Отмостка вокруг дома на участке с уклоном. Все об уклоне отмостки
Содержание
- Отмостка вокруг дома на участке с уклоном. Все об уклоне отмостки
- Почему уклон важен?
- Нормы СНиП
- Высокая отмостка. Какой должна быть отмостка вокруг дома
- Отмостка: ее назначение и функции
- Наклонная отмостка. Как правильно забетонировать отмостку с уклоном
- Параметры отмостки
- Сооружение классической отмостки
- Сооружение мягкой отмостки
Отмостка вокруг дома на участке с уклоном. Все об уклоне отмостки
В статье расписано все об уклоне отмостки (об угле наклона 1 м). Озвучены нормы по СНиП в сантиметрах и градусах вокруг дома, требования по минимальному и максимальному уклону. Указано, как сделать конкретный уклон отмостки из бетона.
Почему уклон важен?
Разбираться с углом наклона отмостки вокруг дома необходимо уже в силу того, что именно она защищает от просачивания осадков вниз. То есть от подмыва самого строения со всем, что так дорого в нем для жильцов. Но даже если отмостка вроде бы есть, она иногда подводит. И связано это как раз с неграмотным оформлением уклона. Этот параметр прямо зависит от других характеристик конструкции, и в идеале все должно рассчитываться сразу же.
Нормы СНиП
Строительные нормы и правила говорят прямо, что ширина конструкции должна составлять 1 м. Отклонения от этой величины допускаются в исключительных случаях при наличии технического обоснования. На глинистых почвах велик риск повреждения здания, потому слой песка должен быть увеличен до 0,3 м. Только такая закладка гарантирует надежность обустройства.
Что интересно, придется учитывать также кровельные свесы. Ширина отмостки должна превосходить габарит свеса не менее чем на 0,2 м. По нормативу отсчет уклона начинается строго от фундамента постройки. Это требование позволяет осадкам и талой воде беспрепятственно утекать и уходить в землю.
Рассчитывать кривизну необходимо сообразно точной ширине и применяемым материалам.
Так, при использовании щебенки и булыжников и ширине до 1 м минимальный уровень уклона в градусах равен 5, а максимальный — 10. Но часто отмостку делают на основе асфальта либо бетона. Тогда ее кривизна достигает от 3 до 5% общей ширины. Многие параметры задаются также в ГОСТ. Так, стандарт 9128-97 регулирует состав смесей, которые разрешено применять для обустройства отмостки.
Пересчитать указанные в нормативных актах нарушения кривизны в привычные метрические единицы не составляет труда. Но — только для профессионалов. Новичкам же и непосредственно заказчикам желательно ориентироваться на популярные изложения нормативов. Согласно им, на 1 м поверхности должно приходиться 1-10% искривления. В сантиметрах это будет от 1 до 10 — и выдержать подобный параметр, как показывает практика, не слишком сложно.
Но иногда характеристики отличаются. Для бетона или асфальта они равны 0,3-0,5 см, в зависимости от конкретной ситуации. Учитывают всегда и практические тонкости, причем правильный расчет могут выполнить опять же только профессионалы. Поперечный уклон от стен здания не менее важен, чем продольный наклон — его показатель должен составлять минимум 2%, а по некоторым сведениям, даже от 3%.
Высокая отмостка. Какой должна быть отмостка вокруг дома
Важным конструктивным элементом дома является отмостка.
Она обычно изготавливается на заключительном этапе строительства здания, после того, как отделан фасад или хотя бы цоколь, и по этой причине ее изготовление часто откладывают «на потом», ведь сам дом уже готов. Однако такой подход является ошибкой, поскольку отмостка не только придает зданию законченный аккуратный вид, но и выполняет ряд других очень важных функций. Рассмотрим, какие отмостки бывают, и какую отмостку вокруг дома сделать лучше.
Отмостка: ее назначение и функции
Отмосткой называют водонепроницаемую «дорожку», устроенную по периметру здания таким образом, чтобы капающая с крыши вода не попадала на грунт прямо у стен. Она должна попадать на отмостку, которая специально устраивается с уклоном, благодаря чему вода стекает от стен дома.
Ровная аккуратная отмостка по периметру дома работает как паспарту для картины, создавая архитектурный облик здания. Но более важными являются другие функции этого сооружения:
- отмостка является частью гидроизоляции фундамента, отводит воду осадков от стен здания;
- защищает фасад здания от брызг во время дождя, сохраняя его чистоту и красивый внешний вид;
- утепляет цокольную часть фундамента;
- не дает газонным растениям разрастаться близко к стенам дома.
Кроме того, отмостка может использоваться в качестве пешеходной дорожки вокруг дома.
Пренебрежение обустройством отмостки грозит не только раскисшим грунтом возле дома и грязными брызгами на фасаде, но и может привести к тому, что фундамент начнет разъезжаться, в стенах здания появятся трещины, углы покосятся.
Поэтому отмостку сделать необходимо сразу по завершении отделки фасада.
Наклонная отмостка. Как правильно забетонировать отмостку с уклоном
Отмостка представляет собой опоясывающую дом по периметру полосу из бетона, камня или тротуарной плитки, служащую для отведения атмосферной воды, скапливающейся при выпадении дождя или снега. Сооружение вокруг строящегося дома отмостки с уклоном необходимо для защиты фундамента дома и соединенной с ним части стен от попадания атмосферной влаги. Наибольшую опасность это явление представляет в зимнее время из-за расширения грунта вследствие замерзания, которое сопровождается увеличением давления на фундамент, угрожающее его разрушением. Если дом расположен на пучинистом грунте, значительно увеличивающемся в объеме при промерзании, дополнительно рекомендуется утеплить отмостку.
Параметры отмостки
Отмостка сооружается шириной от одного метра и более. При расчете будущей ширины следует учитывать, на какое расстояние выступают карнизы кровли. К этому расстоянию прибавляется еще не менее 30 см. Отмостка одновременно выполняет функцию дорожки вдоль стен дома, поэтому для удобства она должна быть достаточно широкой. Наклон отмостки может иметь величину от 3 до 10°. Это позволит воде легко стекать в противоположном дому направлении. Отмостка может быть классического вида – из бетона, или из других материалов: бетонной или каменной брусчатки, тротуарных плит, щебня
Сооружение классической отмостки
Процесс выполнения бетонной отмостки состоит из следующих этапов:
Проведение разметки. Учитывая вылет кровли, к ширине которого прибавляется не менее 30 см, определяется нужная ширина отмостки. По намеченной линии вбиваются колышки, между которыми натягивается веревка или разметочный шнур. Желательно, чтобы углы разметки были равны 90
На площади, ограниченной разметкой, выкапывается углубление в грунте глубиной 25 см.
Сооружается опалубка с использованием досок, кусков фанеры, которые фиксируются с наружной стороны деревянными кольями. Для исключения деформации опалубки под давлением бетона желательно забить колья на достаточно близком друг от друга расстоянии.
На поверхность подготовленного таким образом грунта насыпается слой песка толщиной 5 см. Затем его тщательно утрамбовывают, предварительно увлажнив водой, и покрывают 5-ти сантиметровым слоем щебня. Выровнивают поверхность.
Для предотвращения деформации отмостки при просадке дома ее отделяют от цоколя компенсирующим швом. В качестве него используются уложенный двумя слоями рубероид или покрытие поверхности фундамента мастикой или вспененным полиэтиленом.
При близком расположении грунтовых вод к поверхности почвы можно сделать дополнительную гидроизоляцию отмостки. Для этого гидроизоляционный материал укладывается на первый залитый слой бетона, частично захватывая нижнюю часть стены здания. Для придания отмостке прочности на ней располагают армировочную сетку из металла.
Перед заливкой опалубки бетоном следует выполнить разметку уклонов отмостки. Они могут быть направлены в противоположную сторону от дома или дополнительно в параллельном стене направлении. Чтобы обеспечить уклон, следует, используя гидроуровень, нанести метки и провести линию заливки таким образом, чтобы уровень заливки на опалубке находился ниже уровня, отмеченного на цоколе. Можно для формирования уклона линии заливки натянуть нитки от стены к опалубке на расстоянии примерно 1 м по всему периметру отмостки.
Чтобы предотвратить появление трещин на поверхности отмостки в результате резких перепадов температуры, до заливки бетона создают компенсационные швы на расстоянии 2 м друг от друга, используя для этой цели демпфирующие материалы.
После того, как все эти операции выполнены, заливается бетон с выравниванием уклонов по прикрепленным ниткам по мере его схватывания.
Предотвратить неравномерное высыхание бетона и появление на нем трещин можно, накрыв поверхность отмостки полиэтиленовой пленкой. В жаркую погоду до окончательного застывания бетона в течение 2-3 суток его поверхность смачивают водой. Для утепления отмостки, сооруженной на пучинистом грунте, можно под бетон уложить экструдированный полистирол, обладающий теплоизолирующими свойствами и устойчивый к воздействию влаги.
Сооружение мягкой отмостки
Порядок сооружения мягкой отмостки:
В предварительно вырытую траншею глубиной от 25 до 30 см укладывается слой глины высотой примерно 10 см.
На глину укладывается один из видов гидроизоляционного материала, например, еврорубероид или гидроизол. Для его фиксации к фундаменту можно использовать деревянную планку, прижав материал примерно на 15 см выше слоя глины. Не следует его излишне натягивать, чтобы впоследствии он не был поврежден колебаниями грунта при перепадах температуры воздуха.
На рубероид насыпается слой песка толщиной 5 см, оставшееся пространство траншеи заполняется щебнем. Чтобы стекающие с крыши дождевые струи не оставляли на поверхности отмостки бороздки, следует организовать отведение дождевой воды. Также можно на щебень насыпать песок, утрамбовать его и уложить отмостку тротуарной плиткой.
Ремонт отмостки вокруг дома, примеры
Устройство отмостки вокруг дома – это несложный процесс, зато пользу его сложно переоценить. Отмостка способна защитить строение и продлить его жизнь. Например, рядом построили два дома из одинаковых материалов. Вокруг одного построили отмостку, а хозяева другого решили сэкономить и делать ее не стали. И вот уже спустя 20 лет дом без отмостки нуждается в капитальном ремонте с частичной заменой фундамента, а предусмотрительные хозяева первого дома живут в нем и дальше без надобности что-либо переделывать. В целом отмостка представляет собой «карниз» из тротуарной плитки, который пристроили к дому. Она предохраняет угол между стенами дома и почвой и имеет функцию, схожую с напольным плинтусом.
Как правильно сделать отмостку дома
Для того, чтобы отмостка вокруг дома полноценно выполняла свое предназначение, необходимо соблюсти несколько основных правил:
- ширина отмостки не должна совпадать или быть меньше выступа крыши. Минимальная ширина отмостки = выступ крыши (карниз) + 20см.;
- отмостка должна непрерывно опоясывать весь дом. Тогда цоколь дома (и цокольный этаж) будет защищен от проникновения влаги;
- чем шире отмостка, тем функция защиты от проникновения воды будет выполнена лучше;
- отмостка должна выполняться с небольшим уклоном. Минимальный уклон от дома в сторону грунта, который обеспечит отвод воды — 1,5 градусов. Уклон может быть и больше. Это зависит от основного покрытия. Уклон можно формировать как на этапе создания подстилающего слоя, так и на этапе укладки покрытия. Что такое подстилающий слой и покрытие мы расскажем ниже.
Наиболее прочное и долговечное решение — это бетонная отмостка, так как она создаёт надёжную износостойкую площадку по всему периметру постройки, которая прослужит не один десяток лет. Существует множество инструкций, как правильно сделать отмостку вокруг дома своими руками из бетона, но все они подчинены одному общему принципу расположения слоёв. Так как конструкция достаточно тяжелая, она требует предварительного уплотнения основания. Для этого сначала вокруг здания по периметру выкапывается траншея глубиной 40 см и шириной 1 м. Чтобы зимой грунт у основания постройки не промерзал, делать отмостку менее 1 м в ширину не рекомендуется.
Самый низ траншеи просыпается песком 5 см, проливается водой и утрамбовывается. Затем укладывается слой щебня толщиной 15 см, а поверх него выполняется ещё одна песчаная отсыпка высотой 10 см. На песок раскладываются листы экструдированного пенополистирола (ЭППС) толщиной 10 см. Утеплением отмостки пренебрегать ни в коем случае нельзя, так как зимой появляется риск промерзания фундамента. Далее по внешней границе утеплителя выставляется опалубка, на ЭППС раскладывается металлическая сетка или арматура и можно заливать бетон. Заливку бетона обязательно следует выполнять так, чтобы поверхность отмостки имела уклон минимум 1-2 см на 1 м, чтобы вода стекала в направлении от дома.
Причины трещин в отмостке
Отмостка со временем нуждается в косметическом или капитальном ремонте, особенно заделка трещин в отмостке. И ремонтные работы необходимо выполнить в кратчайшие сроки, чтобы не произошло замачивание фундаментов, что чревато просадкой здания.
Для начала следует выявить причину, по которой появились трещины, их характер, следствием чего они являются. Если мы этого не сделаем и не устраним первопричину, то все может повториться заново. За продолжительное время своей трудовой деятельности приходилось встречаться с разными по характеру трещинами, поэтому остановлюсь на наиболее часто встречающихся вариантах и способах их заделки.
Возможные причины возникновения трещин:
- Фактор времени – можно выразиться так. Растрескивание происходит тогда, когда отмостка не новая, и она подвергается постоянно температурным воздействиям. Летом по законам физики – расширению, а зимой – сжатию. Образуются микротрещины. При попадании в них влаги, при многократных циклах замораживания и оттаивания при смене температуры, эти микротрещины расширяются, разрушая целостность покрытия.
- Если будет нарушена герметичность между цоколем и отмосткой вследствие неравномерной осадки здания и отмостки, то последняя может «отойти» от здания. Образуется щель, через которую беспрепятственно начинает попадать атмосферная вода непосредственно под стену здания. В этом случае конструктив перестает выполнять свое прямое предназначение – отвод воды от здания, а значит, требуется заделка трещин в отмостке.
- Просадочные явления. Появление трещин может быть связано с просадкой отмостки. Это происходит потому, что под основанием отмостки просел грунт. Кроме того, все слои самой отмостки должны быть выполнены строго по технологии и непременно уплотнены. Подробно об устройстве отмостки прочитайте статью – слои отмостки.
- Большие повреждения – наличие большого количества трещин, в некоторых местах бетон просто выкрошился, отмостка отошла от цоколя. Это совсем запущенный вариант, но бывает и такое на практике.
Способы заделки трещин в отмостке
В первом случае трещины, как правило, поверхностные, поэтому можно обойтись простым заполнением их раствором М – 100 и затиркой сверху. В раствор можно добавить клей ПВА разведенный водой для придания большей прочности и водонепроницаемости раствору. Предварительно все трещины очистить, продуть от пыли и хорошо несколько раз увлажнить и только потом заделать.
Если отмостка отошла от цоколя, то трещину после очистки и увлажнения можно просто заделать раствором М – 100. Но бывали случаи, когда после зимы щель появлялась вновь. Если рассматривать этот вопрос глубже, то отмостка и фундамент не взаимосвязаны и степень усадки, нагрузки, действующие на них разные. Поэтому шов между ними должен быть подвижным.
Для этого первоначально следует заложить в трещину жгут из вспененного полиэтилена перед дальнейшей герметизацией. Он создаст своеобразное дно, чтобы заделать сверху полиуретановым герметиком. Этот герметик очень быстро «схватывается», так что это вам на заметку при заделке. Сверху весь шов затрите цементным раствором.
При просадочных явлениях заделка трещин не поможет. В этом случае следует разбить участок отмостки над местом просадки грунта и устранить саму причину просадки. Достигается это путем трамбовки грунта в месте просадки с последующей подсыпкой на необходимую отметку, либо заменой «плохого» грунта – сильно замоченного или непригодного (допустим, строительного мусора). После этого восстанавливают весь пирог отмостки ремонтируемого участка и производят заделку бетонированием.
И, наконец, что делать с «убитыми» отмостками. Самое простое в этой ситуации будет, если позволяют отметки выполненного окружающего благоустройства, устроить поверх старой отмостки новое покрытие. Для него старое будет служить надежным основанием.
Перед этим нужно удалить отколовшиеся участки покрытия, чтобы осталось только прочное основание. Хорошо смачиваем его водой и укладываем бетонную смесь М -150 – М -200.
Чтобы гарантировать качество работы, желательно произвести армирование бетона легкими сетками из арматуры диаметра 4 – 6мм и с ячейкой, например, 10х10см.
Если отметки благоустройства не позволяют сделать новую отмостку сверху старой, то тогда необходимо демонтировать бетонную составляющую старого покрытия и сделать новое покрытие, согласно технологии.
В зависимости от степени повреждений на поверхности вашей отмостки, вы сами определитесь с подходящим вам вариантом ремонта.
[PDF] NaviVew: визуализация виртуального уклона слепой зоны на перекрестке
- ID корпуса: 15688920
title={NaviVew: визуализация виртуального уклона слепой зоны на перекрестке}, автор = {Фумихиро Тая, Ёсинари Камеда и Юичи Охта}, год = {2005} }
- Тая Ф., Камеда Ю., Охта Ю.
- Опубликовано в 2005 г.
- Информатика
«NaviView» представляет нашу концепцию визуальной помощи водителю за рулем. Здесь мы предлагаем новую систему визуальной помощи, которая может визуализировать слепую зону позади других крупных транспортных средств в реальных условиях вождения. Наша система визуализирует слепую зону в виде виртуального уклона и снижает количество аварий при столкновении при повороте на противоположных полосах на перекрестке.
image.esys.tsukuba.ac.jp
Визуальная помощь водителям в смешанной реальности
- Ю. Камеда, И. Китахара, Ю. Охта
Информатика
- 2007
Подробные результаты исследования зрительной помощи для водителей, основанных на смешанной реальности, описаны технические преимущества используемой исследовательской структуры и предложены новые методы визуальной помощи на основе этих исследовательских структур.
Эргономичный дизайн и оценка предупредительных предупреждений на основе дополненной реальности для помощи водителю в городских условиях
- M. Plavšić, H. Bubb, M. Duschl
Компьютерные науки
- 2009
объекты – это схемы, дающие обзор всего ситуация, за которой следует символ аннотации контакта-аналога.
Парящие виртуальные зеркала: визуализация сцены позади автомобиля
- Тору Миямото, И. Китахара, Ю. Камеда, Ю. Охта
Art
ICAT
- 2006
Визуальная вспомогательная система, которая показывает водителю сцену за транспортным средством в виде виртуального зеркала с помощью камеры наблюдения, установленной на сигнальном столбе для удовлетворения оптических ограничений предлагается зеркало.
Взаимосвязь между геометрической точностью и видимостью зеркальной дорожной карты на дисплее ветрового стекла
- Кавамата Такая, Китахара Итару, Камеда Ёсинари, Охта Юити
Физика
- 2010
Мы разрабатываем новую навигационную систему, которая отображает карту дорог в зеркальном отображении на ветровом стекле. Хотя оригинальная зеркальная дорожная карта создается путем отражения формы дороги на земле для…
Как автоматизированные транспортные средства должны сообщать о критических ситуациях? Сравнительный анализ концепций визуализации
- Марк Колли, М. Ланцер
Психология
- 2021
Пассажиры автоматизированных транспортных средств, скорее всего, будут заниматься деятельностью, не связанной с вождением, например чтением, и, следовательно, будут отстранены от вождения. Однако, особенно в критических ситуациях, таких как…
AR4CAD: создание и исследование таксономии визуализации дополненной реальности для автоматизированного вождения с подключением
- Тобиас Мюллер, Марк Колли, Гюльсемин Догру, Э. Рукзио
Информатика
- 2022
Разработана таксономия визуализаций дополненной реальности для автоматизированного и ручного вождения с подключением, и указана высокая зависимость доверия от представления решений о вождении и информации о участниках дорожного движения, но в меньшей степени от информации о конкретном местоположении.
ВИЗУАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА НА ВЕТРОВОМ ДИСПЛЕЕ
- А. Сато, И. Китахара, Ю. Камеда, Ю. Охта
Информатика
- 2006
Установлен прототип ЗБЧ на реальное транспортное средство и была реализована новая навигационная система, которая может отображать направление и расстояние до пункта назначения в виде визуальных подсказок, которые водителю нужно немного подвигать глазами, чтобы увидеть.
Плавающая зеркальная дорожная карта на дисплее ветрового стекла
- Такая Кавамата, И. Китахара, Ю. Камеда, Ю. Охта
Машиностроение
- 2008
Предлагаем новый метод визуальной поддержки водителя, реализуемый на лобовом стекле. Структура дороги вокруг водителя отображается в верхней части поля зрения водителя, чтобы водитель мог…
Проецирование схем виртуальных презентаций на реальность через дополненную реальность (AR) может оборудовать новые системы помощи водителю более интуитивно понятными пользовательскими интерфейсами. Информация…
Оценка слепых зон на основе обзора водителя
- К. Минура, Н. Секияма, Тойохиде Ватанабэ
Информатика
ICUIMC ’11
- 2 011
В этом документе разработан прототип системы оценки слепых зон. и обнаружение движущихся объектов с использованием информации о положении, форме и направлениях движения транспортных средств, полученной из фильмов мониторинга дорожного движения, и может с высокой точностью обнаруживать транспортные средства в слепых зонах для конкретного водителя.
NaviView: визуальная помощь с использованием придорожных камер — оценка виртуальных видов
Уточняется, что NaviView эффективен для визуальной помощи путем субъективных экспериментов, и предлагается внедрение системы NaviView для восстановления поля зрения водителя.
Наружное прозрачное зрение с использованием камер наблюдения
Наружная система смешанной реальности, разработанная для людей, которые носят с собой небольшое портативное устройство, прикрепленное к камере, на открытом воздухе, где несколько встроенных камер наблюдения могут визуализировать невидимые области в режиме реального времени. .
Метод регистрации трехмерных форм
Универсальный, независимый от представления метод точной и вычислительно эффективной регистрации трехмерных форм, включая кривые произвольной формы и поверхности, основанный на итеративной ближайшей точке (ICP) алгоритм.
NaviView: Визуальная помощь водителям с помощью придорожных камер Визуализация заблокированных автомобилей на перекрестке
Всемирная мультиконференция по систематике, кибернетике и информатике, XIII, часть II, стр. 175-180, 2001 г.
- 2001
NaviView: визуальная помощь водителям с помощью придорожных камер — визуализация закрытых автомобилей на перекрестке 2002 г. (на японском языке).
NaviView: визуальная помощь водителям с помощью придорожных камер — визуализация закрытых автомобилей на перекрестке
NaviView: визуальная помощь водителям с помощью придорожных камер Визуализация закрытых автомобилей на перекрестке
Всемирная мультиконференция по системоведению, кибернетике и информатике
- 2001
(2) Защита от крутых склонов.
(2) Защита от крутых склонов.
(a) Применимость.
(.1) Эти стандарты защиты крутых склонов должны применяться ко всей расчистке площадок и земляным работам во всех зонах зонирования, расположенных в «Защитной зоне крутых склонов», как показано на карте крутых склонов города Филадельфия, поддерживаемой Комиссией. Карта крутых склонов, показанная ниже, предназначена только для иллюстрации.
(.2) Заявки на получение разрешения в соответствии с настоящим Кодексом зонирования, отвечающие всем нижеследующим условиям, подлежат предварительному утверждению Комиссией в соответствии с § 14-301(3)(c)(.1)(.j):
(.a) Заявка включает любую землю, расположенную в «Защитной зоне крутых склонов» на карте крутых склонов города Филадельфия;
(.b) Заявка предлагает нарушение грунта, расчистку участка или дополнительное непроницаемое наземное покрытие, которые в совокупности затрагивают более 1400 кв. футов земельной площади; и
(.c) К заявке относятся любые земли с уклоном в пятнадцать процентов (15%) или более.
(.3) Для определения условий, описанных в пунктах (.a)–(.c) выше, городские власти могут потребовать, чтобы заявитель представил топографическую съемку, подготовленную лицензированным инженером или геодезистом, подтверждающую расположение склонов пятнадцать процентов (15 %) или более, но менее двадцати пяти процентов (25 %) и двадцать пять процентов (25 %) или более, а также план, показывающий предел земляных работ или расчистки территории.
{Для печати PDF-версии изображения нажмите ЗДЕСЬ}
{Для печати PDF-версии изображения нажмите ЗДЕСЬ}
{Для печати PDF-версии изображения нажмите ЗДЕСЬ}
(b) Ограничения на нарушения.
(.1) На тех участках участка, где уклон земли составляет пятнадцать процентов (15%) или более, но менее двадцати пяти процентов (25%), расчистка участка или земляные работы разрешаются только в соответствие плану земляных работ, описанному в § 14-704(2)(c) ниже.
(.2) На тех участках участка, где уклон земли составляет двадцать пять процентов (25%) или более, расчистка участка или земляные работы не допускаются.