Разное

Саманная хата: Все про саманный дом: плюсы, минусы и несостоятельные мифы

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: САМАННЫЙ ДОМ


Некоторое представление о географии распространения саманного дома и зависимости их от социальной принадлежности владельцев жилища даёт перепись 1897 г.







           Населенные пункты             


    Саманные дома


                   У казаков                    


               У иногородних            


Станица Уманская


1027


318


Станица Крыловская


285


271


Хутор Челбасский


173


53


Для того, чтобы иметь материал на сволока, слежи и сохи, «сажали по межам, у каждого двора на меже акации, особенно впереди и сзади. Уже акации были разной толщины» (НП5). Кроме того, дерево после войны заготовляли в лесополосах, насаженных рощах. Подходящие стволы заготавливали на лето, чтобы они полежали и просохли. По словам В.И. Стрелецкого, заготовляли «тонкомер акации, она ошкурена вся, ошкурена обязательно. Акацию надо год держать, и кривая, и всякая, и вот это, где-то нашли дощечку, набили, выровняли» (НП5).


Зимой обычно происходила и заготовка кровельного материала – камыша. В.И. Стрелецкий рассказывал: «Приходишь в стансовет, платишь рупь за сто кулив. Тагдашние деньги послевоеннные. Приходишь (на реку. – О.М.), там хоть двести, камыш, кто его считал» (НП5). В ряде населенных пунктов добыть камыш было не просто из-за разного рода ограничений. В.В. Тёр писал о хуторах Ромашки и Западный: «Для покрытия крыш выкашивали камыш до корешка. Им же топили печки. Камыша катастрофически не хватало для покрытия крыш новых общественных саманных построек в мелких колхозах имени Куйбышева, имени БВО, «Красный Путиловец» и «Политотдел». Тогда западный сельский совет в законном порядке наложил мораторий на косовицу камыша на территориях хуторов Ромашки, западного, бывших Неяковского, Матросы. Выделялся «пай» на него лишь некоторым застройщикам при наличии справок по уплате налогов по самообложению. Участились (да-да!) случаи хищения листового камыша. На охрану его выезжали объездчики, комиссии по учету и отпуску кулей. В засуху, например, при косьбе луговых трав косари незаметно «прихватывали» и молодой камыш. За это штрафовали как за причиненный ущерб» (Тёр В.
Газыри на казачьей черкеске. Записки о прошлом и настоящем Кубани. – Ленинградская: Ленинградская типография, 2008. – С. 61).


 Камыш срезали по льду инструментом, который называли стругачки (НП5), стругалочки (Крыл4), резак (Бел3), коса (Лен2). Информаторы так описывали этот инструмент: «Вот так вот прямо лезвие, как стиральная доска, только пустая, а тут резец. И вот это ж камыш стоит, выходили на лёд, и прямо по льду его: вжик, один срезал по льду, а кто-то складывал. И потом домой завозили» (Крыл4).


После уборки заготовляли пшеничную солому.


В.П. Данилова рассказывала: «Глину жёлтую навазили, раскидали её, заливали и лошадями мисили. Лошадей гоняют пока раскалотят, потом кидают салому или палову. Большинство салому, шобы напихать. Кидают и месят, а мужики поткидають. У сирётки житкая, а по краям глина. Лошади ходят, раскалачують, размешують, а мужики поткидают уже глину туда. Опять они раскидають, а густое сходить сюда. Они опять поткидают. Подкинут, насыпят и опять лошадей загоняют. А потом опять же так: замесили, скИдали и начинают саман отделять. Доски сбивают и пирикладуют. Какой саман должен быть, полуторной примерно ширины, отак длины. И такие станочки сбивают. Тут кольцо. Привязуют и тягают лошадями. Притянули, как тяголку делают, глины накидают. Женщины стоят с этими станкамы. Они выложили её, перекинули, тот потянул, опять прывозит, а этот мущина один стоит и накидаит в эти станки, а женщины натаптуют руками вотэту глину в станки. Потом одна с одного конца берёт, другая с другова конца, подымают. И он остаёца этот саман на земле, на улице раскладуют. Вот он за лето высыхаит, подымит, потсохнит, его становят, переворачуют, ставят. Пока он ещё потсохнит, потом он высыхаит, тада становят его в казлы штук пьятнадцать, потом пирикладуют, потом отак. И всё клетками станОвят» (Л392).


В.И. Стрелецкий рассказывал: «На саман специальные станки были на четыре-пять клеток, сантиметров двадцать на тридцать, а был сорок на тридцать, двух размеров был. На траве, не на голой земле, а на траве (складывали. – О.М.). Постоянно смачивали этот станок, чтобы не прилипал. Набивали туда хорошо, потом сдергивали за ручки с обеих сторон, оставляли сушиться» (НП5). По словам Ю.А. Стоякова, сохнувшие саманные кирпичи «чистили топором, чистили края, они же разъезжались» (Крыл4). После выделки саманного кирпича устраивали угощение: «Сделали саман, собыраются, обмываются и сидают за стол» (Бел3).


По словам старожилов, когда шло заселение, дома ставили «кто где хотел», однако потом постройки стали выравнивать по линии улиц. По словам В.П. Прокофьевой, «раньше, как вот идёт улица, должно крыльцо впириди быть, как уроди сюда. Тот дом, значит, тоже крыльцо отсуда. Тот дом тоже крыльцо отсуда. <…> Тогда вси за одним ишли дома, так и строют» (Л392). В.И. Пручай отмечала: «Выбиралы, с какой стороны улица идет. Обычно штоп по улице окна были, ровно, штоп оно подряд было» (Л398).


Под новый дом выбирали место, чтобы не было сырости, неровностей: «Выбиралы, штоп колодца ни було, ямы ни було, а тож дом садыться» (Л398). При возведении нового дома на старом подворье старались строить «не на том самом месте, а чуточку сдвинь по солнцу. Поверие такое» (НП5).  В то же время, «если места ны було, то и строилы (на старом месте. – О.М.). Сгорталы, вывозылы так и ставилы дом» (Л392).


Время начала стройки определяли по святцам: «Подывись Святцам, ставь хату не на мучэныка, а на угодника. Штоп на мучэныка не попало» (НП5). Строились «после уборочной, колы солома, полова». Нежелательно было строиться в високосный год (Л398). Саманные кирпичи делали: замес в субботу, сами кирпичи в воскресенье (Лен2). По свидетельству В.П. Щербатенко, саманные кирпичи укладывали в ряд, и они «сохли долго, целое лето сохли, а потом укладывали в штабеля, накрывают опять соломой» (Лен5). По словам Ю.А. Стоякова, «кто думал строить, делали с весны вот это саман. А где-то уже к осени начинают класть дом» (Крыл4). По рассказу В.П. Даниловой, промежуток между выделкой самана и возведением дома составлял чуть ли не год: саман «стоит до самой осени, высыхаит. А тада осенью его складуют, укрывают, на будущий гот уже ставят дом» (Л392). По словам В.В. Тёра дом могли сложить и через три недели после того, как высохнет саманный кирпич: «За неделю и высохнет (саманный кирпич. – О.М.), переворачивают, накладают вдоль всего двора и снова вдоль. Оно высохнет, переворачивают, а потом кладут ребром, штобы со всех сторон ветром его обдувало. Вот когда оно всё высохнет, это примерно недели две-три. <…> Потом начинают ложить дом» (Лен2).


Время стройки, таким образом, зависело от времени и достатка хозяина, народных представлений о нежелательности начинать дело в определенные дни, климатических условий.


Согласно полевым материалам, фундамент в населенных пунктах Ленинградского района до 1960-х гг. – весьма редкое явление. «Фундамент сразу (во времена детства информатора. – О.М.) не делали», – говорил В.П. Щербатенко, 1946 г.р. (Лен5). Ю.А. Стоякин, 1949 г.р. отмечал: «Фундамент не делали. Если саманный клали, то что-то делали небольшое (углубление, которое устилали глиняной подушкой или камнями. – О.М.), потому что он (саман. – О.М.) бы раскис, и она (хата. – О.М.) просела» (Крыл4).


На хут. Белом, по словам А.Т. Ефименко, 1938 г.р., «фундамент делалы: выкопавалы канаву, расчиталы, колышкы повбывалы» (Бел3). В.В. Тёр, 1949 г.р., рассказывал, что даже во времена его молодости «фундамента не делали, это если хозяин такой богатый, што надо найти песок или гравий привезти, тада дейстительно, падкапывали чуть-чуть, сантиметров двадцать, засыпали гравием, а потому уже выравнят» (Лен2). По словам В.П. Даниловой, канаву под фундамент копали, но под засыпной: «тодиш ны було шо заливать» (Лен392). Стены старых домов, стоявших на земле, укрепляли в 1970–1980-е гг.: подкапывали углубления под стены, засыпали гравием и заливали глиняным или цементным раствором (Л398).


Для возведения стен из саманного кирпича обычно приглашали опытного мастера. Так, на хуторе Белом в 1960-е–1980-е гг. многим хуторянам поставил дома Грачёв Пётр Иванович, 1928 г.р.: «Фундамент сделали, вин начинае класть» (Бел3). По словам В.П. Щербатенко, в ст. Крыловской тоже «были специалисты, шо ложили, опять раствор глиняный» (Лен5). На дом размером 6 метров в ширину и 9 метров в длину уходило около 3.5 тыс. саманных кирпичей (Кул1). В.И. Стрелецкий указывал на следующие особенности: «Кагда саманную хату лОжат, до окон дошли, кто побогаче, досками вот это все вокруг. Доски ложат на всю ширину стены на тридцать сантиметров. Либо, хто победнее, камыш длинный, безлистный, зимой срезанный. <…> И вот это клали кругом. Потом этот камыш грязью опять замазывали, и дальше опять шел саман. <…> И па окнам палки ложИли, кто находил, железяки ложИли. Это для связи делалось, и опять: поверх либо доски, либо камыш»» (НП5).


«Когда сложили, – рассказывал В.П. Щербатенко, – опять собираются родственники, соседи и начинается мазка» (Лен5). В.П. Данилова отмечала: «Намазуют шоп толще было, ещё шоп просыхало. Потом уже тонинько гладят его, пат досточку ровно» (Л392).


Вокруг саманной хаты выкладывали цоколь – прызьбу. В.И. Стрелецкий рассказал: «Прызьба – либо сразу выпускали, в два ряда ложили саман, хто оставлял вот такой выступ внизу, а потом просто обмазали глиной и все» (НП5).


Пол, по словам Л.Д. Мирошниченко – «доливка, кто побагаче, делал деревянный» (Крыл5). В.И. Стрелецкий: «Пол – доливка, та же глина, потом коровьим говном подмазывали» (НП5). В.П. Данилова рассказывала: «Набирают глину, кизяк каровин. Одну подводят жёлтой глиной, такие палоски внизу как плинтус уроди. И от плинтуса примерно вотак ширины, это одной глиной жёлтинькой. А потом идут как ис кизякоф зилинее, тут мажут кизяком» (Л392).


После «глажки» хату белили. В.И. Стрелецкий рассказывал: «Кагда глажка высыхала, старались белить с известью или с мелом» (НП5). По словам В.П. Даниловой, «к Новаму году, Рожиству билыца хата, всида прыбирают. Хаты билят. К Паске билят, висной опять билят хаты. На двОри также хаты мазалысь и билылысь, и подводылысь» (Л392).


С настилом потолка (горища) так же была связанаа традиция взаимопомощи. «Говорили: «прыхОдьте на горище». Вот те подают туда, на горище, и одновременно отсюда снизу потолок подмазывают. В основном мужики там в замесе, и здесь перекидали, а бабы мазали» (НП5). Ю.А. Стояков: «Собирался весь квартал: «Сегодня у меня горище», – говорили» (Крыл4). Л.Д. Мирошниченко: «Раньше, если горище, то вся станица участвовала. Если я кого не пригласил к себе на горище, то это обида» (Крыл5).


Ю.А. Стояков о процессе настила рассказывал: «СволОк, на него сверху камыш  клался, и уже сверх этого камыша ложилась глина, и снаружи, там еще доски вот такие ложились. Мужчины подвозили глину, а женщины мазали» (Крыл4). В.И. Стрелецкий утверждал, что в качестве центральных балок поднимали и устанавливали на каркасе дома пару сволокОв из акации, на которые помещали поперечные акациевые слэжи: «Одновременно на потолке стелят вдоль сволоков. Поперек вот этих слэжэй, стелят камыш. Там всё равно какой: толстый, тонкий, лишь бы подлинее, стелят камыш где-то двенадцать-пятнадцать сантиметров толщиной. Его потом придавят, и туда грязь подают. На козлах доски кладут, на доски, а потом с них на горище» (НП5).


С потолком были связаны представления о верхе, возрастании, а, следовательно, о богатстве и плодородии, что находило отражение в соответствующих обрядовых действиях. Несущие балки – сволока – поднимали на полотенцах (Л395, Бел3). Во время заливки в горище вмазывали деньги (Л398). После того, как горыща налылы», накрывали стол и отмечали новЫну, приговаривая: «Нова ноЫына, ны болЫть ны голова, ны спЫна» (Л398). «Сделали горище – потом застолье», – говорил Л. Д. Мирошниченко (Крыл5). После того, как дом был готов полностью, отмечали вхОдыны, на которые приглашали родственников и соседей (Лен5).


Обычно устраивались несколько комнат и сени. По словам В.В. Тёра, планировались две-три комнаты и кухня (Лен2). По словам Е.И. Пручай, в её доме комнат «было четыре: прыхожа, кухня, спальня и зал. И сталовая. С крыльцом была, отдельный ход был, када какие гости приежают» (Л395). В.И. Стрелецкий говорил: «Две комнаты и сИны. Заходишь – сины. Потом – мала хата, а то – велыка хата» (НП5). В сенях зимой держали скотину: «В синях корова стоит. Телят заводили в малу хату, держали до самой весны» (НП5). Из сеней можно было по драбыне
(лестнице) через ляду (чердачное отверстие) попасть на чердак На чердаке хранили сУшку (сухофрукты) в полотняных мешках, «початки кукурузы, пшеницу, получаемую в колхозе, туда мыши меньше доставали, семечки выбитые с подсолнуха, сУржа – это пшеница пополам с ячменем, поле было сорное после войны» (НП5). В сенях устраивали также кладовку, где хранили «косы плетеные лука, ботву не обрезали, лук и чеснок в мешках, перец вешали. Лук иногда и в комнате, в малой хате» (НП5).


Печи клали специалисты-печники. В ст. Крыловской в годы юности Ю.А. Стоякова в 1960-е гг. «печников два было на станицу» (Крыл4). Печь ставили «как в кухню заходишь. Кухни делали большие, патамушо там и исты надо, и гатовить нада. <…> В углу пичь. Тут витиля хлип пичуть. Сбоку плыта шо там гатовить. А чирис плыту на прыпычик, на пичь лазыли» (Л392).


Печи выкладывались из кирпичей на кирпичном же основании, через потолок на крышу выводился плетеный дымАрь, обмазанный глиняным раствором: «Сволок этот поперечный ложился так, штобы та комната, парадная, вроде как красивая была, побольше, а эта кухонка, где кухня вся, поменьше, ну и так, штобы можно было дырку прорубить, штобы печка на сволок не попадала. <…> На поворотах, под углом сорок пять градусов надо ложыть глыну, штобы там пустого пространства не было, и тут всё обмазать, штоб дым идёть, бац! И начинает крутиться, а кагда он плавненько идет на следующий поворот Вверху там, Бог с ним, глиной, штоп он кругленько заходил. <…> От сволока до низу соха, до доливки, и двери в велыку хату – вот это всё замазывается, а это оствляется для печки. Кагда печку поставили, с той стороны можно духовку. И с этой стороны, и с той стороны. Иногда с этого, трактора большого – ЧэТэЗэ, вставляли гильзу чугунную, тоже накалялась и тепло давала, а духовка с крышкой – там, сушили всякое такое, закваску ставили, кагда уже печка прогорит» (НП5). Печка обязательно белилась. Кубанские печи информатор сравнивал с подмосковными: «Там повидали – везде печи ободранные. У нас на всю станицу позор был. Если хата не белена, или печка, это в порядке вещей» (НП5). Золу высыпали в огород, кроме того по улицам ездили колхозные брички собирать золу.  В качестве топлива использовали кизяки, которые изготовляли из перегнившего коровьего навоза, смешивая с соломой и водой месили ногами и выделывали в саманных станках. Кроме того, «кукурузу убрали на огороде, подсолнух. Вот эти все коренци, кагда после вспашки ходили по огороду, собирали, корни от земли отряхивали. Оббивали и складывали где-нибудь тоже под хлеб, хлеб печь, ну и што-нибудь такое серьезное. Шляпки с подсолнуха, кукуруза складывалась, соломой накрывалась. Камышом топили» (НП5).


Вдоль стены дома устраивали навес из камыша – пиддАшки
(Крыл5).


Крыши крыли в населенных пунктах Ленинградского района двумя способами: «в настил» и «под корешок». «Если в настил камыш, то вязали паркИ сантиметров пятнадцать-двадцать в диаметре. Первый ряд прогоняется от первой жерди до второй жерди, и туда пусть свисает, чёрт с ним, а тут выпушка сантиметров тридцать. Всё это – первый ряд. Привязываем шпагатом. В каждом дворе была деланная прядевая конопля. Тада ж не было моды курить, тада использовали по назначению, не для дури. И верёвки, и шпагаты из неё крутили <…> Второй ряд ложится также, выпускается остришок, метелки выпускаются еще дальше. Потом его подрубают топором <…>. Следующий ряд уже ложится метелками вниз, вот так, чтобы тут заходило за следующую жердь и перекрывала вот этот шпагат, которым привязаны нижние два парка. Следующий также ложится, чтобы перекрывали шпагат. И вот здесь, аж под верхом, на последнем ряду. С обеих сторон они вот этими торцами два парка сходятся, сошлись. Остаётся там небольшой зазорчик.  И теперь вот это всё бурьяном, соломой делается, вымащивается верх, длинной соломой, соломой этого года. Она привязывается хорошо, выбивается поверх вымостки вот этой. Во всю длину делается кабан (гребень). Тоже парок такой же толщины, парок связанный шпагатом, и рогозом
вязали, проволокой. Рогоз – это ж в речке растёт. Рогозем таким мягким вязали, либо шпагатом, но чаще всего рогозом.


Потом на лицевом конце делается такой же парок потолще, сантиметров может быть двадцать пять, а то и тридцать, на конец. Вот его разделяют пополам, тут онкрепко связан рогозом, шпагат сгниёт быстро, рогозом там. Внизу остаются торцы, сантиметров двадцать. Они же это разделяются вот так пополам и ставятся на кабана. Потом в этого кабана загоняется заостренная палка, сантиметров шестьдесят желательно, с загуголеной, ну как шляпка на гвозде, и зашивается это все сквозь настил, сквозь кабана, забивается сквозь кули по эту сторону от страпила, и там к страпилу она чем-нибудь прикручивается, либо шпагатом, либо проволокой. Эта загуголина называлась притюжина. И весь гребень притягивался посредине притюжинами с обеих сторон, и загуголинами протыкался сквозь всю кровлю, прижимал» (НП5).


Кроме того, делали плетеный гребень: «Сажусь я верхом на грэбэнь, на кабана вот этого, отделяю от первого парка, от углового слева или справа горсть отделяю камыша, а с этой стороны ложу метелками вниз. Такую же горсть завожу и придавливаю вот этой, што я отделил, придавливаю вот на эту сторону, и отпускаю его вдоль кровли. Теперь вот это ж у меня торчит обрезок сюда, а метелка вверх. Кладу с этой стороны теперь такой же пучок, и вот этими метёлками загибаю и ложу на этот скат кровли. С этой стороны опять срезом туда, а метелками вверх. Получается каждый раз я его прихватываю, каждый новый пучок прихватываю предыдущим пучком. Потом, когда до края сделано, и потом на этом краю вот такой же разделяется. Там как-то подкладывается сверху под последнего, и тогда же вдоль по обеим скатам вот эти притюжины, и тоже загуголинами этими пришиваю к этому» (НП5).


На кровлю выбирался камыш «не больше пяти-шести сантиметров, и отборный, конечно. Толстый выбрасывался, ломанный выбрасывался, а метелки вообще не нужны, но раз есть, чёрт с ними, некогда их. И чем камыш плотнее, влага туда не просачивается» (НП5).


При способе кровли «под корешок» «тут опять-таки камыш отборный и обязательно без листа. Делается деревянная лопата, как весло, но вдоль вот этой лопаты три таких штапика, три таких рейки набивают, и по краям, и посередине, такие – полтора-два сантиметра высотой. Парки вяжутся такой толщины. Первый ряд ложится такой же, срезами вниз, а метелками туда внутрь. Теперь, тут уже надо вдвоём, проложил я этот первый ряд, потом помощник ложит вот этот парок, ну можно и потолще, у кого какая замашка, но штобы камыш был отборный, и сразу пришивать его надо. И берёшь вот этим веслом, лопаткой поворачиваешь так, что реечку внизу. И вот этот куль подвигаешь. И так сдвигаешь все срезы камыша. Сделаешь так, чтобы снаружи вот так оставалось. Этим веслом подбиваешь куль, он развислый, он не туго связанный, просто он так слегка привязан, штобы не сыпался по кровле, штобы вот эти торцы срезанные выглядывали. И помощник, и ты тут же шпагатом всё это прошиваешь. Если первый ряд к обеим этим слежам-паперечинам привязываешь, то второй ряд только вот так, который потом будет перекрыт. И вот так прогоняешь, так же как шифер, не сразу весь, отступаешь. И следующий ряд, следующий ряд, и до самого верха. И вот это все подгоняешь. Там получаются метелки. Туда верх сходится. Выглядывают только торцы, и такая кровля лет семьдесят держится. И вот это до верха догоняешь оба ската, а потом наверху, тут уже сам Бог велел не разламывать, а плетеный гребэнь. <…> Один дядько стоит внизу, подаёт парки, один сидит верхом на кабане и подает мне вот эти пучки, а я вот это плел, потом вот это перелезает и плетёт» (НП5).


Подворье огораживал лиской. «На Руси плетень, а унас – лИска, штобы скотина не заходила, тут же межа за этим следили строго. Если соседи такие неуживчивые, то и между дворами ставили плетни, а если уживчивые, то все нормально, а спереди обязательно. Улица так и называлась: у лица дома. На устройство лиски шёл в основном камыш: «От акации до акации, камыш перерубался пополам, толстый камыш, ломанный, соединялись, и вот к этой притюжине, и с этой стороны жердью придавливали, а внизу землей присыпали» (НП5). По словам Ю.А. Стоякова, лиска устраивалась «из камыша, из союшника – стебли подсолнечника», между соседями обычно сажались по меже редко кусты (Крыл4).


Из хозяйственных построек подворья старожилы называли турлучный навес, сарай, погребнык, свинушник (саж) (Крыл4). Навес строился для инвентаря: «Для косилок, односкатный навес, три стены турлучные, мазанные, камышом крытые» (НП5). Ю.А. Стояков утверждал, что «в каждом дворе была летняя печка. Бывало, что и сами складывали, а бывало нанимали также, выводили трубу» (Крыл4). В.И. Стрелецкий говорил о кухоньке летней – «глиной сверху мазаная крыша, может быть открытая, может быть одна задняя стенка турлучная» (НП5). В ст. Новоплатнировской в каждом дворе рыли колодец и обкладывали его камнем. Там, где вода была глубоко, для подъема устраивался вертел, где мелко – журавель. С южной стороны подворья высажывалась шелковица, которая давала тень.


Для скотины устраивали турлучную конюшню или сарай.


Обязательным атрибутом подворья был погребнык. В.И. Стрелецкий рассказывал: «Некоторые рыли погреба в сенях. А в основном выкапывалась во дворе яма, обкладывалась кипичом, размер – по достатку, метра два с половиной, не глубже. Делается настил, потолок глиной замазывается, снизу не обязательно. Сохи зачиняются пошире погреба и в середине притюжины поперечные, плетень делается. Здесь наверху до морозов держали картошку, буряки. Капусту. Можно на всю зиму. А в погребе подвала – кадушка с огурцами солеными, кадушка с памидорами, кадушка с капустой, кадушка с яблоками, ящик сала можно там поставить. <…> Отдельно закуток: туда картошку, свеклу, такое, што морозом может попортиться» (НП5).  


Нужнык (туалет) устраивали на заднем дворе: «Выкапывали где-то на задах яму, там, близ межи, два дрючка ложишь, сверху настилались доски, никакого стульчака там ни хрена нету. Обкапывали кругом канаву. Как лиску делать, вот также, с камыша, с подсолнуха. Крыши не делали. И вот это, када мороз, зимой, в калошах на босу (ногу. – О.М.), выскакиваешь, сел над дыркой, сделал свое дело быстро. Пописать можно и в конюшню сходыть. Яма полная, семья большая – зарыли. Закопали и в другом месте выкопали». В качестве туалетной бумаги использовались «лопух, солома, кочерыжка облузанная, с качана кочерыжка, не выбрасываешь: откинул, она высохла, потом печку пойдет» (НП6).


Под святой угол закладывали монету. В.П. Данилова рассказывала, что «меть и сэрэбро ложили пот угОл хаты» (Л392). В.И. Стрелецкий говорил: «Поклади хоть золоту, хоть серебряну монету. Дед знал. Мать гаварит: «Нету, даже медной нету!». Дед достает из кармана: «Ось, на!». Царский што-ли гривеник или палтиник. «Паложишь пад угол. Пад Святы угол»» (НП5). Ефименко А.Т.: «Под угол три капейки закладалы, як бы щастя шоп було, удача» (Бел3).


Демонологические представления о домовом в полевых материалах 1993 г. крайне фрагментарны, в материалах 2021 г. не встречались вовсе. Сюжетов, связанных с приглашением домового в новое жилище не зафиксировано. Рассказывали только, что обитал домовой на горище, иногда его можно слышать, как он возился, шуршал, «казалы, шо домовой» (НП443). А.В. Нелипа, 1909 г.р., рассказывала, что в детстве «лазыла дывыться» домового на горище, но упала и сильно ушиблась (НП443). По словам В.К. Ветох, 1918 г.р., домовой явился ей в обличье мужчины в черном, в шапочке, с бородой и усами, когда её мама умерла и лежала на лавке ногами к иконам. Домовой спустился по иконам и стал тащить маму к себе. Вера Кузьминична прочитала «Отче наш», и домовой исчез. Обычно в таких случаях спрашивали: «На худо, чи на добро?», и прислушивались к раздававшимся звукам (Л383).


В Ленинградском районе зафиксированы мифологические представления о пороге, как о границе между своим безопасным пространством (домом) и чужим, опасным миром. Через порог, перед тем, как войти в новый дом, пускали в жилище голубей (Л398). Существовали запреты «зарубывать порожок и при том гришно это. <…> Может тебе и руку отобрать, и пальчикы, и ношку. <…> Не разрешали, шоп на порошке делали это. И садица ни надо на порожичок» (Л395). Нельзя было подавать через порог, поскольку «чирис парожик мы как раздилёныи». На пороге «лечили маленьких деток от сглазу или – не спит» (Л395).

О традиционном украинском жилище — хате

Эта статья о традиционных хатах средней полосы, немного о технологиях их строительства, о том почему они в плохом состоянии нынче.

Мы продолжаем цикл статей «Хороший дом своими руками». В будущем увидят свет такие статьи как «Традиционные каркасы», в которой мы расскажем про английский дубовый, немецкий фахверк, японский каркасы. Думаем, в общих чертах, в статье «Мировой опыт народного строительства с применением глины» рассказать о том, как строили в мире, где известен саман и как его применяли. В ближайшее время закончим такие интересные статьи как «Выбор участка», «Современный рынок строительных материалов», «Экология и архитектура» и «Здоровый дом».

Прежде чем начать хочу спросить: «Вы бы согласились променять свою душную городскую квартиру на хату в селе и 65 соток земли прямо сейчас?»

Немного истории

Давайте рассмотрим период последних 50-60лет.

В1945 году закончилась Великая Отечественная Война. Люди возвращались к нормальной жизни. Сел и деревень как таковых не было, дома были разрушены и сожжены. Необходимо было быстро решать проблему с жильем. Строили быстро и из того, что есть под ногами и попадается на глаза.

В ходу было несколько вариантов домов, технологий, доставшихся от родителей: саманно-блочная хата, саманно-литая (глинобитная) и мазанка (типов мазанок на самом деле много). Напомню, что рассматриваем мы степь и лесостепь, где глина в изобилии, а строительного леса не много либо вообще нет.

Если хата строилась на месте старой сгоревшей, то убранная глина сортировалась на годную и не годную (непригодной считалась та в которой много щепы или та, которая запеклась от пожара).

Саманно-блочная хата

Первый метод — саманные блоки. Почему блоки и как это происходило? Тут есть два подхода. Первый: старую непригодную глинобитную хату с крепкими стенами по тем или иным причинам распиливали на транспортабельные блоки. Пилили струнной пилой из колючей проволоки с ручками. После того как материал был заготовлен, начинали кладку на глиняном растворе.

Вторым вариантом, было изготовление новых блоков. Сразу в послевоенное время он был не очень популярен, так как такой способ предполагал наличие места, где можно пережить сезон-два. В первый строительный сезон семья трудилась над изготовлением блоков. Необходимо было добыть глину (для чего выкопать колодец и погреб или добыть ее в карьере, располагавшимся недалеко от села). Стоит заметить, что у глины лучше свойства, если она промерзла (возможно, ее складировали на участке на зиму). Затем глину замешивали с соломой или сеном (иногда щепой), но чаще с половой (отходы молочения зерна) и формовали блоки. Они сохли, затем их складировали на зимовку. Укладывали блоки в штабель и обязательно укрывали от дождя.

На территории Украины вплоть до развала СССР работали сельские фабрики по производству самана. Сейчас таких фабрик единицы, их продукция продолжает пользоваться спросом у селян.

Такая технология характеризуется удобным и быстрым строительством, очень легко было работать на высоте без серьезных подмостей. Из блоков на глиняном растворе очень быстро возводились стены. Но часто селяне забывали делать перевязку швов или стены делали слишком тонкие, от этого такие дома легко распадались на «кубики» со временем. Но в то же время стены могли и превратиться в монолит, который очень трудно разобрать или разрушить. Возможно существовала технологии быстрой кладки, когда блоки подсохнув недельку(схватившись), шли в стены.(предположение авторов)

саманно-литая (глинобитная) хата

Другой способ строительства был глинобит. И по сей день такие хаты высоко ценятся. Их стены прочны и требуют минимум ухода. Для глинолитой технологии нужны сильные руки, ноги и выносливые копыта. Глину замачивали и вымешивали рядом с будущим дом. Рылись одна или несколько ям в которых была глиняно-песчаная смесь. Замешивание могло проводиться с помощью лошадей, волов (но животное не дурное и все время стремится уйти), с помощью колеса от телеги или трактора, или специально смастеренного. Опять же распространенным явлением было использование помощи ног родственников и друзей (Толока).

Необходимо сказать, что, по сути, тут есть нюансное разделение на глинолит и глинобит. Чем же они различаются? Глинолит – это технология укладки пластичной глины в опалубку, в которой уже лежит солома. Глинобит — это смесь глины и соломы с меньшим количеством воды, укладываемая так же в опалубку. В обоих случаях смесь подвергается тщательному уплотнению.

Хата возводилась по принципу подъемно переставной опалубки. Этот процесс был довольно тяжелый и продолжительный. Необходимо было подготовить смесь, установить опалубку, уложить смесь с послойным уплотнением, дождаться набора конструктивной прочности после чего снимали опалубку, ставили подмости и все происходило по новой. Высота заливки за раз -300-400мм. Над одним домом одновременно могли работать до 20 человек, а то и больше.

Сложно сказать насколько быстро возводился дом. Строительство одновременно и удобно и проблематично. Сложно было подавать смесь на высоту выше человеческого роста. При такой технологии необходимо было следовать ряду правил по устройству перевязки. Повторимся, дома по такой технологии очень прочны и наименее подвержены влиянию времени (если все сделано по уму).

Мазанка

Мазанка. Как много говорят об этой технологии, но мало кто задумывался о том, что же она из себя представляет. Часто, когда хотят сделать выпад в сторону украинского традиционного жилья, упоминают именно «мазанку». Мазанка — это самая теплая хата из всех хат, которые строятся из глины. Она же самая быстрая в строительстве, но не менее трудозатратна. В Европе мазанки известны ещё до Средневековья. Эта технология используется у англичан, известна как Английский дубовый каркас с заполнением из глины с соломой, у немцев и французов, известна как фахверк, даже в Италии и в Испании хозяйственные постройки выполняются по такой технологии. А про ближний и дальний восток, про постройки в Африке, Индии, Китае, автор скромно умалчивает, потому что мазанки там возводят и сегодня. Итак, мазанка — это деревянный каркас, как правило из белой акации (на Украине), заполненный глиной.

Если в глинолите и саманных блоках фундамент был скорее случайностью, то тут под основные опоры могли класть камни или обозженные стволы деревьев, а могли и просто вкапывать опоры. Поперечинами каркаса служили ветки срубленной акации, надо сказать, что они входили в продолбленные отверстия в стойках, каркас был без гвоздей. Когда рубили большое дерево, то один ствол диаметром 300-400мм кололи на 2 или 4 части и использовали как опоры под углы. Если использовали более молодые деревья, то на опоры шли стволы от 100 до 200мм. Затем в поперечины вплетали ветки, чтоб получилась своеобразная «корзина». После всех этих не хитрых операций каркас мазался. Использовалась глиняно-соломенная смесь, количество соломы составляло от 10 до 70% по массе. Не исключено, что были случаи когда каркас мог сначала крыться, а затем заканчивали стены, что делает процесс строительства более удобным, но требует более квалифицированных работ над каркасом.

Преимущество мазанки так же в том, что она сохнет значительно быстрей обычной глинобитки, на нее расходуется меньше самана, что облегчает стройку. В более северных вариантах делался сруб из бревен диаметром 150-200мм, а затем обмазывался каолиновой глиной. Такой способ одновременно решал проблему конопатки швов и придавал традиционный белый цвет.

Добавки

В данной статье подробно технологии добавления органических вяжущих, стабилизаторов, затвердителей мы рассматривать не будем. Немного развеем миф об использовании кизяка, верней лошадиного навоза. Лошадиный навоз использовали как измельченное волокно для «глажки» стен на финальных стадиях отделки. Для армирования глиняной смеси в южных регионах потомки кочевников могли использовать навоз вместо соломы, так как сено и солому все же выгодней сначала дать скоту. Да и зерновые не сильно-то выращивались в этих регионах.

В саманные смеси могли добавлять молочную сыворотку, кровь, кизяк — для улучшения свойств самана. Они не только увеличивали прочность самана, но также повышали его влагостойкость, и долговечность.

Технологиям отделки стен мы посвятим отдельную статью. Рассмотрим побелку известью, мелом или каолином, использование творога, сыворотки, рисового отвара, молока, желтка.


Условно, следующий бум строительства пришелся на 60-70годы. Несмотря на то, что существовали институты, где готовили профессиональных строителей к их услугам не прибегали. Да и задействованы они были в городах и на крупнопанельных комбинатах.

Анализ ошибок

Мы позволим себе заметить, что после войны советским правительством активно распространялась негласная пропаганда, что село — это тяжкий труд, ужас современного советского человека, а город – это светлое будущее и прекрасные перспективы. Это подсознательное «зомбирование» привело к оттоку самых смышленых и мастеровых людей в города на фабрики. А тех, кто остался загнали в колхозы.

Молодое поколение в селе нуждалось в жилье. А потому строительство из подножных материалов было все еще актуально. Использовали все те же принципы. Только все чаще задумывались о фундаментах. Итак, как же его делали? В основном как придется, на скорую руку не задумываясь о последствиях, не тратя времени на качество (этому было множество причин, не только безалаберность). Часто вот такой заложенный фундамент мог простоять от года до двадцати прежде чем на нем начинали хоть что то строить. По сей день можно увидеть фундаменты, заложенные еще в 80х, они являются и гордостью хозяев, и крахом их надежд, заросшие кустарником и деревьями. Почему же фундаменту не придавалось значение, хоть и по сложившемуся опыту было понятно, что он необходим. Во-первых, мало кто знал что из себя должна представлять технология и конструкция простейшего фундамента и принцип его работы, поэтому технологию разрабатывали методом народного опыта и по советам соседей и кумовьев (в каждом селе был специалист-строитель, который руководил всеми стройками, его традиционно приглашали, но в данное время он был задействован на строительствах коровников и прочих колхозных постройках). Во-вторых, не всегда были доступны качественные строительные материалы. В-третьих, на фундамент отводилось очень мало времени, так как необходимо вести хозяйство.

Стоит сказать, что у более старших поколений было преимущество, места под дома были более или менее тщательно подобранны, а молодежь строилась уже где дадут родители. Вот мы и подошли к проблемам и ошибкам.

Первая ошибка и залог проблем с домом, это место под строительство со всеми своими характеристиками (подробно в статье «Выбор участка» и «Хороший дом своими руками»). Оно редко уже выбиралось специально и по традициям, которые были известны нашим предкам. От этого, возможно, такая проблема как капиллярный подсос влаги из влажных грунтов. Те дома, которые были построены без фундамента на таких грунтах, прекратили свое существование. Другим же повезло больше. Фундамент из бута, шлака, обрубков свай (отходов ж/б изделий) и прочих подручных материалов решал многие проблемы. К тому же уже стало возможным достать пару пачек кирпичей. Но очень мало примеров когда кирпич использовали для кладки цоколя. Как правило им обкладывали цоколь и стену (где не производилась горизонтальная гидроизоляция). Но это в регионах приближенных к кирпичным заводам. Проблема замокания цоколя причиняла много хлопот жильцам таких домов. Решали ее до этого ежегодным ремонтом. Но человек наш ленивый. Было принято решение подрубить основание дома и сделать бетонный цоколь. Это решение стало губительным в первую очередь для блочносаманных и глинолитых хат, мазанки же достояли до наших дней (но в очень плохом состоянии). Скорей всего достояли, потому что опоры были залиты бетоном и не дали им разойтись. Потом бетонный цоколь обмазывали битумом. Для того чтоб стены не белить и не ремонтировать каждый год, придумали цементно-песчаные плитки и ими облицовывали фасады. Плитки прибивали гвоздями 100-150мм на 300-400мм стены. Тем самым значительно ухудшив теплосопротивление стены. А циклические замораживания участков стены не самым положительным образом сказалось на структуре стен в целом.

Стены со временем начали сползать с цоколей, цоколя начало выворачивать, туда стала поступать вода. Плитки, отслаиваться возле цоколей. В появившиеся пустоты со временем протоптали себе дорогу грызуны. Саму по себе глину они не точат, а вот щели образовавшиеся между каркасом и глиной их очень заинтересовали, они их расширили и свили в них гнезда. Со временем, многие стены в домах (особенно не жилые или там, где нет хозяйского отношения) превратились в подобие швейцарского сыра. Также щели образовывались из-за использования сырой древесины. За 10-20 лет ствол полностью высыхал, между саманом и опорой образовывалась полость в палец, а то в два. Хуже когда использовали сухостой, как правило пораженный шашелем. За 20лет от полноценного ствола оставалась одна труха.

Если внимательно посмотреть на памятники народной архитектуры, выставленные в музеях под открытым небом, то можно заметить какой большой свес кровли делали наши прадеды. Свес же хат построенных в ХХв. редко более 300мм. Отсюда и струи воды, бегущие по стенам, необходимость частого ремонта и побелки.

До сих пор мы касались только стен. Как же выполнялись перекрытия? Технология была проста. Вдоль продольной оси дома, проходила главная балка — сволок. Сволок считался обиталищем домового. На эту балку опирались прогоны, на которые набрасывалась глина. Там, где в качестве прогонов использовали доску потолок нынче имеет вид пузыря, свисающего в помещение (отчасти потому, что доска лежала плашмя). Там, где применили неошкуренный кругляк, потребовался ремонт потому как потолок давно поотпадал вместе с корой. Так же нагрузку брали на глаз, потому деформации потолка (отчасти опять же из-за сырой древесины) были явлением постоянным. Чердак всегда использовался для сушки и хранения. От того иной раз слабое перекрытие в некоторых местах могло дать неравномерную усадку из-за чего могли появиться волны.

Вообще, довольно часто воры проникали не через окно или дверь, а через пробитую дыру в потолке. Но это в тех регионах, где вход на чердак был со двора, а не с дома.

Крыли дома в ХХв. асбестоволокнистым, битумным, стальным шиферами, реже черепицей. На западе и севере гонтом и доской. В прочем традиционную солому и камыш тоже использовали (для каждого региона были свои традиционные кровли, но в своем большинстве это была солома). Даже сегодня можно, ковырнув многие шиферные кровли, найти под ними солому или гонт. Думаю, можно было бы сказать, что теплосопротивление у дома укрытого шифером в разы меньше и потому летом потолок пересыхает и трескается, а зимой хата остывала быстрей.

Но проблема камышовой и соломенной кровли, кроме пожароопасности в том, что она нуждается в постоянном уходе, и только тогда она прослужит долго. 

Итак, работа над ошибками

1. Дом из самана нуждается в хорошем ленточном фундаменте (основании, которое может быть даже подушкой из глины). Не чрезмерно мощном, а просто качественно выполненном. Можно использовать как традиционные бутовые кладки и насыпи в траншеи, так и современные ж/б ленты.

2. Саман должен быть защищен от капиллярного подсоса влаги цоколем и крутой отмосткой (также может быть из гравия с отводом воды).

3. Стены должны иметь толщину не менее 500, а лучше 800мм или иметь особую конструкцию (комбинация различных саманов по насыщенности растительными наполнителями).

4. По завершению стен необходимо выполнять обвязку стен любым видом поясов (деревянным либо монолитным, но не переусердствовать с весом). Сами стены в своей конструкции должны перевязываться, даже монолит.

5. Чердак должен быть утеплен. Теплый чердак — залог теплого в дома.

6. Свес кровли на высоту этажа должен быть не менее 600-800мм. Должен быть организован грамотный сбор и отвод воды.

7. Дом нуждается в уходе и заботе. Саманный дом только тогда прослужит максимально хорошо, если за ним следить, ухаживать.

Именно эти выводы помогут сделать ваш дом долговечным и надежным. Хотелось бы добавить, что можно встретить глинолитные стены простоявшие без кровли более 10 лет. Они, попрежнему, выдерживают конструктивную нагрузку. Обычный красный кирпич после третей зимы уже необходимо снимать, хоть это и не представляет особого труда — он крошится.

Те хаты, которые мы видим сегодня простояли более 20-80лет без хозяйского к ним отношения. Несмотря на все допущенные ошибки, свой скромный полуразрушенный вид, они стоят и замечательно выполняют свою функцию. Ни один дом не может похвастать тем, что «его построили лишь бы как» и он простоял так долго, ну разве, что крупнопанельные.

Заключение

Мы не призываем жить в старой модели жилья, не отвечающей современным требованиям комфорта и образа жизни. Мы стараемся обратить внимание на технологии и допущенные ошибки, для того, чтобы использовать опыт предков проверенный веками для строительства современного комфортного, доступного жилья. Если учесть и не допустить все перечисленные ошибки, то можно получить качественный, теплый, экологически чистый, человечный, долговечный дом, который не стыдно будет оставить праправнукам.

Архитектурная студия «Ансамбль»: Бульков К.В., Булькова М.А., ansambl.dp.ua, статья предоставлена для сайта www.apxu.ru авторами.

Ace N-C3 Adobe Hut, идеально подходящий для красок и аэрозолей
$
9,99

70% заказов отправляются в течение 2 рабочих дней.
Для гарантированной доставки в течение 1 рабочего дня выберите «Плата за ускоренное производство» при оформлении заказа.

Выберите тип краски / область применения

Спрей, OEM, бутылки и ручки

Краска для дома и стен

Специальная краска

Спрей, OEM, флаконы и ручки

Краска для дома и стен

Специальная краска

Выберите тип краски/нанесение
с помощью одной из кнопок выше

Вам нужно выбрать, прежде чем вы сможете добавить это в корзину.

Удовлетворение гарантировано

Если вас не устроит цвет краски, мы переделаем его бесплатно! Нажмите здесь, чтобы узнать подробности.

Описание

Как быстро я получу краску, соответствующую Ace N-C3 Adobe Hut?
Вся краска изготавливается на заказ. Хотя большинство заказов доставляются в течение 48 часов, время изготовления краски, соответствующей Ace N-C3 Adobe Hut, зависит от типа необходимой краски. Краски для внутренних и наружных работ обычно доставляются в течение 1–3 дней, в то время как доставка индивидуальной аэрозольной краски обычно занимает 3–5 дней. Время доставки зависит от вашего местоположения и выбранного вами способа доставки. Если вам нужно срочно, выберите «Ускоренное производство» во время оформления заказа. Большинство срочных производственных заказов доставляются в течение 24 часов в рабочие дни. Пожалуйста, свяжитесь с MyPerfectColor, если вас беспокоит конкретный крайний срок. Мы делаем все возможное, чтобы вы получили краску вовремя. Узнайте больше о сроках поставки краски на MyPerfectColor.

Какие значения RGB, HEX и LRV для Ace N-C3 Adobe Hut?
Значения RGB для Ace N-C3 Adobe Hut: 161, 144, 131, а шестнадцатеричный код — #A19083. LRV для Ace N-C3 Adobe Hut составляет 29,07. LRV означает значение отражения света и измеряет процент света, который отражает цвет. Узнайте больше о значениях коэффициента отражения света и использовании кодов RGB и Hex для краски.

Какой тип краски используется для создания аэрозольной краски, соответствующей Ace N-C3 Adobe Hut? И сколько баллончиков мне нужно?

MyPerfectColor использует акриловую эмаль, которая представляет собой быстросохнущее прочное покрытие, подходящее для внутренних и наружных работ. Индивидуальная аэрозольная краска MyPerfectColor, подобранная для Ace N-C3 Adobe Hut, позволяет легко получить профессиональную гладкую поверхность любого цвета с любым блеском. Он хорошо прилипает к большинству поверхностей, включая металл, пластик, порошковые покрытия, шкафы и загрунтованное или ранее окрашенное дерево.

Спрей MyPerfectColor 11 унций покроет около 20 квадратных футов за один слой. Имейте в виду, что трудно оценить потребность в аэрозольной краске, так как покрытие сильно зависит от того, как она наносится. Узнайте больше о том, как работает аэрозольная краска, на MyPerfectColor.

Что такое угол оттенка и цветность для Ace N-C3 Adobe Hut?
Угол оттенка для Ace N-C3 Adobe Hut составляет 65,89, а цветность — 10,23. Угол оттенка представляет положение оттенка цвета вокруг цветового круга. Цветность представляет интенсивность оттенка. Узнайте больше о просмотре цветов по оттенку.

Как MyPerfectColor может соответствовать Ace N-C3 Adobe Hut?

MyPerfectColor имеет оригинальный образец Ace N-C3 Adobe Hut в своем цветовом архиве. Это позволяет нам сделать краску и убедиться, что она соответствует оригиналу.

Обратите внимание, что если ваш материал не новый, краска может не подойти для подкрашивания, так как ваш материал состарился и, вероятно, отличается от того, что был новым. Узнайте больше о нашей точности подбора цветов. Если вам нужно средство для подкраски, отправьте нам часть, и мы сможем создать решение для подкрашивания, точно соответствующее текущему цвету и блеску ваших конкретных материалов.

Узнайте больше о нашей услуге подбора цветов.

Нужен ли праймер для Ace N-C3 Adobe Hut?
Необходимость грунтовки для Ace N-C3 Adobe Hut зависит от типа краски, окрашиваемой подложки и места ее расположения. Ознакомьтесь с нашей таблицей выбора грунтовки, чтобы узнать, какая грунтовка вам может понадобиться, и узнать больше о том, когда вам может понадобиться грунтовка. Большинство людей не используют грунтовку для подкрашивания краски, но грунтовка может улучшить адгезию и обычно рекомендуется для наружных работ.

Как преобразовать Ace N-C3 Adobe Hut в другую компанию?

Хотя мы можем предоставить Ace N-C3 Adobe Hut в раскраске, мы не предоставляем никакой информации о кроссовере. Мы обнаружили, что каждая компания по производству красок предлагает свой собственный уникальный набор цветов, и цвет редко имеет точный эквивалент в другой марке.

Однако под цветным изображением на цветной странице есть ссылка «Исследовать цвета». При нажатии на эту ссылку отображаются цвета с похожими значениями, и вы можете искать любые цвета нужного вам бренда.

Имейте в виду, что это просто показывает похожие цвета на основе значений цвета, которые мы сохранили в нашей базе данных. Это не означает, что это то же самое или дает какое-либо приближение о том, насколько близок цвет. Вы можете поиграть с ползунками Hue, Lightness и Chroma, чтобы расширить выбор.

Подходящие цвета краски Ace

MyPerfectColor может сочетаться со всеми цветами краски Ace, чтобы вы могли найти и наслаждаться любимыми цветами. MyPerfectColor использует свои экспертные возможности для воссоздания оригинального цвета Ace путем сопоставления с оригинальными каталогами цветов Ace и образцами. MyPerfectColor не использует краску Ace.

Цвета, показанные на этом веб-сайте, представляют собой компьютерную видео-симуляцию Ace Color и могут не соответствовать стандартам Ace Color. Обратитесь к публикациям Ace, чтобы получить точный цвет. Обратите внимание, что MyPerfectColor соответствует оригинальному цвету Ace. Если вы собираетесь подправить краску, которая была на ваших стенах в течение многих лет, знайте, что ваш цвет, несомненно, изменился по сравнению с исходным из-за воздействия света и возраста, и новая краска может не совпадать. Вы добьетесь наилучших результатов, повторно нанеся покрытие на всю поверхность.

Если вам нужна дополнительная помощь, пожалуйста, свяжитесь с нами, и один из наших опытных сотрудников будет рад помочь.


Adobe Hut Вер. C для местности Gaslands Легион Звездных войн

Dungeons and Dragons Terrain DnD D&D 28mm Miniature RPG Terrain Warhammer 40k Tabletop Miniatures Pathfinder Frostgrave

——————————— ————————————————— —————————————-

🤯 БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА НА ВСЕ ЗАКАЗЫ ОТ 35 ДОЛЛАРОВ ИЛИ БОЛЬШЕ ————- НА ВСЕ ЗАКАЗЫ СВЫШЕ 150 ДОЛЛАРОВ БУДУТ СКИДКИ 25% 🤯

——————- ————————————————— ————————————————— —

Adobe Hut C — научно-фантастическое здание, которое можно использовать для научно-фантастических настольных игр, варгеймов и ролевых игр. Это идеальное здание для перестрелки для миниатюрного размещения, так как крыша и двери являются съемными. Принесите свое воображение с 3DEGOS, посетите наш магазин.

«Функциональные и простые в установке жилища из глинобитного кирпича, идеальное здание для сборщиков воды и терраформеров» 28 мм)

(Д 8,21 дюйма x Ш 6,55 дюйма x В 5,61 дюйма — 32 мм) — (Д 4,24 дюйма x Ш 2,82 дюйма x В 2,32 дюйма — 15 мм)

➕ Другие подобные элементы можно найти на сайте наш магазин, у нас есть огромный выбор игральных костей, ландшафтов и миниатюр: www.etsy.com/shop/3degos

Если у вас есть дополнительные вопросы или вы хотите, чтобы это было покрашено, пожалуйста, свяжитесь со мной в любое время. Мы можем изготовить любые модели под десятки нашего создателя, если вы видите что-то, что вам нравится в Интернете, мы, вероятно, можем создать это для вас, не стесняйтесь обращаться к нам в любое время.

———————————————— ————————————————— ———————-

❓ ❓ Дополнительная информация:

— Эти элементы будут серого цвета

— Все наши ландшафты напечатаны с использованием слоя 0,15 разрешение по высоте для захвата большинства деталей модели

— Все изображения выше представлены в формате 28 мм

——————————————— ————————————————— —————————————-

⛔️ Политика:

❗❗Суть этого магазина состоит в том, чтобы предоставить игрокам настольных игр высококачественные предметы, чтобы воплотить их воображение за столом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *