Разное

Скважина с кондуктором или без: Кондукторная колонна или кондуктор

Содержание

Кондукторная колонна или кондуктор

Кондуктор или кондукторная колонна представляет собой дополнительную трубу или комплект стальных труб, которые соединяют между собой резьбовыми соединениями. Если толщина стен позволяет, выполняют соединение «тело в тело». Диаметр такой колонны немного превышает диаметр обсадной трубы, а общая длина составляет 5-20 м. Это устройство применяется, чтобы облегчить процесс бурения и эксплуатации скважины в случае неустойчивого грунта. Его помещают в верхней части обсадной колонны. Пространство между ней и кондуктором обязательно цементируют.

Кондукторная колонна необходима, если скважину пытаются пробурить на месте засыпанного оврага или на недостаточно слежавшихся насыпных породах. Нужен кондуктор также при обработке глинисто-песчаных водонаполненных пульп. При бурении он перекрывает неустойчивый грунт и применяется в качестве направляющей. Устройство обеспечивает вертикальность проходимого канала, не давая ему изогнуться. Его применение позволяет избежать обрушения стен и проникновения загрязненных грунтовых вод в водоносный горизонт. Очень часто бывает трудно заранее определить необходимость использования кондукторной колонны. В 90% случаев потребность в ней становится понятной только после начала бурильных работ.

Кондуктор никогда не загоняют на всю глубину сооружения. Считается достаточным прохождение с его помощью проблемного участка. Дальнейшее бурение продолжается без него. Наиболее часто неустойчивые слои породы размещаются на глубине 5-20 м. Поэтому труба-кондуктор имеет такую же длину. При обработке сложного грунта без предварительной геологоразведки используют несколько соединенных друг с другом кондукторов. Соединяют их в этом случае по принципу телескопа. При таком соединении обязательно нужно выполнить условие: в наиболее тонкую трубу должен свободно проходить насос.

Во время эксплуатации готового объекта кондукторная колонна нужна, чтобы предотвратить повреждение внутренних труб под влиянием внешних воздействий во время смерзания и размерзания грунта. Устройство необходимо при колебаниях уровня грунтовых вод и в межсезонье.

Важно! Кондуктор должен быть металлическим.
Чтобы справиться со своей основной задачей, кондуктор должен обладать высокой прочностью. Поэтому, изготавливают эти устройства только из стали. Лишь этот материал способен выдержать приходящиеся на изделие нагрузки. Соответственно существующим нормам, оно может быть горячекатаным, цельнотянутым и бесшовным. В этом случае для его производства используют сталь 20 или сталь 45. Еще одним вариантом изготовления является электросварной кондуктор.

Практика показывает, что совершенно не справляется со своими функциями устройство, изготовленное из полиэтиленовых труб ПНД или ПВХ. Причина этого заключается в том, что полиэтилен легче воды, поэтому он может просто всплыть. Вследствие этого полиэтиленовый кондуктор можно использовать только в качестве промежуточной технической колонны. Это значит, что после завершения бурильных работ такие трубы должны быть изъяты из скважины.

Зная это, нужно быть внимательными в процессе бурения. Недобросовестные бурильщики нередко выдают пластиковые кондуктора за настоящие. При этом они даже пытаются требовать плату за их установку. Монтаж такого устройства угрожает проникновением грунтовых вод в затрубное пространство. При наличии в пластике малейшей трещины загрязнения быстро попадут в скважину, заражая воду болезнетворными возбудителями. Поэтому, применение пластиковой наружной трубы можно считать явным и заведомым браком в работе.

Семь основных конструкций скважин на воду характерные для территории Московской области

Семь основополагающих конструкций водяных скважин применяемые в Московской области.

  1. Конструкция фильтровой песчаной скважины
  2. Однотрубная конструкция скважины на известняк
  3. Двухтрубная конструкция скважины на известняк
  4. Однотрубная конструкция с установкой кондуктора
  5. Двухтрубная конструкция с установкой кондуктора
  6. Простая телескопическая конструкция скважины на известняк
  7. Сложная телескопическая конструкция артезианской скважины

При проведении бурения на песок и известняк выполняется обсадка скважины для изолирования от выше расположенных грунтов, для укрепления и препятствия обрушения стенок скважины, под воздействием большого внутрипластового давления.

Конструкция скважины — это набор элементов строения канала скважины на воду:

  1. Ствол – выработка в земле, в которую опускают обсадные трубы.
  2. Устье – верхняя часть ствола скважины из обсадной колонны, которая находится на поверхности.
  3. Забой – самый низ канала, дно скважины на песок, где размещается фильтр песчаной скважины.
  4. Обсадная труба (колонна) — это конструкция из металла или НПВХ, которая поддерживает стенки скважины от разрушения. От качества используемых труб (материала и толщины стенок) зависит срок службы всей конструкции.
  5. Кондуктор — при первых метрах бурения скважин в осложнённых гидрогеологических условиях (неоднородные, сыпучие грунты и валуны), устанавливается вспомогательная труба, которая фиксирует строение ствола скважины, предотвращает стенки от осыпания и не даёт проникнуть поверхностным водам. Длина кондуктора небольшая — 5-10 метров с диаметром немного больше, чем основная обсадная колонна.
  6. Зеркало воды в скважине – это расстояние от поверхности земли до уровня воды.
  7. Дебит (производительность) — это объем воды в кубометрах, которая даёт скважина за 1 час.
  8. Открытый ствол – не обсаженный ствол при бурении на известняк в плотных каменных и иных не осыпающихся грунтах.
  9. Перфорированный фильтр – это фильтр грубой очистки, который фильтрует воду от крупных и мелких песчаных частиц.

Конструкция фильтровой песчаной скважины

Песчаная скважина имеет простое строение — однотрубная конструкция: стальная обсадная труба диаметром 133 мм или 152 мм или 159 мм. В самый низ скважины монтируется галунный фильтр с мелкой сеткой (длиной 1 или 2 метра), изготовленный из нержавеющей стали, который прослужит много лет даже в самых агрессивных условиях.

Однотрубная конструкция скважины на известняк

  1. Применить можно конструкцию с одной обсадной трубой, если геологическая обстановка участка без осложнений: отсутствуют крупные валуны, известняки высокой плотности, дисперсионные несвязанные грунты.
  2. Пласты известняка напорные, водообильные, однородные (нет прожилок глины или песка).
  3. Одна эксплуатационная обсадная металлическая труба диаметром 133 мм (производительность от 3,0 м3/час) или 159 мм (производительность от 5,0 м3/час) спускается в устье скважины до известняка, а далее идет открытый ствол в известняке для поступления подземных вод.

Двухтрубная конструкция скважины на известняк

Буровые мастера советуют заказчикам выбрать двухтрубную конструкцию при совпадении таких условий:

  1. Осложнённая геология участка.
  2. Известняк водонасыщен, но вода в нём не находится под нужным гидравлическим давлением и поэтому не поднимается выше соединения известняка и основной металлической колонны диаметром 133 мм или 159 мм
  3. Система водоснабжения строится для коттеджа со стабильным водопотреблением и с немаленьким дебитом

В такой двухтрубной конструкции, эксплуатационной трубой выступает металлическая труба диаметром 133 мм или 159 мм, которая опускается до известнякового слоя. В этом горизонте находится открытый ствол с уровнем воды, но туда нельзя опускать погружной насос из-за возможных подвижек слоёв. Возможно зажатие оборудования отколовшимися кусками известняка. Чтобы предотвратить аварийную ситуацию необходимо установить на всю глубину скважины вовнутрь металлической колонны пластиковую трубу диаметром 117 мм или 125 мм. А чтобы приток воды стал больше, нижнюю часть трубы нужно перфорировать.

Часто такую конструкцию используют, если в известняковом слое есть вхождение песка или глины. Вторая обсадная труба выполняет функцию перекрытия этих прослоек и не позволяет проникнуть им в забор скважины.

Конструкция известняковой скважины с двумя обсадными трубами наиболее долговечная и стабильная. Большинство наших клиентов выбирают именно её. Звоните по телефону 8(495)723-14-04, у нас бесплатная консультация инженера.

Однотрубная конструкция с установкой кондуктора

  1. Верхние слои вашего участка осложнены сыпучими породами или высокими грунтовыми водами.
  2. Водонасыщенный известняк размещён под напором (если уровень воды выше известнякового горизонта).
  3. Система водоснабжения индивидуального дома.

При таких факторах следует выбрать конструкцию с кондуктором (вспомогательная труба диаметром 168 мм), чтобы укрепить верхние слои от осыпания при бурении. До горизонта известняка скважину бурят, а затем устанавливают обсадную колонну из металла диаметром 133 мм или 159 мм. В водоносном слое известняка обсадка труб не выполняется, оставляем открытый ствол для притока воды.

Двухтрубная конструкция с установкой кондуктора

  1. Геологическая сложная обстановка: сыпучие поверхностные грунты, плотные разнородные отложения, высокие грунтовые воды.
  2. Известняк водонасыщен, но вода в нём не находится под нужным гидравлическим давлением и поэтому не поднимается выше соединения известняка и основной металлической колонны диаметром 133 мм или 159 мм.
  3. Необходим высокодебитный источник для индивидуального водопровода в коттедже.

Вверху конструкции, где неустойчивые породы устанавливается кондуктор диаметром 168 мм. Затем до известнякового горизонта выполняется бурение и обсадка металлическими трубами диаметром 133 мм или 159 мм. Далее в открытый ствол опускаются трубы ПНД 117 мм или 125 мм на всю глубину скважины. В самом низу, чтобы приток воды был больше, можно сделать перфорацию трубы.

Простая телескопическая конструкция скважины на известняк

  1. При бурении необходимо пройти сложные породы (валуны, супеси, сверхтвердые известняки).
  2. В водоносном известняке вода находится под давлением, вода в скважине выше известняка.
  3. Требуется обеспечить водой частный дом.

Начальная обсадная колонна из стали диаметром 133 мм или 159 мм. Потом выполняется бурение и обсадка трубами тоже из стали, но с меньшим диаметром с вхождением в известняк, но при этом остаётся открытый ствол в слое известняка для водопритока.

Сложная телескопическая конструкция артезианской скважины

  1. Во время проведения буровых работ попадаются различные труднопроходимые прослойки камней, валунов и сыпучих пород.
  2. Водоносный известняк не напорный, вода в источнике глубже известняка.
  3. Скважина для водоснабжения большого коттеджа с развитой инфраструктурой.

Обсадка скважины начинается с начального диаметра 133 мм или 159 мм стальной обсадной колонной. Следующая труба в телескопической конструкции идёт меньше по диаметру и тоже из стали, устанавливается в известняк. После в известняке идёт третья часть, ещё меньше по диаметру, куда будет помещён насос. Водоприток идёт из открытого ствола или делают перфорацию в обсадной колонне.

Буровые инженеры при подборе конструкции скважины анализируют:

  1. Геологию места бурения.
  2. Гидравлические показатели будущей скважины.
  3. Какая необходима производительность системы водоснабжения. Под ожидаемый дебит подбираются обсадные трубы и характеристики оборудования системы автономного водоснабжения.

В нашем обзоре показаны схемы и описаны основные конструкции водяных скважин на песчаный и известняковый водоносные горизонты. В реальной жизни под каждый проект проектируется индивидуальная конструкция, от которой зависит срок службы и стабильность работы в целом системы водоснабжения в Вашем доме.

Технология Бурения Скважины под Воду. Технологии бурения Артезианских скважин на воду

Для бурения скважин на воду используется буровая установка УРБ 2А-2 на базе ЗИЛ 131 с новым мощным японским компрессором AIRMAN.
Габариты установки: 2,7 м- ширина ; 8м – длина ; 3,45 м высота в сложенном состоянии.
Для бурения скважины необходима площадка размером 5м*13м с возможностью маневра (въезда) на нее а/м Зил-131.
Дополнительные 5м необходимы для выноса (замены) штангa, а дополнительные 2м необходимы для разгрузки обсадных труб и обустройства рабочего места бурильщика. Высота мачты в разложенном состоянии составляет 7м. Это значит, что над местом бурения не должны проходить газовые трубы и линии электропередач не ниже, чем 8м.

Технология бурения скважин в Свердловской области

В нашей области  основные водоносные слои находятся  в разломах тектонических пород, т.е попросту говоря в каменных трещинах. Если эти трещины находятся в известняке, то скважина называется артезианской. Чтобы добраться до основного водоносного слоя необходимо сначала пробурить верхние мягкие осадочные породы ( глины, суглинки, торф и т.д.). Далее эти породы необходимо обсадить. Для обсадки в данном случае используем ПНД трубу диаметром 160мм (кондуктор). Какой выбрать кондуктор — пластик или железо? В случае если осадочные породы неустойчивые (песок, плывун, галечник и т.д.), то применяется железная обсадная труба диаметром 159 мм. В любом случае обсадка либо той, либо другой трубой производится до скальной (устойчивой) породы. Толщина осадочных пород в разных районах различается, поэтому глубина установки кондуктора везде разная. Кондуктор также перекрывает верхнюю воду (верховодку), не позволяя ей попадать в скважину.

Технология бурения скважины под воду

Схема правильной долговечной скважины

Следующий этап бурения – это бурение по скальной породе. Скальные породы имеют различную степень твердости. В зависимости от твердости породы бурение на воду производится либо пневмоударником, либо шарошечными долотьями. Выдув продуктов бурения (шлама)  производится при помощи компрессора. Бурение этими инструментами проходит до основного водоносного (до разлома содержащего воду) слоя, дающего необходимый дебит (водоприток) скважине. Далее всю скважину до этого водоноса обсаживаем трубой ПНД диаметром 125мм. Это делать нужно в обязательном порядке, т.к если порода слабая (неустойчивая), то скважину может завалить, что приведет к потере насоса  и скважина перестанет  функционировать.

Следующий этап бурения – отбуривание отстойника. Используется тот же инструмент, только бур меньшего диаметра 110мм, чтобы помещался во внутрь 125-ой трубы. Его глубина 3-5 метров. Отстойник необходим для долговечной работы скважины. Все частицы породы, попадающие в  водоносный слой в процессе эксплуатации скважины, оседают в отстойнике. Гарантия на такую скважину минимум 5 лет.

После того, как скважина уже готова – обсажена двумя трубами, пробурен отстойник, ее необходимо прокачать до визуально чистой воды.  Прокачка может занять от 10 минут до одного часа. В любом случае в процессе прокачки вода должна просветляться. Это говорит о том, что скважина рано или поздно прокачается до чистой воды. После прокачки компрессором скважину необходимо прокачать насосом. Прокачиваем до отсутствия осадка в стакане с водой из скважины. Данный процесс может занять от 10 минут до недели.

ВЫВОД:  Обсаживать скважину необходимо только двумя обсадными трубами, т.е использовать двухтрубную конструкцию. Только ДВУХТРУБНАЯ конструкция делает скважину КАЧЕСТВЕННОЙ. Экономия на трубах недопустима.

что такое кондуктор для бурения

Для удобства бурения скважин на воду глубиной свыше 20 м в сложных грунтах, кроме основной эксплуатационной трубы устанавливают вспомогательные. Труба, проходящая по всей длине скважин до известняка, называется обсадной. Она предназначена для фиксации формы канала ствола, закрепления его стенок, предотвращения попадания сточный поверхностных вод. Труба, служащая для закрепления верхних слоев грунта, предотвращения их осыпания – кондуктор. Этот конструктивный элемент имеет относительно небольшую длину – от пяти до десяти метров, и диаметр – на один-два номера больше, чем обсадная труба.

Труба с самым большим диаметром (при бурении скважин на воду) – свыше 200 мм – это направление. Ее монтируют после прохода первых двух-трех метров. Цель направления – обеспечить установку технологического оборудования и задать углы бурения – зенитный и азимутальный.

Из чего состоит скважина?

В устройстве скважин выделяют элементы:

  • Устье – верхняя часть канала;
  • Забой – нижняя точка проходки, дно;
  • Ствол – канал, разбуренная полость скважины; внутри ствола располагаются трубы и оборудование;
  • Фильтр – тот элемент, который непосредственно контактирует с водоносным пластом; в качестве фильтра могут использоваться природные прочные подземные породы или фильтровальные устройства.

Вид скважины выбирают в зависимости от расчетного потребления воды. Для обеспечения жизнедеятельности обычной семьи и полива участка площадью 10 соток достаточно 2 кубометров воды в час. Такой объем обеспечит скважина на песок диаметром до 120 мм. Более высокие потребности в воде, связанные с эксплуатацией стиральных, посудомоечных машин, поливом требуют подъема значительных масс воды – от 4-х кубометров.

БК 1хБет выпустила приложение, теперь уже официально скачать 1xBet на Андроид можно перейдя по активной ссылке бесплатно и без каких либо регистраций.

Для водообеспечения частного дома используют скважины различной глубины и диаметра. Требуемые характеристики скважины определяют до начала выполнения работ. Наиболее доступная, наименее затратная – как в изготовлении, так и в обслуживании – скважина на песок. Ее глубина составляет два десятка метров, что дает возможность пользоваться недорогими насосами: ручными или вибрационными. Величина диаметра канала существенного значения не имеет, главное – чтобы проходил шланг с фильтром.

Рекомендуем к прочтению:

Когда необходим кондуктор?

Справка: дебит скважины – количество продукта (в нашем случае – воды), которое скважина может стабильно выдавать в единицу времени. Дебит является важнейшей характеристикой скважины.

Скважина с наиболее устойчивым дебитом – артезианская, проходит сквозь следующие почвенные слои:

  • пески, супеси;
  • глины, валуны;
  • галечник;
  • известняки трещиноватые;
  • суглинки;
  • щебень, гравий;
  • мергели.

Ниже прочих мелкодисперсных слоев располагаются водоносные известняки.

Отличие артезианского слоя от фильтровального заключается в том, что водоносный бассейн расположен между водоупорными грунтами. По чистоте артезианская вода превосходит любую другую. Водоносные пласты располагаются на больших территориях, все они в большинстве случаев сосчитаны и учтены. Доступ к артезианской воде, в отличие от фильтровальной, есть не везде.

Воды в артезианских слоях находятся под давлением, которое иногда достигает такой силы, что скважины фонтанируют. Чаще после вскрытия водоносного слоя вода поднимается по каналу вверх до определенной отметки. Иногда высота ее подъема незначительна.

Для выкачки воды используют насосы глубинного типа – погружные. Их диаметр зависит от часовой производительности и составляет 75-100 мм. По этой причине к основным характеристикам артезианских скважин относят соосность и величину сечения ствола скважины.

В грунтах плотных – глинистых, гранитных – для обеспечения работы скважины достаточно одной трубы. Ее опускают до уровня водоносных известняков, промежуток между стенками и грунтом уплотнят глиной. Нижнюю часть оставляют открытой: неразрушающийся известняк без глинистых и песчаных примесей обладает достаточной пористостью и прочностью, чтобы выполнять функцию нижней трубы.

Рекомендуем к прочтению:

В случае, когда в водоносных слоях присутствует глина и песок, внутрь первой трубы, которая становится обсадной, помещают вторую – эксплуатационную. Внутренняя труба должна доходить до водного зеркала, но иногда ее перфорируют и доводят до самого дна.

Ствол скважины может проходить через неустойчивые грунты. Для бурения сложность представляют пески, насыпные неуплотненные слои или глинисто-песчаные водонаполненные пульпы. При проходке сквозь такие слои сложно бывает обеспечить вертикальность канала и его диаметр: стенки обрушаются, ствол в буквальном смысле может уплыть – искривиться, изогнуться. Для защиты стенок ствола применяют такое устройство, как кондуктор – трубу, диаметр которой больше, чем сечение обсадной трубы.

Обычно неустойчивые подземные слои располагаются на глубине 5-20 м, такой же длины нужен кондуктор. При проходке сложных грунтов, выполняемой без предварительной геологоразведки, может потребоваться несколько кондукторов, устанавливаемых по принципу телескопа. В этом случае необходимо соблюсти условие: диаметр первого (внешнего) кольца и всех промежуточных должен быть таким, чтобы в последнюю, самую тонкую трубу можно было опустить насос.

Технология монтажа

Буровые работы осуществляют вручную или с помощью специального оборудования. В первом случае применяют шнек – лопастной бур, подобное тому, которым сверлят лунки во льду. С помощью шнека можно добраться до воды, залегающей в песчаных грунтах на глубине до 30-ти м. Особенностью таких почв является мягкость и наличие слоев из водно-песчаной пульпы. Чтобы их пройти, нужна скважина с защитным кондуктором.

Установку устройства выполняют следующим образом:

  1. При попадании на осыпающийся участок бур вытаскивают, а в почву заглубляют трубу, в нижнем торце которой нарезаны зубцы. В мягкую породу такая труба входит без труда.
  2. Затем продолжают выборку грунта внутри трубы. Диаметр трубы нужно выбрать с запасом, чтобы можно было забить (завернуть) еще одну трубу.
  3. По окончании работ и монтажа эксплуатационной колонны межтрубное пространство буровой заливают цементом.

Такое устройство кондуктора является традиционным.

Кондукторы при бурении на воду

Если скважина на воду будет буриться на глубине более 20 метров и в сложном грунте, для удобства ее использования помимо основной рабочей трубы устанавливаются вспомогательные. По всей длине скважины до известняка, как правило, проходит обсадная труба, обеспечивающая фиксацию формы ствола, его стенок и предотвращения от загрязнений. Чтобы закрепить верхние слои грунта и предотвратить их осыпания, необходимо установить специальную трубу – кондуктор при бурении скважины для воды. Она представляет собой своеобразную гильзу, монтируемую на верхней части скважины. А также имеет небольшую длину (5-10 м) и диаметр, не превышающий обсадной трубы. В частности, трубы с большими диаметрами предназначены для направления. Их монтируют на глубине не менее первых двух метров. Целью направления является установка оборудования и задание углов бурения. Определение глубины установки трубы осуществляется с учетом решаемых задач, когда планируется бурение скважин.

При желании выполнить бурение скважин для воды с установкой кондуктора, предлагаем воспользоваться услугами компании «Aquaexpert». У нас работают высококлассные специалисты, которые определят необходимость использования дополнительных труб и по разумным ценам выполнят бурение скважин для воды с высоким профессиональным уровнем.

Потребность применения кондуктора

Кондуктор простой, однотипной конструкции применяется в бурении на воду и обустройства скважины в следующих целях:

  • для задания направления работы бурового инструмента в качестве направляющего элемента;
  • закрепление неустойчивых верхних слоев с высоким риском обрушения. Примером тому служат сухие песчаные рыхлые грунты, либо плывуны, а также проведение работ на участке с насыпью;
  • обеспечение защиты от нижележащих горизонтов от протеканий верховодки и сточных, осадочных вод;
  • усиление обсадки перед кольцевыми внешними нагрузками, возникновение которых обуславливается морозным пучением, таянием или смещением под напряжением в сдвигающейся породе.

Необходимость использования кондуктора определяется перед проведением бурильных работ. На месте обустройства скважины мастер выясняет нюансы и исходя из строительной практики на определенном участке, на основании его определенных внешних признаков и разведочного бурения, решает вопрос об использовании кондуктора.

Окончательная потребность в дополнительной обсадке возникает в процессе бурения, исходя из стабильности пород, поведения инструмента, поглощения жидкости промывки и других параметров. Примером может служить уход раствора в трещиноватые сухие породы, когда можно увидеть дисбаланс подаваемой и выходящей жидкости, ее частичное или полное поглощение. При этом, работа бура проводится на сухом участке без необходимого охлаждения и шламового отвода. В конечном итоге такие явления приводят к поломкам оборудования и инструмента. И напротив, заметное увеличение объема раствора вызывается прохождением плывуна. Но в этой ситуации по причине перегрузок породами, оплывающих из стенок скважины, можно утратить бур. При таких случаях мастер решает провести установку кондуктора с целью отсечения проблемных пластов. Скважина, цена которой доступна в нашей организации с обустройством, будет работать долгое время в интенсивном режиме эксплуатации.

Процесс кондукторного бурения

Исходя из вышеописанного, принятие решения постановки кондуктора осуществляется на момент проектирования или самого процесса буровых работ гидротехнического сооружения. При изначальном планировании дополнительной обсадки (с целью крепления рыхлых пород, для отсечения инфильтратов, либо усиления колонны обсадной трубы), буровой процесс на начальном этапе выполняется долотом с большим диаметром, что обеспечивает гарантию свободной установки кондуктора. Такие скважины в Украине с применением кондуктора работают исправно долгое время.

Оборудование скважины первой обсадкой на глубину осуществляется после перекрытия проблемных пластов породы. Затем необходимо уменьшить диаметр долота с продолжением забоя до установки обсадной колонны. Когда спущена основная колонна, создается между стенками кондуктора с внутренней и наружной части зазор. Его цементируют, а обе трубы связываются в единую систему для создания непреодолимого барьера поверхностными загрязнениями. В свою очередь, на кондуктор устанавливается кессон, в дно которого он вваривается обрезанным подобно обычной обсадной колонне. Кондуктор в скважине может устанавливаться в случаях определения нестабильности пород. Если к примеру, вскрывается плывун, его необходимо пройти полностью до твердого пласта. После того, как извлечен бур, выполняется обсадка с последующим забоем по установленным схемам. В дальнейшем проводится обустройство скважины на воду, монтаж оборудования по обычным технологиям. При обращении в нашу компанию, вас приятно порадуют цены на скважины с работами бурения под ключ. Наша компания также выполнит работы любой сложности, в том числе бурение промышленных артезианских скважин.

Дотянуться до глубин — Журнал «Сибирская нефть» — Приложение «Нефть. Просто о сложном» №126 (ноябрь 2015)

Хотя сама идея бурения кажется простой и понятной, в реальности этот процесс сопряжен с большим количеством трудностей. Современная скважина — сложнейший объект, строительство которого требует применения высоких технологий

От быка до турбобура

Бурить скважины люди начали давно. Известно, что в эпоху династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.) китайцы уже умели строить скважины, достигавшие 600 м в глубину. Судя по сохранившимся изображениям, при этом использовался ударно-вращательный метод бурения: быки поворачивали долото, а группа людей синхронными прыжками загоняла его глубже в землю. Первая информация о бурении скважин в России относится к IX веку и связана с добычей растворов поваренной соли в районе Старой Руссы.

Официально принято считать, что первую скважину глубиной около 500 м, предназначенную для коммерческой добычи нефти, построил в 1859 году в штате Пенсильвания Эдвин Дрейк. Однако известно, что как минимум за 10 лет до этого нефтяные скважины успешно строили в Баку, и это не единственный пример, позволяющий оспаривать пальму первенства США.

В середине XIX века при бурении скважин для добычи соляных растворов, а потом и нефти применялось в основном ударное бурение. При этом разрушение (дробление) породы происходит под действием ударов падающего снаряда либо ударов по самому неподвижному снаряду. С увеличением глубины бурения эта технология становится все менее эффективной — сложнее промывать скважину, жидкость создает дополнительное сопротивление падающему долоту, а при бурении без промывки много времени уходит на очистку и крепление скважины. Поэтому на смену ударному пришло вращательное бурение.

Внедрение технологии механического роторного бурения в начале ХХ века стало одним из ключевых событий развития нефтяной промышленности. Впервые новую технологию применили на нефтяных промыслах Техаса в 1901 году. При роторном бурении долото, дробящее породу, присоединялось к колонне бурильных труб, вся эта конструкция опускалась в скважину и вращалась специальным станком с поверхности.

В 1922 году советский ученый Матвей Капелюшников создал турбобур. Турбинный двигатель, вращавший долото, стали размещать прямо на забое скважины. Изобретение усовершенствовало роторное бурение, при котором долото, прикрепленное к колонне из труб, вращалось с поверхности земли.

К окончанию первой трети XX века роторное бурение полностью завоевало нефтяную отрасль. Изменения в конструкции оборудования и технологии привели к более чем десятикратному увеличению скорости проходки и снижению себестоимости буровых работ, при этом глубину скважин удалось увеличить до 3–4 км. Впрочем, и этот способ не был лишен недостатков. Среди них — громоздкость бурового инструмента: при глубине скважины в 4 км колонна бурильных труб весила более 200 тонн, и основная часть энергии тратилась именно на вращение колонны, а не на углубление самой скважины. Решить проблему позволило размещение двигателя, вращающего долото, в глубине скважины.

Устройство нефтяной скважины

Каждая колонна обсадных труб, спускаемая в скважину, имеет свое назначение и название. Первая, самая короткая, — направление. Она предназначена для предохранения устья скважины от размыва и для направления промывочной жидкости в желобную систему в процессе бурения скважины. Следующая колонна — кондуктор — изолирует водоносные пласты, перекрывает верхние неустойчивые породы. На нее монтируется противовыбросовое оборудование. Низ кондуктора, как и низ всех спускаемых после него колонн, заканчивается короткой утолщенной трубой, называемой башмаком.

Технические колонны опускают в скважину в особо сложных случаях — они служат для перекрытия пластов при определенных геологических условиях бурения (зоны высокого поглощения, пласты, склонные к набуханию от воды, осыпанию и т.п.). Эксплуатационная колонна спускается в скважину для извлечения нефти, газа или нагнетания в продуктивный горизонт воды или газа с целью поддержания пластового давления. Она предназначена для крепления стенок скважины, разобщения продуктивных горизонтов и изоляции их от других пластов. Эта колонна спускается до продуктивного пласта.

Фильтр — участок скважины, непосредственно соприкасающийся с продуктивным нефтяным или газовым горизонтом. Через фильтр в скважину поступает жидкость. Фильтром может служить не обсаженный колонной участок ствола скважины, специальное устройство с отверстиями, заполненное гравием и песком, часть эксплуатационной колонны или хвостовика с отверстиями или щелями. На устье скважины монтируется фонтанная арматура — устройство, которое запирает скважину. Его функция — регулировать и контролировать работу скважины, предохранять от аварийных фонтанных выбросов флюида.

Прогресс двигателей

Первым такой агрегат — турбобур — создал в 1922 году советский ученый Матвей Капелюшников. Современный турбобур — это многоступенчатый гидравлический двигатель. В каждой ступени турбины (а их количество может достигать 350) имеются два диска с профильтрованными лопатками. Один из них (статор) неподвижно закреплен в корпусе турбобура, а другой (ротор) вращается. Буровой раствор, нагнетаемый в скважину для промывки забоя, вращает роторы, усилие с которых передается на долото. Позднее появились и другие виды погружных двигателей, например, электрический и винтовой. В настоящее время на бурение с применением забойных двигателей приходится более 90% работ. При этом само бурение происходит с чередованием направленного (без вращения всей колонные) и роторного режима (с вращением колонны). Именно этот способ бурения позволил строить не только вертикальные скважины.

Существенный недостаток традиционного роторного бурения — невозможность передавать на долото усилие, которое бы искривляло траекторию проходки в нужном направлении. Появление забойного двигателя решило эту проблему. Чтобы искривить ствол скважины, применяются специальные отклонители долота, при этом само долото вращается погружным двигателем. Когда угол наклона скважины изменен, прямой участок можно пройти роторным способом.

Возможность бурить скважины с разным углом наклона, в том числе и горизонтальные, стала толчком к появлению идеи строительства многоствольных скважин. То есть скважин, у которых от основного ствола отходят дополнительные под разными углами. Мало того, ответвления могут отходить и от боковых стволов. Часто боковые стволы зарезаются на уже существующих скважинах, чтобы увеличить охват разрабатываемых продуктивных пластов. В целом же строительство многоствольной скважины на залежи позволяет добраться до разобщенных зон коллектора, содержащих нефть, обеспечить более эффективное управление разработкой месторождения и избежать преждевременного обводнения, сэкономить на капзатратах на бурение. В «Газпром нефти» технологию многоствольного бурения начали осваивать в 2011 году. В 2012 году было пробурено пять таких скважин, а уже два года спустя этот показатель увеличился в шесть раз.

Роторные управляемые системы

Бурение скважин со сложной траекторией ствола требует особого подхода. Сегодня эти задачи решаются благодаря применению новых технологий, таких как роторные управляемые системы (РУС). Как и при любом роторном бурении, в случае использования РУС вращается вся бурильная колонна. Возвращение к идее роторного бурения было обусловлено тем фактом, что при проходке скважины с помощью погружного двигателя бурильная колонна не всегда вращается, буровой раствор застаивается в скважине, очистка скважины ухудшается, и в результате учащается количество прихватов оборудования. При бурении сложных горизонтальных скважин такое положение вещей может стать критическим.

Роторные управляемые системы решают проблемы традиционного роторного турбинного бурения. Чтобы уменьшить затраты энергии на трение колонны бурильных труб, применяют специальные растворы с высокими смазочными характеристиками. Изменен и принцип искривления скважины. При обычном роторном бурении отклонение бурильного инструмента от вертикали возможно только после прекращения вращения колонны и запуска погружного двигателя. При использовании РУС отклоняющее усилие на долото создается прямо в процессе вращения колонны, а управление отклоняющим блоком происходит с поверхности. В итоге технология позволяет свести к минимуму риск возникновения прихвата инструмента в скважине, повысить скорость проходки и качество ствола, улучшить очистку ствола от шлама, уменьшить его извилистость, снизить скручивающие и осевые нагрузки.

Сегодня РУС успешно применяются в «Газпром нефти». Первые испытания импортных систем прошли в «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазе» еще в 2012 году. Тогда технология успешно зарекомендовала себя, хотя в качестве существенного недостатка специалисты отмечали отсутствие отечественных аналогов и, соответственно, дороговизну западного оборудования. В этом году в Ноябрьске при содействии специалистов «Газпромнефть НТЦ» впервые испытали роторную управляемую систему российского производства.

Буровая механика

Буровая вышка — один из главных символов нефтяной промышленности. Однако сама по себе вышка — лишь несложная конструкция, позволяющая удерживать бурильную колонну, а также поднимать и опускать в скважину бурильные и обсадные трубы. Для этого на вышке монтируются разнообразные приспособления: буровая лебедка, автомат спуска-подъема труб, талевая система, ротор и др.

Бурильная колонна — это собранный из бурильных труб ступенчатый полый вал, на конце которого находится породоразрушающий инструмент — долото. Первая труба колонны соединена с вертлюгом, подвешенным в верхней части буровой вышки, на нее передается вращение от электрического привода буровой установки. Бурильная колонна своим весом создает нагрузку на долото, которое вгрызается в породу. При роторном бурении колонна (а вместе с ней и долото) вращается с частотой 100–120 об./мин. При бурении с погружным двигателем энергия потока бурового раствора заставляет вращаться долото, и в зависимости от конструкции забойного двигателя скорость вращения может варьироваться от 40 до 1200 об./мин. У турбобуров скорость вращения — 400–2500 об./мин. Во всех случаях поток жидкости выносит на поверхность обломки породы (шлам).

Бурильные трубы, как правило, имеют длину 12,5 м и диаметр 33,5–168 мм. Между собой они соединяются бурильными замками. Две-три свинченные вместе трубы образуют свечу. По мере углубления скважины свечи навинчивают друг за другом. Для борьбы с неконтролируемым искривлением скважины применяют утяжеленные бурильные трубы.

Кроме того, комплекс бурового оборудования включает силовой блок из нескольких двигателей, которые приводят в действие ротор и подъемную лебедку, насосный блок для промывки ствола скважины, а также циркуляционную систему, состоящую из нескольких емкостей для хранения бурового раствора, блока приготовления и регулирования его свойств, перемешивателей, блока очистки.

Сила раствора

На каждые 1000 м ствола скважины приходится 50–80 тонн измельченной породы, которые необходимо извлекать на поверхность. Когда-то ее просто вычерпывали при помощи специальных приспособлений, что занимало довольно много времени.

Идею очищать ствол скважины от осколков разрушенной породы потоком жидкости предложил французский инженер Фловиль в 1833 году. С тех пор технология остается в своей основе неизменной: в процессе бурения насос постоянно закачивает в скважину специальный, чаще всего глинистый раствор. Он не только вымывает породу — с помощью раствора охлаждается инструмент, укрепляются стенки скважины, вращается вал гидравлического двигателя, а также создается давление на пласт, не давая пластовой жидкости вырваться раньше времени наружу.

Состав бурового раствора подбирается индивидуально для каждого месторождения и скважины исходя из условий бурения. Помимо глинистых растворов используются биополимерные, эмульсионные, аэрированные, в некоторых случаях даже нефть и природный газ. На скважину глубиной 1000 м надо заготовить не менее 100 м³ раствора.

В некоторых случаях, например, когда скважина проходит через породы с высокой пористостью и проницаемостью, раствор начинает просачиваться в пласты. Иногда его выход на поверхность и вовсе прекращается. Чтобы справиться с поглощением бурового раствора, в его состав добавляют различные компоненты, такие как асбест, слюда, древесные опилки, целлофан, известь или даже рисовая шелуха.

Между пластом и поверхностью

Скважина — это узкий цилиндрический канал, соединяющий пласт-коллектор с поверхностью земли. Верхняя часть скважины называется устьем, дно — забоем, а выработка между ними — стволом. Для разобщения пластов, предотвращения обвалов стенок, поглощений бурового раствора и проникновения в скважину флюидов в нее опускают обсадные трубы. Как правило, процесс этот происходит поэтапно: сначала скважину бурят до определенной глубины, затем устанавливают обсадные трубы, после чего продолжают бурение долотом меньшего диаметра. Пространство между обсадной колонной и стенками скважины заполняется цементным раствором (тампонаж), образующим цементный стакан, который предотвращает заколонные перетоки.

Скважины бывают вертикальными или наклонными, а также могут иметь различные искривления, возникающие из-за естественных причин или созданные намеренно — чтобы обойти какое-то препятствие (соляной купол, зону обвала или катастрофического поглощения бурового раствора, водоем, населенный пункт, особо охраняемую территорию, бурение на которой запрещено) или захватить более значительный участок продуктивного пласта. В последнем случае часто бурятся горизонтальные скважины. Это наклонные скважины, которые постепенно искривляются и уже в самом продуктивном пласте переходят в горизонтальную плоскость. Наличие горизонтального участка позволяет повысить коэффициент извлечения нефти. Для заданного искривления ствола скважины применяются специальные инструменты: отклонители, укороченные турбобуры, специальные переводники, забойные телеметрические системы.

Скважины, как правило, располагают кустами. В этом случае устья нескольких наклонно-направленных скважин группируются на близком расстоянии друг от друга на общей ограниченной площадке. Сами же скважины вскрывают нефтяной пласт в разных точках, местоположение которых просчитывается заранее. В настоящее время большинство эксплуатационных скважин бурится кустовым способом. Это дает возможность сократить время на монтаж вышки, снизить затраты на строительство трубопроводов, линий электропередач и другой инфраструктуры.

Особые обстоятельства

Легкодоступных запасов углеводородов в мире становится все меньше, поэтому нефтяники вынуждены разрабатывать месторождения на новых территориях, в совершенно новых внешних условиях. Например, в море. Хотя общий принцип бурения на морских месторождениях остается тем же, что и на суше, отличия все же есть.

Вариантов шельфовой добычи несколько. На небольших глубинах бурение часто ведется с насыпных островов, как это происходило, например, на Каспии, где разработка морских месторождений началась еще в 1940-х годах. Затем для этих целей стали строить стационарные платформы — первая в мире морская нефтяная платформа, Нефтяные Камни, была построена также в Каспийском море на металлических эстакадах в 1949 году в 40 км от Апшеронского полуострова. К платформам такого типа можно отнести и первую в российской Арктике нефтедобывающую платформу «Приразломная», закрепленную на дне Печерского моря.

На больших глубинах работают плавучие буровые установки, которые классифицируют по способу установки над скважиной, выделяя две основные группы: опирающиеся при бурении на морское дно и работающие в плавучем состоянии. К первой группе относят плавучие буровые установки самоподъемного и погружного типов, а ко второй — полупогружные буровые установки и буровые суда.

При бурении скважин на море приходится предпринимать особые меры безопасности и использовать оборудование, в котором наземные бурильщики просто не нуждаются. К примеру, так называемый райзер — колонну стальных труб с толщиной стенок около 20 мм, тянущуюся от судна или буровой платформы до дна. Это необходимо, чтобы предохранить буровой инструмент от воздействия окружающей среды и защитить океан от загрязнения нефтепродуктами.

С особыми сложностями может быть связано и бурение в зоне вечной мерзлоты. В верхней части геологического разреза многих северных районов (Сибирь, Аляска, Канада и др.) залегает толща многолетнемерзлых пород, мощность которой иногда превышает 500 м. В ее состав могут входить пески, галечники и другие породы, единственный цементирующий материал для которых — лед. За счет более высокой температуры бурового раствора, твердеющего цемента или добываемой нефти лед оттаивает, вызывая оседание толщи пород и заклинивания бурового инструмента. Чтобы избежать аварий, в таких случаях приходится постоянно поддерживать отрицательную температуру стенок скважины.

Геонавигация в бурении

В 2012 году в «Газпром нефти» было принято решение о создании Центра геологического сопровождения строительства скважин. Главная задача для специалистов центра — проектирование горизонтального участка скважины в максимально продуктивном участке пласта, отслеживание процесса ее бурения — и в случае необходимости корректировка ее траектории. Основной рабочий инструмент — лучшие современные программы для обработки данных и оборудование для геонавигации.

Процесс геонавигации заключается в оперативном получении информации о геологической модели месторождения по мере бурения и корректировке траектории скважины в соответствии с ней. Современные телекоммуникационные технологии позволяют передавать данные на Большую землю в реальном времени. Свежая информация отображается на имеющейся геологической модели месторождения. Фактические данные сравниваются с проектными, анализируются, и, если нужно, траектория скважины корректируется таким образом, чтобы попасть в намеченную зону нефтенасыщенного коллектора. Затем, с поступлением новой информации, цикл повторяется, обеспечивая непрерывный контроль бурения.

Для эффективной геонавигации используются передовые технологии исследования скважин во время бурения LWD (logging while drilling — каротаж в процессе бурения). В отличие от стандартных методов ГИС (геофизические исследования скважин) онлайн-каротаж LWD позволяет значительно экономить время на исследованиях, а в конечном итоге — на освоении всего пласта. Применяемый в процессе бурения азимутальный нейтронно-плотностной и азимутальный боковой каротаж высокого разрешения дает возможность более корректно оценивать состав и свойства пласта.

Разрушитель пород

Буровые долота можно разделить по типу конструкции на шарошечные и лопастные. Название «долото» историческое, оно сохранилось с тех пор, когда скважины строили ударным способом. Сегодня все долота вращаются при бурении.

Еще 15 лет назад шарошечные долота считались универсальными, их применяли для бурения нефтяных и газовых скважин, для разбуривания пород любой твердости. Однако даже для самых высокопрочных шарошечных долот длина проходки не превышает 50–100 м, после чего их нужно заменять. Поэтому сегодня практически повсеместно используются лопастные PDC-долота (polycrystalline diamond bits) с разрушающими породу поликристаллическими алмазными зернами. Эти долота обладают очень высокой износостойкостью и могут пройти без замены до нескольких километров породы.

Ошибка 404: страница не найдена!

К сожалению, запрошенный вами документ не найден. Возможно, вы ошиблись при наборе адреса или перешли по неработающей ссылке.

Для поиска нужной страницы, воспользуйтесь картой сайта ниже или перейдите на главную страницу сайта.

Поиск по сайту

Карта сайта

  • О Ростехнадзоре



  • Информация



  • Деятельность
    • Проведение проверок
      • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при проведении проверок
        • Нормативные правовые акты, являющиеся общими для различных областей надзора и устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых поверяется при проведении проверок










        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии










        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности










        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного горного надзора










        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного энергетического надзора










        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений










        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного строительного надзора









      • Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю










      • Ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей










      • Статистическая информация, сформированная федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным планом статистических работ, а также статистическая информация по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок










      • Ежегодные доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля










      • Информация о проверках деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также о направленных им предписаниях










      • Форма расчета УИН









    • Нормотворческая деятельность










    • Международное сотрудничество



    • Государственные программы Российской Федерации










    • Профилактика нарушений обязательных требований











    • Аттестация работников организаций










    • Государственная служба



    • Исполнение бюджета



    • Госзакупки



    • Информация для плательщиков










    • Порядок привлечения общественных инспекторов в области промышленной безопасности











    • Информатизация Службы



    • Сведения о тестовых испытаниях кумулятивных зарядов










    • Анализ состояния оборудования энергетического, бурового и тяжелого машиностроения в организациях ТЭК










    • Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору










    • Прием отчетов о производственном контроле









  • Общественный совет



  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции



    • Антикоррупционная экспертиза










    • Методические материалы



    • Формы документов против коррупции для заполнения










    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2019 год










      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2018 год










      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2017 год










      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2016 год










      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2015 год










      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2014 год










      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2013 год










      • Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2012 год










      • Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2011 год










      • Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2010 год










      • Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2009 год









    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов



    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация










    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции










    • Информация для подведомственных Ростехнадзору организаций










    • Материалы антикоррупционного просвещения










    • Иная информация







  • Открытый Ростехнадзор



  • Промышленная безопасность



  • Ядерная и радиационная безопасность



  • Энергетическая безопасность
    • Федеральный государственный энергетический надзор
      • Нормативные правовые и правовые акты










      • Основные функции и задачи










      • Информация о субъектах электроэнергетики, теплоснабжающих организациях, теплосетевых организациях и потребителях электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории высокого и значительного риска










      • Уроки, извлеченные из аварий и несчастных случаев










      • Перечень вопросов Отраслевой комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора










      • Перечень вопросов (тестов), применяемых в отраслевой комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора










      • Перечень вопросов (тестов), применяемых в отраслевой комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора для инспекторского состава территориальных органов Ростехнадзора










      • О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии в 2020 году










      • Контакты









    • Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений



    • Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования









  • Строительный надзор


В чем смысл дирижеров для оркестров? Разве музыканты не разбираются в музыке? | Примечания и запросы

СЦЕНА И ЭКРАН

В чем смысл дирижеров для оркестров? Разве музыканты не знают музыку?

Аноним

  • Я слышал, что русский оркестр играл без дирижера.

    Дэйв, Борода, Англия

  • 1) Это дает дирижеру признание за все часы, потраченные на репетиции (по моему опыту, заслуженно).
    2) Это позволяет оркестру начать играть вместе — даже если они знают произведение достаточно хорошо, чтобы не нуждаться в дириже после того, как они начали, начало — самая сложная часть!
    3) Дирижер может напомнить оркестру во время выступления, как он хочет сыграть произведение. Играть музыку — это гораздо больше, чем просто воспроизведение партитуры в звуковой форме. Музыканты могут забыть об этом, и если учесть, что они играют на своем инструменте, читают партитуру и пытаются держаться вместе с окружающими одновременно, любая помощь приветствуется.
    4) Отдыхает. В частности, для медных духовых, деревянных духовых и ударных могут быть значительные промежутки времени, когда они не требуются, о чем свидетельствует пауза в 137 тактов. Даже самый ритмичный человек может сбиться со счета. Если ответственность возложить на кондуктора, то в худшем случае они могут хотя бы ошибиться вместе.

    Clive Gordon, Ruislip UK

  • В классическую эпоху все оркестры играли без дирижера, под управлением 1-й скрипки или солиста.Это было в начале 19 века, когда оркестры стали достаточно большими, чтобы дирижер был необходим — главная причина в том, что в большом оркестре время, необходимое для распространения звука от передней части оркестра до задней, очень велико. достаточно, чтобы была задержка между тем, что играют скрипки и литавры (темпы в неправильном месте заставят все остановиться). В студенческих оркестрах темпы почти всегда опаздывают, потому что музыкант делает это на слух.

    Насколько мне известно, у русских оркестров были дирижеры столько же, сколько у европейских — Тургенев упоминает о дирижировании Рубенштейна в одном из своих рассказов, так что я думаю, что для меня этого достаточно.Сегодня главная цель дирижера — интерпретировать музыку — профессиональные оркестры могут справиться с большинством задач без остановки. Дирижер позаботится о том, чтобы громкость инструментов уравновешивалась, чтобы ничего не заглушали. У них также есть последнее слово в идеях фразировки, темпа, смычков и общего стиля. Хотя следует отметить, что идеально сыграть несколько тактов на любом из инструментов сложнее, чем дирижирование.

    Эйдан Туми, Лондон

Добавьте ответ

«Большинство оркестров мира могут играть без дирижера»

Финский дирижер Ханну Линту отыграл свой первый концерт с Национальным симфоническим оркестром RTÉ в прошлом году.Теперь он вернулся в качестве главного приглашенного дирижера

ОДНО ИЗ ПРИЧИНОВАНИЙ еженедельных оркестровых концертов является то, насколько быстро и полностью все может измениться. Первый концерт Ханну Линту с Национальным симфоническим оркестром RTÉ в январе прошлого года стал поводом для серьезных преобразований. Как я писал в то время, «музыканты играли неестественно» и «оркестровое звучание обладало почти поразительной непосредственностью, полнотой и мощью, уверенностью и даже чванливостью».

Через несколько месяцев Линту позвонили из RTÉ. Контакт заключался не только в организации ответного концерта. Всего с одним концертом в запасе — который ему очень понравился — ему предложили пост главного приглашенного дирижера, и он дебютирует в этой роли в пятницу.

Lintu, конечно же, происходит из самой обсуждаемой линии преемственности в мире дирижирования сегодня. Он родился в финском городке Раума в 1967 году.Он ходил в местную музыкальную школу и говорит, что ему повезло, что он попал в небольшую группу увлеченных студентов, все из которых сделали музыкальную карьеру.

Он заразился дирижерской ошибкой в ​​возрасте девяти лет, когда его отвезли к Верди Дон Карлос на оперном фестивале в Савонлинне. Он мог видеть кондуктора Лейфа Сегерштама со своего места и помнить, что он задавался вопросом: «Как же, черт возьми, этот человек может все это держать вместе?»

Так что, вероятно, было неизбежно, что как будущий дирижер он переедет в консерваторию в Турку и, наконец, окажется в классе дирижирования Йормы Панулы в Академии Сибелиуса в Хельсинки.Панула — человек, который превратил Академию Сибелиуса в центр подготовки дирижеров. Он известен тем, что следит за тем, чтобы у его учеников был настоящий оркестр (сокурсников), который дирижировал бы дважды в неделю. Но для Линту это было не то, что его выделяло.

«Его особенным талантом было то, что он всегда знал на прослушивании, какие кандидаты собирались стать дирижерами. Какие бы странные вещи он ни видел, он мог видеть завещание.И этого было достаточно. Если вы просто возьмете подходящих учеников, они станут дирижерами ».

Lintu признает, что сегодня большинство оркестров могут неплохо играть вместе без участия дирижера. «Техника дирижирования не так детализирована, как техника игры на фортепиано или скрипке, где вы действительно должны знать, куда вы кладете палец и что вы делаете после этого.Дирижирование — вещь более общая. Это больше похоже на создание атмосферы. Но это более требовательно, потому что вам нужно создать этот звук. У вас есть 100 человек, которые вносят свой вклад в создание этого звука, и ваш долг — создать его. Потому что большинство оркестров мира могут играть вместе без дирижера. Вы здесь, чтобы помочь им лучше играть музыкально и сделать звук более связным и понятным с точки зрения композитора ».

В отношениях между оркестрами и дирижёрами присутствует элемент кошачьего и собачьего напряжения.Игроки любят хвастаться, что на первой репетиции оценивают дирижеров за несколько секунд, которые нужно пройти на подиум.

«Разве не так всегда бывает, когда новый парень приходит в офис или куда-то еще?» — спрашивает Линту. «Это занимает 10 секунд, и большинство из них думают, что знают, что это хороший парень, а что плохой, он идиот или хороший. Конечно, в оркестре тоже бывает. Зато кондуктор тоже видит.Я дирижирую оркестром пять минут и точно знаю, что это за оркестр. Я даже обычно знаю, какой у них главный дирижер. Неважно, видел я дирижера или нет ».

Ключевыми моментами, по его словам, являются: «Прежде всего, это реакция на ритм. Затем есть реакция на печатную музыку. Как они реагируют на изменение динамики, разные акценты, crescendi, diminuendi.. . Действительно ли они знают, с точки зрения баланса, что важно, а что нет? Какой звук они производят? Все это дирижер замечает за пять минут ».

Задача этой работы — найти способы увести оркестр от того, что он обычно делает. По его словам, на самом высоком уровне, с оркестрами, имеющими сильные традиции, «вы можете вносить изменения, изменяя темп. У них есть свои собственные способы формулировки и уравновешивания, и обычно у них есть свои собственные способы описания вещей.Но что они не могут контролировать, так это темп. Если вы измените темп, они должны изменить характер ».

На более простом уровне, «мы все создаем свой собственный звук, просто появляясь там». Люди смотрят на нас и меняют звук. Это глаза, это выражение лица. И это то, как вы двигаете руками. Хотя у нас нет физического контакта с инструментом, мы должны иметь физический контакт с музыкой. Музыка в наших руках.Мы несем музыку между ударами. Музыка между ударами. И, конечно, вы также можете изменить звук, репетируя. Вы можете попытаться устно объяснить, какой звук вам нужен ».

Это, конечно, вариант, который игрокам меньше всего нравится. Они предпочитают играть, а не сидеть и слушать, как кто-то говорит им, что им делать.

Я встретился с Линту в Лугано, где он работал с Orchestra della Svizzera Italiana.Он проводил оживленную интервенционистскую репетицию с исполнителями на духовых, медных и ударных инструментах Пятой симфонии Сибелиуса. «У меня была раздельная репетиция: струнные утром, духовые и духовые во второй половине дня, чтобы мы действительно могли правильно прочитать пьесу и привыкнуть к гармонии, чтобы они знали, что важно, а что нет. Это всегда проблема Сибелиуса за границей. Он настолько переполнен по вертикали, что оркестрам иногда почти невозможно понять, какой из этих слоев действительно важен.Для меня все они важны. Я всегда стараюсь балансировать, чтобы как-то все было слышно.

«Мы, финны, склонны быть технически сложными. Я имею в виду не столько дирижерскую технику, сколько репетиционную технику. Дважды в неделю в академии у нас были репетиции оркестра. И особенно когда господин Панула был профессором, он хотел, чтобы мы репетировали, репетировали и репетировали. Надо было что-то делать. Он не учил. Он просто сидел, смотрел, слушал.«Учеба у Панулы была своего рода погружением в мир. «Мы проводили много времени вместе, даже вне уроков. Ходили в рестораны. Мы хорошо поели. Мы хорошо выпили. Мы обсуждали политику, литературу, поэзию. Он хотел, чтобы мы обсуждали и были чем-то другим, кроме музыкантов — полностью осведомленными людьми.

«И он никогда не хотел формировать нашу технику. Он хотел, чтобы мы были самими собой. И он хотел, чтобы мы остались друзьями. Важно, чтобы у дирижера были друзья-дирижеры.Наши проблемы иногда бывают настолько странными, что даже другие музыканты, какими бы талантливыми они ни были, их не понимают. Коллега сразу понимает. Где бы я ни был, всегда могу позвонить любому другому финскому дирижеру и попросить совета. Его специальностью как дирижера была энергия, драйв музыки. Он всегда куда-то шел. Это никогда не прекращалось. Но у тебя по-прежнему никогда не было чувства давления. Я думаю, это то, что мы все каким-то образом получили от него.

«Мне просто повезло.Я просто оказался частью этой финской музыкальной школы ».


Ханну Линту дирижирует Национальным симфоническим оркестром RTÉ в Сибелиусе, Уолтоне и Нильсене в Национальном концертном зале завтра

А что вообще делает дирижер? Музыкальный критик излагает это.

Зачем оркестру дирижер? А что, собственно, делает дирижер?

Это не глупый вопрос.Многие спрашивают об этом. На эту тему были написаны целые книги, например, недавняя книга Джона Мосери «Маэстро и их музыка», в которой один дирижер представляет умный и увлекательный взгляд на искусство. Музыканты шутят по этому поводу, предупреждая коллег не смотреть на дирижера, который им не нравится, поскольку его выходки на подиуме могут отвлечь внимание от исполнения музыки. Еще есть оркестры, которые играют без дирижеров, в том числе нью-йоркский Камерный оркестр Орфей. Такие группы звучат очень хорошо, но когда я слышу, как они играют с солистом, я часто ухожу с ощущением, что чего-то не хватает.

История продолжается под рекламой

В классической музыке нет фигур более знаковых, чем дирижер или более непонятых. Авторитарный деятель на трибуне, размахивающий руками и требующий, чтобы все следовали за ним, является воплощением худших сторон патриархальной классической традиции. Тем не менее, дирижер также является непревзойденным коммуникатором, человеком, которому поручено использовать все лучшее из сотни музыкантов для создания захватывающей музыки. Нет работы в музыке труднее измерить количественно, и никакая работа, если она сделана хорошо, не может быть важнее.

Итак, вот краткий обзор функции проводника.

Проще говоря, дирижер бьет время. Независимо от того, написана ли музыка с четырьмя долями, тремя или семью долями, и особенно когда она переключается с одной на другую, очень важно, чтобы кто-то в начале ансамбля действовал как гаишник. На заре классической музыки это было достигнуто путем ударов по полу большим посохом. Важным предметом дирижерских преданий является пример композитора Жана-Батиста Люлли, который бил своим посохом во время выступления в 1687 году, когда случайно ударился ногой.Впоследствии возникла гангрена, и он умер от травмы. (Подсказка шутит об опасностях искусства.)

Сохранение ритма по-прежнему важно. Персонал времен Лулли превратился в современную жезлую палочку, которая служит полезным ориентиром для музыкантов, отрывающих взгляд от своих партитур. Однако жезл различается по размеру от одного проводника к другому; Валерий Гергиев, давний руководитель Мариинского театра, как известно, пользуется зубочисткой. Некоторые дирижеры вообще обходятся без жезла, формируя музыку руками.Общая идея заключается в том, что одна рука используется для отсчета времени, а другая — для выражения экспрессии — вводя виолончели, побуждая вторую скрипку играть громче, напоминая ветрам о внезапном декрещендо. Выразительная сторона дирижерского искусства достигла такой степени, что иногда трудно найти ритм во всех жестах — Кристоф Эшенбах, который до 2017 года был музыкальным руководителем Национального симфонического оркестра, а теперь является главным дирижером Концертхаусорчестера Берлина. например, может быть непрозрачным, хотя музыканты, как правило, ценят чистый бит, когда видят его.

Однако дирижирование — это гораздо больше, чем просто время. Сегодняшнее дирижирование — это общение: дирижер развивает видение того, как она хочет, чтобы музыкальное произведение звучало, а затем пытается передать это видение 80 или 100 музыкантам. Уловить разницу между интерпретациями разных дирижеров несложно даже для новичков в классической музыке. Проверьте сами на YouTube, сравнив начало Пятой симфонии Бетховена в исполнении Джанандреа Нозеда, музыкального руководителя Национального симфонического оркестра, и Вильгельма Фуртвенглера, легендарного немецкого дирижера 20-го века.Вы найдете множество контрастов.

На репетиции некоторые дирижеры пытаются объяснить словами, что они хотят, прежде чем начать играть, но в целом оркестровые музыканты предпочитают меньше разговоров и больше действий. Таким образом, дирижеры развивают реперторию жестов, столь же специфичных для них, как и тон их голоса.

Трудно систематизировать жест. Да, есть некоторые жесты, которые практически универсальны — например, поманивание одной рукой, чтобы заставить секцию играть громче. А некоторые дирижеры — это технические машины, такие как Пьер Булез или Лорин Маазель, чьи мозги были настоящими музыкальными компьютерами, способными с математической точностью разделять биты или слышать мельчайшие изменения высоты звука и никогда не оставлять своих музыкантов в сомнениях относительно того, чего они хотят.

История продолжается под рекламой

Для некоторых лучше всего работает минималистский подход: Фриц Райнер, венгерский автократ 20-го века, как известно, дирижировал такими сдержанными и маленькими жестами, что однажды музыкант в задней части оркестра привел пару биноклей. (Райнер ответил, написав на листке бумаги: «Вы уволены», и поднял его, когда увидел, что вылез бинокль.) Леонард Бернстайн, напротив, — который был одним из самых любимых дирижеров Венской филармонии — прыгнул вокруг. на трибуне, жестикулировал и толкнул таз в искривлениях, достойных Элвиса.Еще есть видео, на котором Бернштейн дирижирует симфонией Гайдна стоя, скрестив руки, используя брови и взмахивая глазами.

Одно из визуальных удовольствий живого оркестрового концерта — это наблюдать за дирижером и видеть, какие жесты он делает и какое различие, если таковое имеется, влияет на то, что вы слышите, делает оркестр. Некоторые дирижеры устраивают на подиуме великолепное шоу, но без особого эффекта; каждое движение других отражается в музыке. И — как продемонстрировано видео Бернштейна Гайдна — существует также нематериальная коммуникация, которая течет, как электрический ток, между музыкантами, когда соединение установлено.

В документальном фильме «Искусство дирижирования: великие дирижеры прошлого», который предлагает ценную информацию по всем этим вопросам, литавр из Берлинской филармонии вспоминает, как сидел позади репетиции после партитуры, когда он внезапно услышал слышимый сдвиг в звучании оркестра. Он поднял глаза, чтобы увидеть, что изменилось, и увидел, что Фуртвенглер вошел в комнату.

История продолжается под рекламой

«Только его личность создала новый звук — просто находясь в комнате», — сказал литавр.

Что предлагает другой ответ на вопрос о том, что именно делает дирижер: возможно, вы не сможете сказать, но вы узнаете это, когда услышите это.

Действительно ли оркестрам нужны дирижеры? : Обманчивая каденция: NPR

Имеет ли значение этот парень ? Дирижер Леонард Бернштейн во время репетиции с Симфоническим оркестром Цинциннати в Карнеги-холле в 1977 году.

Джеймс Гарретт / New York Daily News через Getty Images


скрыть подпись

переключить подпись

Джеймс Гарретт / New York Daily News через Getty Images

Вы когда-нибудь задумывались, действительно ли музыкальные дирижеры влияют на свои оркестры?

Они кажутся важными.В конце концов, они стоят посреди сцены и машут руками. Но у всех музыкантов есть партитуры, которые говорят им, что им играть. Если бы вы забрали дирижера, смог бы оркестр справиться самостоятельно?

Новое исследование призвано ответить на этот вопрос. Яннис Алоимонос из Университета Мэриленда и несколько коллег заручились поддержкой оркестровых исполнителей из Феррары, Италия.

Они установили крошечный инфракрасный луч на кончике (неназванного) дирижерской палочки.Они также поместили аналогичные фонари на смычки скрипачей в оркестре. Затем ученые окружили оркестр инфракрасными камерами.

Когда дирижер махал жезлом, а скрипачи двигали смычками, движущиеся огни создавали в пространстве узоры, которые запечатлели камеры. Компьютеры анализировали инфракрасные паттерны как сигналы: используя математические методы, первоначально разработанные лауреатом Нобелевской премии экономистом Клайвом Грейнджером, Алоимонос и его коллеги проанализировали, связаны ли движения дирижера с движениями скрипачей.

Ученые выдвинули гипотезу, что если движение дирижера могло предсказать движения скрипачей, то дирижер явно вел игроков. Но если движения дирижера не могли предсказать движения скрипачей, то на самом деле все играли за исполнителей.

«У вас есть сигнал, исходящий от проводника, потому что он двигает руками и телом», — объяснил Алоимонос. «А потом игроки, они воспринимают этот сигнал, и создают другой сигнал, соответствующим образом перемещая смычки скрипки.Итак, у вас есть своего рода сенсомоторный разговор. » , но оба могут быть основаны на схожих процессах в мозге.)

Алоимонос сказал, что исследование показало, что дирижеры возглавляли скрипачей — движение дирижеров предсказывало движение скрипачей, а не наоборот.

Но исследование показало больше: у ученых было два дирижера, которые руководили одним и тем же оркестром. Один из них был ветераном, который железной хваткой держал скрипачей. Другой был любителем.

«Мы обнаружили, что чем больше влияние дирижера на музыкантов, тем более эстетичным — эстетически приятной была музыка в целом», — сказал Алоимонос.

Музыкальные эксперты, слушавшие исполнение оркестра под управлением двух дирижеров, нашли версию, написанную авторитарным дирижером старшим.Помните, эти эксперты не знали, какую версию вел дирижер-ветеран, а какую — любитель. Они слышали только музыку.

Зачем оркестрам дирижер?

25 марта 2021, 13:51

У кондуктора одна из самых заметных должностей в мире, но, несмотря на это, многие люди совершенно сбиты с толку тем, что они на самом деле ДЕЛАЮТ.Какая разница? Сможет ли оркестр играть без них? И почему они так сильно потеют?

Виктория Лонгдон

Вокруг проводников существует множество стереотипов; они диктаторские, загадочные, почти волшебные, старые, элитарные. И почти исключительно мужской.

Эти стереотипы устаревают (сейчас растет число женщин-дирижеров), и в последнее время была проделана большая важная работа по их разрушению и развенчанию.

Мирга Гражините-Тила — музыкальный руководитель Симфонического оркестра Бирмингема

Пока существуют мифы о том, что на самом деле делает дирижер, важная часть классической музыки будет казаться многим загадочной.

Итак, давайте разберемся и демистифицируем основы того, что на самом деле делают проводники.

Начнем с самого начала …

На базовом уровне проводить очень просто. Он держит оркестр или хор вовремя и вместе.

Но это только отправная точка. Самое главное, что дирижер служит для композитора посыльным. Их ответственность — понимать музыку и передавать ее жестами настолько прозрачно, чтобы музыканты в оркестре понимали ее в совершенстве.

Эти музыканты могут затем передать публике единое видение музыки.

Wingardium Leviosa!

через GIPHY

Люди используют палки для «дирижирования» музыкой с 700 г. до н.э., но это то время, то выходящее из моды.Во времена Средневековья и Возрождения большинство небольших ансамблей слушали друг друга и выступали без дирижера.

Позже, когда было изобретено больше инструментов и оркестры выросли в размерах, предпочтение перешло к использованию большого посоха, который лидеры колотили по земле, чтобы отследить время. Это было очень эффективно, потому что музыканты могли это слышать, но затем композитор Люлли ударил себя ножом в ногу, получил гангрену и умер …

Итак, люди начали искать другие способы дирижировать музыкой.

В наши дни дирижеры используют либо жезл (для большого ансамбля), либо руки. Существуют определенные шаблоны и жесты, которые передают ключевые особенности музыки, но поскольку у исполнителей часто уже есть эти особенности, записанные в их партитуре, это не главная роль дирижера.

Узнайте больше о дирижировании в этом мастер-классе от Марин Олсоп>

С годами работа превратилась в нечто преимущественно художественное; объединить музыкальные интерпретации всех музыкантов на сцене в общую картину.

Почему в рок или поп-музыке нет дирижеров?

Есть, просто реже. Если вы думаете о роке и попе в целом, вы часто слышите, как группы исполняют свою музыку, или вы можете послушать кавер-версию. Обложки могут сильно отличаться от оригинала из-за новой интерпретации художника.

А теперь подумайте о мире классической музыки: произведения всегда исполняются разными инструменталистами, в их истории сотни выступлений, многие композиторы давно умерли, а в «группе» 100 человек.

Внезапно согласиться с такой интерпретацией становится немного сложнее.

Вот здесь и появляется дирижер. Дело не только в том, чтобы отбивать правильный образец, а в том, как они добавляют к этому жесту и развивают его, чтобы сформировать музыку, навык, который включает в себя психологию, язык тела, знание истории и чувствительность ко всему, что делает нас людьми.

Это немного больше, чем просто размахивать руками…

Итак, в следующий раз, когда вы увидите дирижера за работой, присмотритесь к его связям с игроками и прислушайтесь к более широкой картине.

Неудивительно, что они иногда немного потеют.

оркестр — Чем на самом деле занимается дирижер?

«Зачем нужно объединять исполнителей? Если предположить, что один исполнитель каким-то образом проигрывает другим, не может ли он просто их послушать и приспособиться? Как присутствие дирижера может улучшить ситуацию?»

Проблема в том, что кто-то должен установить ритм, а большой ансамбль достаточно велик, чтобы вы не могли сказать, что целая секция перетаскивается со сцены (где звук не успел смешаться).В небольших ансамблях это не так важно, так как вы можете слышать других исполнителей и не подвержены задержкам распространения звука. Если часть отстает лишь на полоску, но не настолько, чтобы все отбросить, оркестр будет звучать «грязно».

«Установка темпа: темп не установлен заранее? Разве исполнители не репетируют и не знают темп?»

Может, если есть клик-трек. Более того, при изменении темпа, если кто-то в басовой или ритм-секции играет в более медленном темпе, действительно трудно вернуть весь ансамбль в прежний темп.Басовые партии и ритм имеют огромное влияние на темп оркестра. Более того, в целом скрипки имеют тенденцию стремиться к бегу, и они располагаются на противоположной стороне сцены от басовой секции по традиционным причинам и причинам микширования звука, и в отсутствие «последнего слова» оркестр может испытать перетягивание каната за темп.

Также, как упоминал Н.Рейлинг, живая музыка. Вы работаете без сети. Настроение аудитории, заполненное людьми пространство или другие нематериальные объекты могут потребовать немедленного изменения темпа или динамики, которые не были отрепетированы.Тот, кто не увлечен своей ролью, кто может видеть / слышать все голоса, — единственный, кто может позвонить на месте, чтобы ускорить этот участок, замедлить этот отрывок или начать нарастание крещендо. на две меры раньше.

«Если многое известно заранее, насколько творческий потенциал задействован в роли дирижера?»

Многое из того, что делает дирижер, происходит перед ночью представления. На репетициях все «заранее известно».Они выбрали, как интерпретировать обозначения темпа, они сообщают баланс оркестра (скрипки слишком сильные, а барабаны слишком громкие на фортепиано)?

Теперь, ночь концерта, если работа была сделана на репетиции, и все готово … Дирижер — это человеческий метроном / метроном с мягкими напоминаниями о том, что группа должна делать.

При этом даже большой коллектив, сыгравший вместе, может выступить без дирижера.. Или в некоторых случаях вопреки дирижеру. Симфонический оркестр Милуоки находился под управлением Макколла в течение его лет, незадолго до выхода на пенсию. Его моторные навыки ухудшались, а его поведение становилось «мягким». Группа ответила тем, что стала более сплоченной. Ходили слухи, что их следующему дирижеру Андреасу Дельфсу было трудно избавиться от привычки не следовать указаниям теперь, когда направление было ясным. Группа и он, наконец, установили баланс, и за время его пребывания в должности MSO приобрела популярность.

«или другими словами: что делает проводника хорошим проводником?»

Хороший дирижер — это тот, кто способен передать / передать свое художественное видение, который может заставить ансамбль хорошо играть вместе и бросить вызов / подтолкнуть игроков к совершенствованию (как вместе, так и по отдельности). Они также должны быть снисходительными и человечными. Они должны предоставлять музыкантам некоторую свободу творчества, но не настолько, чтобы группа не могла работать вместе.

Мне нравится, что Бенджамин Зандер говорит по этому поводу: «Успех дирижера измеряется не в билетах или проданных компакт-дисках, а в сияющих глазах людей вокруг них.«Эти глаза — не только аудитория, но и музыканты. И он экстраполирует, что мы все должны задать себе этот вопрос о людях вокруг нас (друзьях, семье и т. Д.):« Кто я такой, чтобы их глаза не светились? «

Личный пример, один дирижер, который у меня был (в старшей школе), не разрешал нам сыграть последнюю ноту пятой ноты Бетховена на репетиции. Каждый раз, когда мы добирались туда, он прерывал нас в последнем отдыхе и заставлял нас начинать движение заново (или из отрывка, который, по его мнению, требовал дополнительной работы).В то время это было безумием, сводило с ума. Приходите на концерт, когда прозвучала последняя нота, мы взяли все, что у нас было, потому что у нас не было такого завершения, когда все вместе играли эту каденцию на репетиции. В этот момент у всех по спине пробежали мурашки.

Чем на самом деле занимается дирижер?

Будьте проводником

Зрители концертов могут приучать уши к игре в оркестре, но наши глаза неизменно обращаются к подиуму. Мы тоже хотим, чтобы нами управляли, чтобы иметь возможность согласовать звучание музыки с тем, что делает дирижер.Он или она — жизненно важная визуальная связь: мост между нашими глазами и ощущением того, что происходит в музыке.

Положите часы

Дирижерам может показаться, что им легче ездить, им не нужно осваивать какие-либо дьявольские пассажи работы пальцами, как, скажем, скрипачи, или рисковать обнажением и разделением нот духовых и медных исполнителей. . Но «дирижировать труднее, чем играть на одном инструменте», — утверждает Булез. «Вы должны знать культуру, знать оценку и проецировать то, что вы хотите услышать.»

Великий дирижер мог бы обладать несравненными музыкальными инстинктами и интуицией, но врожденная музыкальность их достанет лишь до определенного момента. Мозговые существа в общем и целом, они, как правило, потратили много часов на подготовку счета, прежде чем приблизиться к подиуму — часто это будет очень строгий, даже академический характер, охватывающий исторические документы, такие как письма, руководства по техническим характеристикам от рассматриваемый период и биографии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.