будет. Наличие денег очень сильно волнует людей, поэтому они стараются правдами и неправдами их приманить. На самом деле, денег не будет, если их безрассудно тратить, если не работать или если работать на плохо оплачиваемой работе.

Итак, про сумку. Пол — это волшебное место в доме. Там обитает вся нечистая сила (правда, пол в многоэтажках — это и чей-то потолок, но неважно). Вся негативная энергия собирается на полу. И если кто-то поставит сумку на пол, то вся энергия «сбежится» в эту сумку, и придётся принести её к себе в дом. Со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, если в сумке есть деньги, то нельзя, чтобы деньги соприкасались с чужой негативной энергией, да и со своей -тоже, а то «обидятся» и все уйдут.

Практическое объяснение приметы может сводиться к тому, что пол может быть грязным, а зачем пачкать вещь? Опять же, в давние времена к вещам относились бережно, производили меньше, чем было нужно, поэтому и берегли. Буквально ещё 70–80 лет назад в деревнях на пятерых детей были одни валенки, бумаги не было, школьники писали на газетах между строк. Конечно, если у кого-то заводилась настоящая сумка, то её хотелось холить и беречь, поэтому и не бросали на пол.

Беременным нельзя шить

При этом беременным можно участвовать в покосах и работать наравне с мужчинами. Но если женщина будет шить, и нитка запутается, то и у ребёнка запутается судьба, и он будет несчастливым или больным, или, не дай бог, вообще мёртвым родится.

Вокруг беременности и родов ходило столько суеверий и примет, что не счесть. Перинатальной медицины просто не было, и из-за любых патологий в родах могли умереть и мама, и малыш. Беременность для женщины была смертельной опасностью, поэтому и суеверий вокруг неё расплодилось множество.

В примете есть небольшое рациональное зерно. Беременным действительно вредно долго находиться без движения, особенно на поздних сроках, нужно двигаться, много гулять. Рукоделие же предполагает долгое неподвижное сидение в одной позе.

С ножа есть — злым быть

Значение этой приметы сводится к тому, что нож — это в первую очередь оружие. Он забирал жизни у врагов, а значит, обладает колоссальной энергией, причём едва ли положительной. Если человек ест с ножа, то эта негативная энергия переходит в него, и он становится злым.

Смысл такого суеверия в том, что вообще-то есть с ножа опасно — можно порезаться. Порезы ротовой полости весьма неприятны, поэтому едва ли человек, который порезал себе губу или язык, будет очень счастлив и добр.

Нельзя бить яйца о стол

«Стол — божий престол», «Стол — божья длань», «По столу стучать — покойников по лбу бить», — наверняка все слышали что-то подобное в детстве от бабушек. Откуда пошла эта примета? В древности столу, как и порогу, приписывали мистические свойства. Со стола люди ели, а значит, получали жизненные силы. Конечно, нужно относиться к такому месту уважительно, нельзя на него садиться и разбивать об него яйца тоже нельзя. Иначе духи стола могут разгневаться и забрать у людей еду.

Скорее всего, истинная причина этого суеверия заключается в том, что если яйцами постоянно будут стучать о стол, то это приведёт к порче его поверхности.

Чёрная кошка перебежала дорогу — к несчастью

Сразу надо заметить, что не у всех народов именно чёрный кот приносит несчастье, в Великобритании он, наоборот, — к удаче. Уже это говорит об абсурдности суеверия. Надо полагать, здесь у людей просто работают ассоциации: чёрный — цвет ночи, а ночь всегда страшна и загадочна. Тёмные силы любят ночь, рядом с колдунами изображают чёрных кошек, следовательно, если чёрная кошка перебегает дорогу, то, значит, нечистые силы её пустили на путь человека.

Разбитое зеркало — к несчастью

История возникновения этой приметы похожа на историю с солью. Зеркала в давние времена были редкими вещами, поэтому с ними старались обращаться с максимальной осторожностью. Кроме обычной дороговизны этого предмета, есть ещё одна причина, почему раньше боялись разбивать зеркала. Бывало, что для изготовления амальгамы использовали ртуть. Как известно, её пары ядовиты, и разбитое зеркало в прямом смысле могло навредить здоровью хозяина.

Магический смысл в том, что зеркало «записывает» в себе информацию о том, что в нём отражается. Именно поэтому зеркала завешивают, когда в доме появляется покойник. Если разбить зеркало, то вся энергия, которая в нём содержится, вырвется наружу и может принести горе.

Птичий помёт — к деньгам

Суеверные люди считают, что птицы являются посредниками между землёй и небом. Если они посылают что-то человеку, то это добрый знак, даже если это что-то — их испражнения. Люди могли придумать это просто для того, чтобы скрасить свои неприятные чувства от этого события. Теперь уже друзья не будут смеяться, как оголтелые, они улыбнутся и скажут, что это к деньгам, может, даже позавидуют. Машину придётся заново мыть — ничего, это к деньгам. Голову придётся заново мыть — это вообще к шальным деньгам. Правда, придётся вернуться домой с полпути, но если посмотреть в зеркало, то негативное действие этой приметы нивелируется.

Приметы и суеверия работают только для тех, кто в них верит. Не верьте, вам повезло жить в просвещенный век, чёрная кошка — это просто животное, соль не принесёт неудачу, а беременная может шить и вязать сколько хочет, если регулярно наблюдается у врача.

Читайте также: Приметы и суеверия, появившиеся после образования СССР

Еще:

Интересные факты из рубрики «Общество»

Русская традиция Присесть на дорожку

Народная традиция «присесть на дорожку» зародилась в древнеславянские времена еще у наших предков-язычников и актуальна в обиходе современного человека до сих пор. Она укрепилась в народе, став неотъемлемой частью процесса сбора в дорогу и прощания с уезжающими.

Суть данной русской традиции состоит в том, что перед отъездом в дальние края, когда чемоданы и сумки приготовлены, люди одеты, обуты и готовы к выходу и напоследок «присаживаются на дорожку». Причем присесть нужно всем: и отъезжающим, и остающимся. Присесть достаточно на минутку, при этом принято помолчать, собравшись с мыслями.

Спокойно, без беготни и суеты вспомните, все ли вещи, билеты, документы взяты с собой. Посмотрите на окружающих, возьмите с собой частичку тепла того дома, из которого уезжаете.

Благодаря тому, что эта старинная русская традиция содержит в себе житейскую мудрость и опыт предыдущих поколений, ее жизнь исчисляется уже несколькими сотнями лет.

История русской традиции «присесть на дорожку»

Древнерусская традиция «присесть на дорожку» имеет языческое происхождение. В народе верили, что если сорваться с места и отправиться в дорогу наспех, то домовой последует за уехавшими, а оставшийся без присмотра дом просто-напросто погибнет.

Таким образом люди делали вид, якобы никуда не уезжают, обманывая домового, чтобы ни он, ни злые духи не присоединились к покидающим жилье.

Кроме того, было принято считать, что в эту минуту домовой может дать знак в случае, если предстоящая дорога предвещает опасность. За знак можно было принять падение посуды, предметов со стен и в таком случае поездку следовало отменить.

И отъезжающие, и провожающие произносили про себя определенные заговоры на добрую дорогу и скорейшее возвращение. Существовали заговоры на благополучный путь, на защиту от зла и неудач как на покидающих дом, так и на охрану жилья.

После нужно было помолиться, оставив всю суету, беспокойство, чтобы обрести внутреннюю гармонию, поскольку в пути нужно быть собранными. На то, чтобы произнести молитву и настроиться на добрую дорогу, как раз и требовалось около минуты.

Современное следование традиции

В наши дни мало кто знает истоки и значение старинной русской традиции «присесть на дорожку» и поэтому если и соблюдают данный обычай, то делают это по привычке, не задумываясь о его смысле. Как правило, слова «Ну, присядем на дорожку!» произносят мудрые люди с жизненным опытом, после чего всем присутствующим нужно присесть у выхода хотя бы на чемоданы и непродолжительное время помолчать.

Уход, то есть прекращение оседлого образа жизни и отправление в дорогу можно отнести к одному из этнических стереотипов поведения, которое является закономерной реакцией в ситуациях, происходящих в рамках традиции. Уход мог быть вызван отправлением на заработки в город, на промыслы в лес, на службу в армию, в разбойники, даже замуж или связан со сменой места жительства. В зависимости от целей отличалась продолжительность обрядов прощания, а также уровень их ритуализации. С другой стороны, в осмыслении ситуации присутствуют общие и представления, которые определяли правила ее включения в культурный контекст.

Сам уход согласно русскому восприятию относился к нестандартному явлению (кризисному либо праздничному) и трактовался как перерыв, а не продолжение обыденного течения быта, что объясняет повышенную ритуализацию обычая.

Русская народная традиция «присесть на дорожку» представлена в фольклорных текстах различных жанров. Однако большинство из них уход видят как кризисное событие. Например, в сказках Иван отправляется в дальний путь за тридевять земель, когда у него или его близких что-то похищают (невесту, урожай), то есть он что-то теряет.

Согласно старинной традиции «присесть на дорожку», еще в XIX в. рекруты за неделю, а порой и за 1-2 месяца перед призывом переставали участвовать в обычных работах и начинали гулять. Если девушка отправлялась в монастырь, то примерно в течение недели до этого она прощалась с родными и близкими — современные студентки примерно столько же готовятся после каникул перед поездкой на учебу. Если семья переезжала на другое место жительства, то имущество начинали продавать заблаговременно, то есть за несколько месяцев, чтобы вовремя подготовиться к предстоящей дороге. Так время между домом и дорогой могло составлять от нескольких минут до месяцев, а собравшиеся в путь находились при этом в особом промежуточном состоянии и в статусе ушедшего.

Некоторые люди культивируют данный статус и превращают его в свой образ ускользающей от контроля жизни. Примеры таких людей есть можно взять из истории: это старообрядцы-бегуны, которые постоянно находились не в странствии, а именно в состоянии побега.

Современное выражение культа ухода присутствует в молодежной субкультуре, примером является путешествие автостопом.

Температура в русской бане

Старинные женские имена славянского происхождения

Русские обычаи гостеприимства

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры гусениц

гусеницы

Но они чувствовали, что у них внутри трек .

Из Чикаго Трибьюн