ШПАЛЕРЫ — это что такое ШПАЛЕРЫ
(нем. Spalier, от итал. spalliera)
стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уто́чного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк_а (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для Ш. рубчатую фактуру. Каждая уто́чная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида Ш.: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для Ш. служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство Ш.возникло в Западной Европе в 12—13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые Ш. представляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола́ Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» — Ш. с фоном, сплошь затканным кустиками цветов].
Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии Ш. по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы Ш. 17—18 вв.— мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры»). В 18—19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой Ш. Декоративные принципы Ш. возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.
В России производство Ш. началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой—«Полтавская баталия» по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. В рус. Ш. эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров («Диана» и «Сатурн» из т. н. «Гурьевского гарнитура», 1805—06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания Ш. в СССР сосредоточены в Эрмитаже (Ленинград), в Русском музее (Ленинград) и в музеях Московского Кремля.
Лит.: Бирюкова Н., Французские шпалеры конца XV — XX века в собрании Эрмитажа. [Каталог], Л., 1974; Коршунова Т., Ясинская И., Русские шпалеры, Л., 1975; Gübel Н., Wandteppiche, Tl 2, Bd 1—2, Lpz.— В., 1928.
Г. А. Ecunoва.
ШПАЛЕРЫ И ГОБЕЛЕНЫ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи
- Техника.
ШПАЛЕРЫ И ГОБЕЛЕНЫ, вид тканного вручную декоративного изделия – безворсового ковра-картины. Искусство шпалеры достигло расцвета в эпоху готики во Франции, но его истоки прослеживаются в древних культурах. Шпалеры являются ценными источниками для истории костюма, выполняя, таким образом, не только декоративные, но и документальные функции.
С древнейших времен ковровые ткани служили домашним нуждам и использовались как украшение. Для придворных и церковных церемоний требовались роскошные, но в то же время удобные в употреблении средства декора; для этого очень хорошо подходили тканые картины, которые было нетрудно хранить и перевозить. Из летописей известно, что шпалеры широко использовались в разных случаях – для убранства комнат временного жилища короля, для оформления религиозных празднеств и просто в качестве драпировок стен холодных каменных залов средневековых европейских замков. Знатные люди, путешествуя, брали с собой шпалеры, порой огромных размеров, которые могли использоваться в качестве передвижных перегородок, отграничивавших спальню.
Многочисленные войны привели к тому, что комплекты шпалер оказались разрозненными; многие великолепные изделия были разрезаны на куски, а другие сожжены ради золота и серебра из их нитей.
Сюжеты средневековых шпалер, в сущности, сводятся к трем видам: религиозные, мифологические и эпизоды придворной жизни. Сцены из жизни горожан сравнительно редки; обычно на шпалерах изображались возвышенные легенды или славные исторические события. В эпоху готики преобладали библейские сюжеты, например Царица Савская, Принесение во храм Младенца Христа, Святой Реми. В 17–18 вв. интерес к этим сюжетам ослаб; в замках королей Франции Людовика XIV и Людовика XV, Шамборе и Компьене, были прекрасные шпалерные кабинеты с ткаными картинами светского содержания. В домах знати и горожан чаще встречались вердюры (франц. – зелень) – пейзажи с преобладанием зеленой листвы. Не менее популярны были т.н. мильфлёры – шпалеры, фон которых сплошь покрывали узоры с букетиками цветов. Эти узоры подготовили появление цветочных обоев, которым предстояло вытеснить в убранстве жилых домов дорогие гобелены.
Шпалерное дело развивалось в условиях правительственной поддержки ткацких мануфактур. Ведущие художники диктовали моду на определенные сюжеты и стиль, а техника, присущая каждому отдельному центру, вносила свой вклад в художественное совершенствование этого ремесла. Так, ведущими центрами производства шпалер во Франции были королевская мануфактура Гобелен близ Парижа (ее название стало употребляться как нарицательное для обозначения безворсовых тканых ковров-картин), а впоследствии – мастерские города Обюссон.
В середине 15 в. семья красильщиков Гобеленов организовала в предместье Парижа Сен-Марсель мастерскую, на основе которой в 1662 при Людовике ХIV по инициативе Жана Батиста Кольбера была создана Королевская мануфактура, а ее управляющим назначен художник Шарль Лебрен. В 18 в. мануфактуру возглавляли Франсуа Буше, Жан-Батист Удри.
В Англии, в подражание Генриху IV Французскому, который выписал в 1607 ткачей из Фландрии, в 1620 в пригороде Лондона Мотлэйке также была построена шпалерная мануфактура, на которой была создана серия шпалер Деяния Апостолов по картонам Рафаэля.
Атрибуция шпалер представляет значительные трудности, поскольку в Средние века и в эпоху Возрождения их композиции часто копировались и повторялись. Однако невзрачные воспроизведения и подражания старым шпалерам в период около 1870–1940 достаточно легко определить, поскольку тогда ткачи работали по картонам очень слабых и не создавших собственной манеры художников, а подражания готическим шпалерам отличались слащавой сентиментальностью. Оценка качества гобелена, как и в живописи, достаточно трудна; важно обратить внимание на то, насколько композиция и рисунок подходят для техники тканья, и не искажена ли присущая этой технике плоскостность стремлением создать иллюзию глубины. Большинство опытных специалистов сразу же предпочтут готические и раннеренессансные шпалеры с откровенно плоскостными изображениями техническим триумфам викторианских ткачей, которые, подражая методам трактовки формы и перспективных построений иллюзионистической масляной живописи, ставят средства выражения одного вида искусства на службу другому.
Гобелены, особенно французские, приобрели широкую известность, когда в 1946 в Париже была организована великолепная выставка старинных и современных шпалер. Эти выдающиеся произведения из частных и публичных собраний были показаны в Париже, Амстердаме, Брюсселе, Лондоне, Нью-Йорке и Чикаго; впервые зрители получили возможность составить адекватное представление об этом виде искусства. Среди многих шпалер, выставленных в 1946, была анжерская серия Апокалипсис 14 в., сцены из жития св. Стефана и серия Дама с единорогом (обе серии из музея Клюни в Париже). Благодаря этой выставке гобелен снова был воспринят как живой и активный вид искусства, не имеющий ничего общего с фабричными подделками и скучными подражаниями, которые столь долго предлагались на аукционах. Индивидуализм, присущий искусству 20 в., проявился и в современном дизайне гобеленов. Работы, созданные во время Второй мировой войны во Франции, характеризуются не столько местом производства (например, Гобелен, Аррас или Бове), сколько стилем художника-дизайнера. Во Франции, в Обюссоне производство гобеленов восстанавливается по инициативе Жана Люрса. Выполненные по рисункам художников Ж.Люрса, М.Громера, М.Сен-Санса, Р.Дюфи, А.Матисса, Гиньебера, Маршана, Ж.Пекар-Леду и др., эти гобелены поражают яркой индивидуальностью и оригинальностью. Древнее искусство тканой картины было обновлено свободными экспериментальными приемами и абстракционизмом новейших художественных движений 20 в. Однако гобелен продолжает оставаться видом искусства, сочетающим функционализм и чисто живописные декоративные достоинства.
С 1960-х в технике авторского (выполненного самим художником) гобелена работают художники России, Украины, Эстонии, Литвы, Латвии, Грузии.
Техника изготовления шпалер сравнительно проста. Даже сложные и богатые гобелены создаются довольно простым переплетением цветных шерстяных нитей на хлопчатобумажной основе (ковры ткутся подобным образом, но их нити завязываются узлами и обрезаются, формируя ворс). Все шпалеры ткутся на ткацких станках, с вертикальным или горизонтальным креплением основы (это зависит от желаемой скорости и стоимости работы). Ткач накручивает законченную часть изделия на барабанный ролик и продолжает работу, тщательно воспроизводя рисунок или картон, находящийся непосредственно перед ним. Сам ткач (tapissier) почти никогда не создавал эскизов для шпалер; одно время это даже было запрещено законом. Обычно эскизы делали живописцы, и вплоть до 1940-х годов это были по большей части условные, схематизированные мотивы и аллегорические композиции.
Ткач просто переплетает челноком шерстяные нити основы, подобранные в соответствии с тонами картона. В старинных шпалерах было немного оттенков, затем их число увеличилось до 14 600, а к 1940-м годам сократилось примерно до 50. Использование анилиновых красителей привело к выгорания рисунка гобелена, однако вскоре были разработаны яркие светоустойчивые красители. Исследования проблемы окраски нитей проводятся в лабораториях фабрики Гобелен.
Одна из технических сложностей производства гобеленов – трудность проверки в ходе работы лицевой стороны изделия, которую ткач видит лишь отраженной в зеркале, установленном позади нитей основы. Еще одна проблема – объемная трехмерная моделировка форм, которая достигается при помощи «штриховки» – пересечения стежков нитей разного цвета. Прибегая к крайней детализации, можно добиться эффекта реалистической масляной живописи и создавать даже портреты. К счастью, мастера уже не стремятся к подобному подражанию живописи.
Условия хранения шпалер и поддержания их в хорошем состоянии – примерно те же, что и для всех ковровых изделий. Если шпалера не экспонируется, она должна быть свернута в рулон, но ни в коем случае не сложена; для развески необходима жесткая тканая лента, к которой прикрепляются кольца. Старые шпалеры и гобелены должны иметь подкладку, которую следует хорошо укрепить диагональной стёжкой. Они должны висеть свободно, без натяжения; обрамление сильно вредит полотну гобелена. Чистка и починка старинных изделий должна быть заботой музейных специалистов.
Гобелен | Определение, история, типы, материалы, методы и факты
La Dame à la licorne
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Питер Пауль Рубенс
Рафаэль
Франсиско Гойя
Жоан Миро
Шарль Ле Брун
- Похожие темы:
- гобелен из зелени
Гобелен Бове
кеси
цузуре
туалетная бумага
Посмотреть все сопутствующие материалы →
гобелен , тканая декоративная ткань, рисунок которой выстраивается в процессе ткачества. В широком смысле это название использовалось практически для любого тяжелого материала, сотканного вручную, машинного ткачества или даже вышитого, используемого для покрытия мебели, стен или пола или для украшения одежды. Однако с 18-го и 19-го веков техническое определение гобелена было сужено и теперь включает только тяжелые, двусторонние, узорчатые или фигурные ткани ручной работы, обычно в виде драпировок или обивочной ткани. Гобелен традиционно был роскошным искусством, доступным только богатым, и даже в 21 веке крупномасштабные гобелены ручной работы слишком дороги для людей со средним доходом.
Гобелены обычно изготавливаются в виде отдельных панелей или наборов. Набор гобеленов представляет собой группу отдельных панелей, связанных по тематике, стилю и мастерству и предназначенных для подвешивания вместе. Количество предметов в наборе варьируется в зависимости от размеров стен, которые необходимо покрыть. Дизайн декораций был особенно распространен в Европе от средневековья до 19 века. Набор 17-го века, Жизнь Людовика XIV , разработанный королевским художником Шарлем Лебреном, включал 14 гобеленов и две дополнительные панели. Количество предметов в наборах ХХ века значительно меньше. 9Например, 0025 Полинезия , созданная современным французским художником Анри Матиссом, состоит всего из двух частей, а Мон-Сен-Мишель , сотканный из карикатуры современным гравером и скульптором Анри-Жоржем Адамом, представляет собой триптих (три панели). До 19 века гобелены в Европе часто заказывали по «комнате», а не по одной панели. В «комнатный» заказ входили не только настенные ковры, но и гобеленовые плетения для обивки мебели, чехлов для подушек, изготовления балдахинов и других изделий. Однако большинство западных гобеленов использовались в качестве подвижного монументального украшения для больших архитектурных поверхностей, хотя в 18 веке гобелены часто заключали в деревянные изделия.
На Западе гобелен традиционно был коллективным искусством, объединяющим таланты художника или дизайнера с талантами ткача. Самые ранние европейские гобелены, сотканные в Средние века, были сделаны ткачами, которые проявили большую изобретательность, следуя рисунку или эскизу художника.
Хотя он довольно точно следовал указаниям художника и рисунку, ткач, не колеблясь, отступал от них и утверждал свои собственные навыки и художественную индивидуальность. В эпоху Возрождения гобелены все чаще становились ткаными репродукциями картин, а ткач больше не считался сотрудником художника, а становился его подражателем. В средневековой Франции и Бельгии, как и сейчас, работа художника всегда выполнялась в гобелене через посредство ткача. Гобелен, сотканный непосредственно создавшим его художником, остается исключением, почти исключительным женским рукоделием.
Шерсть была материалом, наиболее широко используемым для изготовления основы или параллельного ряда нитей, проходящих вдоль ткани гобелена. Широкие, уточные или уточные нити, которые проходят под прямым углом над и под нитями основы, полностью покрывая их, также чаще всего из шерсти. Преимуществами шерсти при ткачестве гобеленов были ее доступность, обрабатываемость, долговечность и тот факт, что ее можно легко красить для получения широкого спектра цветов. Шерсть часто использовалась в сочетании с льняными, шелковыми или хлопковыми нитями для утка. Эти материалы обеспечивают большее разнообразие и контрастность цвета и текстуры и лучше, чем шерсть, подходят для ткачества деталей или создания деликатных эффектов. В европейских гобеленах светлый шелк использовался для создания живописных эффектов тональной градации и пространственного углубления. Блеск шелковой нити часто использовался для выделения или придания светящегося эффекта по сравнению с тусклыми и темными более тяжелыми шерстяными нитями. В европейских гобеленах 18-го века шелк все чаще использовался, особенно на фабрике Бове во Франции, для достижения тонких тональных эффектов. Большинство китайских и японских гобеленов имеют шелковые нити основы и утка. Гобелены из чистого шелка также производились в средние века византийцами и в некоторых частях Ближнего Востока. Полностью льняные гобелены изготавливались в Древнем Египте, в то время как копты, или египетские христиане, и средневековые европейцы иногда использовали лен для основы. Хлопок и шерсть использовались для доколумбовых перуанских гобеленов, а также для некоторых гобеленов, сделанных в исламском мире в средние века. С 14 века европейские ткачи использовали золотые и серебряные уточные нити вместе с шерстью и шелком для получения роскошного эффекта. Эти нити изготавливались из простых или золоченых серебряных нитей, намотанных по спирали на шелковую нить.
Изготовление гобелена. Как они это сделали?
18 февраля 2014 г.
Сара Мэллори, научный сотрудник, Европейская скульптура и декоративно-прикладное искусство
Рене Антуан Уас (француз, 1645–1710). Борей и Орифия из набора сцен из « Метаморфоз » Овидия , созданного ок. 1690 г., соткано до 1730 г. Шерсть, шелк, металлическая нить; В. 140 х Ш 179 дюймов (355,6 х 454,7 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Дар Фрэнсиса Л. Келлогга, 19.77 (1977.435)
Вы идете по музею, ваш разум погрузился в размышления (ваши ноги, возможно, слегка болят), как вдруг вы поднимаете глаза и видите очаровательный предмет. Вы сразу же начинаете пытаться опознать лежащий перед вами образец: это ткань. . . нет, это вышивка. . . ждать . . . его . . . На стене написано, что это гобелен! Гобелен ?
Если у вас когда-либо был такой опыт, вы не одиноки. Гобелены, особенно европейские гобелены, сотканные до двадцатого века, относительно редки и, следовательно, не относятся к тем видам искусства, которые обычно просматриваются ежедневно; поэтому, когда мы, наконец, видим гобелен, его может быть сложно идентифицировать и понять. Путаницу усугубляет тот факт, что гобелены могут показаться похожими на другие виды произведений искусства, такие как картины на холсте, фрески, большие рисунки или набивные ткани.
Перед лицом всей этой путаницы с гобеленами, как вы можете определить, что такое гобелен? Мы здесь, в #tapestrytuesday, собрали краткое объяснение, чтобы помочь вам понять, что, собственно, делает гобелен гобеленом!
Слева: Модель гобеленового переплетения с уточной лицевой стороной
По определению, гобелен представляет собой полотняное переплетение с уточной лицевой стороной с прерывистыми утками, скрывающими все его основы. Просто переплетите нити основы и утка вместе, и вуаля — у вас есть гобелен! Это так просто! Или нет. Если вы в замешательстве качаете головой, произнося слова «уток» и «основа», мы понимаем.
Давайте разберемся: в основе ткачества гобеленов лежит простая математика. Думайте о гобелене как о сетке, состоящей из нитей, закрепленных на большой раме (известной как ткацкий станок). Вертикальные нити известны как основы, а горизонтальные нити известны как утки. Утки на самом деле представляют собой набор множества отдельных кусков шерстяных или шелковых нитей разных цветов. Гобелен изготавливается путем многократного переплетения горизонтальных (уточных) нитей поверх и под вертикальными (основными) нитями, а затем сдавливания (или утрамбовки) этих горизонтальных нитей, чтобы они были очень близко друг к другу, таким образом полностью скрывая вертикальные нити из виду.
Хотя вы не можете увидеть их в готовом гобелене, вертикальные нити основы являются жизненно важными компонентами каждого изделия — они составляют основу каждого гобелена и обеспечивают поддержку уточных нитей. Думайте о перекосах как о чистом холсте, а об утках — как о мазках краски на этом холсте. Другими словами, уточные нити — это цвета, которые постепенно нарастают, образуя рисунок гобелена. Утки не переплетаются между собой через все основы — они вводятся только там, где дизайн требует участка определенного цвета. Затем они завязываются на месте, их свободные концы обрезаются или заправляются, и вводится другой цвет с другой уточной нитью; вот почему их называют «прерывистыми утками». На изображении ниже показан сложный набор цветных уточных нитей, частично вплетенных в основу, свисающих вниз и прикрепленных к деревянным катушкам (или «челнокам»), видимым на оборотной стороне гобелена во время ткачества.
Вид изнаночной стороны гобелена, сотканного на низкоосновном ткацком станке
Поскольку цветные утки полностью покрывают основу, образуемый ими образный рисунок будет виден на лицевой и изнаночной сторонах гобелена. Например, на рисунках ниже показаны лицевая и изнаночная стороны гобелена: изнаночная сторона, показанная сверху, почти так же аккуратна, как и лицевая сторона, показанная внизу. Обратите внимание, что задняя часть гобелена более красочная, чем передняя; обратная сторона гобелена, поскольку она редко подвергается воздействию солнечного света, обычно меньше выцветает, чем ее лицевая сторона.
Анонимные фламандские ткачи. Охотники в пейзаже (детали сзади и спереди), ок. 1575–95. Шерсть, шелк; В. 70 7/8 x Ш. 181 7/8 дюйма (180 x 462 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Покупка, Благотворительный фонд приобретения Вальтера и Леоноры Анненберг, Подарок траста Розетты Ларсен и подарки друзей европейской скульптуры и декоративного искусства, 2009 г. (2009.280)
Гобелены, хотя они могут выглядеть так, как будто они созданы вручную от мазков, не окрашены. На самом деле, использование краски на поверхности гобелена когда-то считалось преступлением, наказуемым крупным штрафом или более серьезным наказанием. Хотя иногда основное переплетение гобелена слегка изменяется в попытке имитировать, но не воссоздать внешний вид других типов тканей, таких как шелк, дамасская ткань, бархат или вышитые ткани.
Исторически сложилось так, что ткачи работали лицом к задней части гобелена. Своими цветными уточными нитями они скопировали рисунок гобелена. Рисунок, получивший название «мультфильм», представлял собой картину, сделанную на ткани или бумаге того же размера, что и запланированный гобелен. Этот рисунок был либо временно прикреплен к ткацкому станку, заподлицо с обратной стороной нитей основы и виден в промежутках между нитями основы; или его вешали на стену позади ткачей, которые следовали за ним, глядя на его отражение в зеркале за переплетом. Поскольку ткачи копировали лицевую сторону рисунка на обратной стороне гобелена, когда изделие было закончено, снято со станка и повернуто, чтобы открыть лицевую сторону, сотканное изображение на лицевой стороне гобелена было зеркальным отражением показанного рисунка. Ткачи могли избежать этого изменения дизайна, используя зеркальный метод, чтобы скопировать дизайн мультфильма. Мультфильм физически не был частью готового гобелена, и его можно было использовать несколько раз для создания дубликатов гобеленов.
На протяжении веков гобелены ткали вручную, но технологические инновации конца девятнадцатого и начала двадцатого века представили возможность машинного ткачества гобеленов. Сегодня мастерские и мануфактуры по-прежнему производят гобелены ручной и машинной вязки. Некоторые ткачи гобеленов до сих пор следуют традиционному процессу, копируя нарисованный мультфильм; другие ткачи гобеленов берут на себя полный творческий контроль, даже импровизируя в процессе плетения.
Связанные ссылки
Гобелены-единороги: интерактивная функция «Плетение гобелена»
Европейское производство и меценатство гобеленов, 14:00–16:00 на Heilbrunn Хронология истории искусства
Европейское производство гобеленов и патронаж, 1600–1800 на Heilbrunn Хронология истории искусства 9 0026
Комментарии / 25 комментариев
Оставить комментарий
Мы приветствуем ваше участие! Обратите внимание: несмотря на то, что живое обсуждение и твердые мнения приветствуются, Музей оставляет за собой право удалять комментарии, которые он сочтет неуместными по любой причине.