Разное

Старообрядческий лук: описание сорта, как садить, фото и отзывы, выращивание и уход

выращивание и уход, описание лучших сортов и особенности посадки весной на головку, фото

Семейный лук выращивают не так часто, как обычный репчатый. Это связано в основном с тем, что у него не очень крупные луковицы. Однако из некоторых сортов при хорошем уходе можно вырастить и вполне неплохие, соизмеримые с луковицами репчатого лука.

Семейный лук: отличия и особенности

Основным признаком, отличающим семейный лук от привычного репчатого, является то, что он образует гнездо из многих луковиц. Их число колеблется от трёх до двадцати, масса обычно от 15 до 50 г, но иногда можно получить и 150-граммовые экземпляры. По форме и окраске луковицы бывают разными: от круглых до продолговатых, от золотистых до фиолетовых. Разнообразна по цвету и мякоть, но это — переходные окраски от чисто-белой к розовой. Листья у семейного лука неширокие, длиной до полуметра, на вкус острые, по консистенции долго остаются нежными.

Есть существенные проблемы с классификацией и терминологией, и «семейный» лук — термин, прижившийся в народе, но отсутствующий даже в Госреестре РФ, где приведены различные сорта выращиваемых в стране культур. Более правильным является термин «многозачатковый» лук: это означает, что от общей корневой системы у такого лука отходит множество некрупных луковиц, обычно плотно прилегающих друг к другу.

Многолетним многозачатковым луком является лук шалот. Его выращивают, в большей степени, ради зелени, но используют в пищу и небольшие луковички. Луковицы шалота похожи на головку чеснока, и после её высушивания отдельные «зубчики» распадаются. Такими зубчиками шалот и размножают. Именно под рубрикой «Лук шалот» в Госреестре приведены многочисленные сорта многозачаткового лука, который у нас выращивают ради луковичек. При этом важно, что в описании большинства сортов и указывается, что он рекомендован для культивирования в форме двухлетней культуры, а никак не многолетней.

У многолетнего шалота луковички довольно мелкие

Таким образом, понятия «семейный лук» и «лук шалот» не идентичны, но, поскольку даже в официальном документе они объединены в один раздел, не следует увеличивать путаницу. Лук шалот стоит считать разновидностью многозачаткового репчатого лука, которая отличается сравнительно мелкой луковицей и нежными листьями. Именно шалот называют луком для гурманов, он популярен в различных государствах Европы и Азии. Его именуют и сорокозубкой, и кущёвкой. Но важно, что он — представитель многозачатковых луков, или, проще, семейных.

Сорта семейного лука, отзывы о них

В Государственном реестре значатся более полусотни сортов рассматриваемого лука, различающихся по таким параметрам, как вкус, масса луковицы, время созревания и т. д. Первая запись (о сорте Сибирский жёлтый) была произведена в 1093 году, два сорта (Золото Алтая и Краснообский) появились в 2018 году. Все сорта рекомендованы для всех климатических регионов. Десять из них считаются острыми, остальные — полуострыми. Пожалуй, наиболее известны следующие.

О некоторых сортах можно прочитать мнения огородников на соответствующих специализированных форумах.

Посадка семейного лука

Семейный лук высокого качества вырастить столь же непросто, как и однозачатковый, что бы там ни говорили об этой огородной культуре: все виды лука требуют определённой почвы, строго контролируемой влажности, хорошего освещения.

Сроки посадки

Семейный лук, как и все луковые растения, холодоустойчив, он совершенно не боится низких температур вплоть до -6 °C. Уже при минимальной положительной температуре корни лука начинают работать, но особенно хорошо лук растёт в умеренном тепле: от 15 до 25 °C. Обычно его сажают тогда же, когда сеют морковь. В условиях средней полосы это можно делать обычно во второй половине апреля.

С посадками лучше не тянуть: корни способны разрастаться при минимальном тепле, а с прогреванием почвы начинают расти и листья; к этому моменту луковицы должны уже хорошо укорениться.

Некоторые виды лука, особенно многолетнего, успешно сажают под зиму. К семейному луку это не относится: большинство его сортов при подзимней посадке легко уходит в стрелку, не давая толком ни зелени, ни луковиц. С этой точки зрения бывает рискованна и слишком ранняя весенняя посадка, особенно если приход настоящего тепла надолго задерживается.

Подготовка грядки

Семейный лук выращивают только на солнечных местах, на лёгких удобренных почвах, обязательно нейтральных. Это могут быть суглинки или супеси; в глине лук растёт плохо, а на песках требует очень частого полива. Хорошо, если на выбранном месте в прошлом году росли горох, картошка или капуста. Грядку перекапывают с осени, тщательно выбирая корневища сорняков и внося удобрения. На 1 м2 берут полведра хорошего перегноя и столовую ложку суперфосфата. Калий лучше вносить с золой, используя примерно пол-литровую банку. Весной, перед самой посадкой, рыхлят почву граблями, предварительно рассыпав немного аммиачной селитры (1–2 столовые ложки на 1 м2).

Подготовка посадочного материала

Семейный лук, как и другие виды, можно размножать семенами, но огородники обычно этим тяжёлым делом не занимаются и сразу приобретают луковицы для высадки. Готовят их всерьёз, иначе можно получить только листья. Прежде всего, очищают от кроющих чешуек, заодно проверяя, не затаились ли там признаки заболеваний. Обязательно обеззараживают в течение 20–30 минут в розовом растворе марганцовки, после чего промывают водой.

Купание в растворе марганцовки убивает многие патогены

Обрезав сухую луковую шейку и самое донце, замачивают луковицы на 10–12 часов в воде, можно с небольшой добавкой любого комплексного удобрения (1 ст. ложка на ведро воды). Все эти операции выполняют, как и с обычным севком, а дальше есть нюансы.

Чтобы семейный лук вырос крупнее, его сажают не целыми луковицами. Их предварительно разрезают на две, а иногда и четыре равные части и проращивают. Поместив в любую ёмкость, например, в ведро, закрытое крышкой, луковицы выносят в прохладное место, где дожидаются образования небольших корешков (не более 5 мм). Обработку срезов проводить не требуется. Лишь с зачатками корней лук высаживают в подготовленную грядку.

Глубина и схема посадки

Семейный лук высаживают почти так же, как и обычный севок, но чуть глубже. Средняя глубина посадки — 5 см. Надо сделать такие борозды, чтобы после засыпки луковиц почвой над ними был слой около 2 см. Но, несмотря на то, что грядка уже заправлена удобрениями, луковицы нельзя просто так взять и воткнуть. Можно, но урожай будет не максимальный.

Борозды необходимой глубины проделывают на расстоянии около 20 см друг от друга. В них насыпают тонкий слой перегноя, а затем припудривают его древесной золой. Если почва уже основательно просохла, поливают борозды из лейки без ситечка. Луковицы высаживают в 15–30 см друг от друга, в зависимости от их величины и сорта. Слишком плотная посадка может привести не к экономии места, а к снижению урожайности.

Сама высадка лука ничем не отличается от высадки севка в случае обычного лука-репки

Сильно вдавливать луковицы в грунт не надо, чтобы не повредить уже имеющиеся корешки, их лишь слегка вводят в почву, чтобы они стояли вертикально и не падали. Засыпают луковицы почвой, при необходимости поливают из лейки с ситечком и мульчируют почву тонким слоем любого сыпучего материала.

Уход за семейным луком

Ухаживают за семейным луком почти так же, как и за обычным, но существуют и особенности. Кроме привычных огороднику мероприятий, требуется ещё и формировать гнёзда.

Полив, рыхление

Обычно апрельская погода такова, что поливать лук в первое время не требуется. Поливы начинают тогда, когда листья вырастают примерно до 10 см. Такая величина растения свидетельствует о том, что и корни уже развились нормально, способны впитывать из почвы необходимое количество влаги. В нормальную погоду (без затяжных дождей и продолжительной засухи) семейный лук поливают еженедельно, затрачивая до полутора вёдер воды на 1 м2. Температура воды значения не имеет.

После каждого полива или дождя необходимо неглубоко рыхлить почву, одновременно уничтожая сорную растительность. Если культуру держат под слоем мульчи, рыхление, в зависимости от типа почвы, может и почти не требоваться, задерживает мульча и прорастание сорняков. Появившиеся выдёргивают руками. Поливы проводят до середины лета, прекращая их примерно за месяц до уборки урожая. В это время лук уже должен одеваться, а не наращивать новую зелень.

Подкормка

В заправленной удобрениями грядке основных питательных элементов хватит надолго, поэтому подкормки семейного лука носят эпизодический характер. Любые подкормки вносят в увлажнённую почву, а после впитывания питательного раствора грядку обязательно ещё раз поливают. Подкормки проводят утром или вечером, а в случае облачной погоды — в любое время.

Если лук нормально растёт, можно ограничиться только добавлением в поливную воду нашатырного спирта: 2 раза в месяц на 10 л воды берут 30 мл раствора аммиака. Это и азотная подкормка, и препарат, отпугивающий вредителей. Если же почва не очень плодородная, то уже на стадии трёх листков лук подкармливают азотом и калием (30 г мочевины и 15 г сульфата калия на 10 л воды). Фосфор дают позже: на стадии пяти листьев можно, например, добавить монофосфат калия (15 г на ведро воды).

Нашатырный спирт представляет собой 10%-й водный раствор газообразного аммиака

Конечно, многие дачники не любят минеральных удобрений. Лук прекрасно отзывается и на органические подкормки. Можно пользоваться разведённым коровяком или настоем скошенных трав. Золу лучше использовать в сухом виде, опудривая ею как листья лука, так и поверхность грядки. Зола отпугивает многих вредителей луковых растений.

Формирование гнезда

Как у яблони и винограда нормируют урожай, так и у семейного лука частенько удаляют из гнезда часть луковиц. Такой приём приводит к тому, что оставшиеся экземпляры вырастают крупнее. Примерно 10–15 июня становятся ясно, сколько луковиц начало образовываться в гнезде. Поскольку для большинства сортов оптимально наличие 3–5 штук, лишние осторожно удаляют.

Делать это необязательно, но приём очень распространён. Придерживая растение от выдёргивания, второй рукой осторожно вынимают из земли зачатки, находящиеся в средней части гнезда. Несмотря на то, что их приходится буквально отрывать от растения, луку это не грозит. Конечно, в зародившейся луковице ещё есть нечего, но вся зелёная масса совершенно пригодна в пищу как в свежем виде, так и, например, для замораживания или маринования.

Видео: формирование гнезда

Обработка семейного лука от болезней и вредителей

У семейного лука абсолютно один и тот же набор возможных болезней и вредителей, что и у любого другого, но к заболеваниям большинство сортов очень устойчивы, так что в основном приходится бороться только с вредителями. Из болезней лишь в самые неблагоприятные годы немного луковиц могут заразиться фузариозом. Из вредителей наиболее активны луковая муха, луковая журчалка, луковая моль, а также вредитель всех огородных культур — медведка.

Методы борьбы с медведкой всем огородникам известны, но совсем уничтожить её почти нереально. Тем не менее, делать это надо постоянно: как с помощью ловушек, так и используя химические препараты, например, Медветокс. С насекомыми дело обстоит и сложнее, и проще.

Наиболее опасна луковая муха, которая в конце весны откладывает яйца, часто прямо в землю. Через 7–10 дней вылупившиеся из яиц белые личинки уже начинают грызть и листья, и луковицы. Очень большую помощь в борьбе с мухой оказывает морковь, посеянная рядом с луком — это лучшие соседи. Хорошо отпугивает муху опудривание грядки смесью золы и табачной пыли, а также жгучего перца. Важно проводить опыление тогда, когда муха появляется, а затем повторять ещё два раза с интервалом 5–7 дней.

Луковая муха по внешнему виду мало отличается от обычной, домашней

Если личинки уже обнаружены, приходится пользоваться инсектицидами: Искрой, Инта-Виром и др. Борьба с журчалкой и молью, которые встречаются реже, совершенно аналогична.

Сбор и хранение урожая

Большинство сортов бывает готово к уборке к началу августа. Ориентировочный сигнал — увядание половины листьев. Запаздывание с выкопкой лука грозит плохой его сохранностью. Уборку следует планировать на солнечный день. Из лёгкой почвы лук просто выдёргивают, в более тяжёлой используют лопату или вилы. Выкопанные луковицы сразу не уносят, а оставляют на несколько часов под солнцем вместе с листьями.

Впрочем, листья и корни оставляют на луковицах надолго. Вечером убирают урожай под крышу или в хорошо проветриваемое помещение, где лук сохнет не менее двух недель. За это время отсыхает всё лишнее, и простым ошмыгиванием вручную можно будет избавиться от ненужных фрагментов. Важно, чтобы совершенно сухой стала шейка. После просушки луковицы очень просто отделяются и друг от друга.

Видео: уборка урожая

Хранят семейный лук аналогично репчатому. Важно перед отправкой на хранение его тщательно перебрать и отделить все подозрительные экземпляры: повреждённые, недосохшие, а тем более — подгнившие. Не отправляют на хранение и лук с толстой шейкой. Важно, чтобы в хранилище было сухо и темно, а также, чтобы оно проветривалось. Насчёт температуры есть два варианта: лук хранят в тепле (около 20 оС) или, наоборот, в холоде (при 0 оС), возможны колебания в 2–3 градуса. Если влажность воздуха выше 80%, лук храниться не будет. Способствуют загниванию лука лежащие рядом картошка или капуста.

Часто хранят лук в подвешенном состоянии

Ёмкости для хранения могут быть любыми, но небольшими (1–2 ведра), например, картонные коробки. Ежемесячно лук перебирают. Среди сортов семейного лука нет таких, которые гарантированно хранились бы до нового урожая, но 8–9 месяцев — это нормально.

Семейный лук менее распространён, чем обычный репчатый, но в ряде местностей очень популярен. Выращивать его не сложнее, чем обычные сорта. Кроме того, у многих разновидностей очень нежная зелень, которая долго остаётся съедобной.

Как вырастить уникальный лук-шалот — SadimVmeste.ru

Несмотря на обширный сортовой ассортимент, включающий свыше 20 наименований, лук-шалот недостаточно распространен в любительском овощеводстве и в основном возделывается дачниками из севка пересортицей, под общим названием «Семейный». Заслуженное признание двулетняя культура Allium ascalonicum из семейства Луковые получила у дальновидных фермеров, быстро оценивших преимущества и достоинства шалота перед репчатым луком – раннеспелость, ультра продуктивность, морозостойкость и лёжкость.

Шалот наделён ценными биологическими особенностями, что делает его выращивание востребованным и высокодоходным. Из высаженной луковицы-севка (на фото) в гнезде обычно формируется 4-9 полноценных репок со средней массой 30 г, а дудчатые полые листья пикантного вкуса можно возделывать конвейерным способом с апреля до ноября. У гибридов и перспективных форм продуктивность и размеры луковиц существенно выше, на своих загородных сотках целесообразно начинать выращивание с сортов: Сережа, Софокл, Чапаевский, Уральский 40, Спринт, Уральский фиолетовый, Крепыш и Деликатесный. В сравнении с общеизвестными сортами массового выращивания, такими как: Белозерец 94, Сорокозубка или Старообрядческий, вышеуказанный лук-шалот при грамотной агротехнике намного плодовитей и превосходит «родственников» по ряду характеристик.

Немаловажная ценность культуры – её удивительная живучесть: перемерзшие от холода или усохшие от жары высаженные луковицы восстанавливают вегетацию с приходом солнечного тепла или хорошего дождика, продолжая формировать зеленое перо и деление головок в посадочных гнёздах.

Репка и перо шалота наделёны фитонцидами и аналогично чесноку убивают в окружающем пространстве патогенные бактерии, грибок и микробы, за что лук получил достойное место среди рецептуры в народной медицине и фармацевтике. Луковицы насыщены целым рядом химически-полезных организму человека микроэлементами, и их перечень занимает не одну страницу, причём имеющиеся в их составе – сахар, витамин C и сухие вещества превосходят по количественному содержанию репчатый лук. Не острый, пикантный вкус культуры, нежный запах которой не перебивает тонкие ароматы гастрономических блюд, высоко ценится европейскими гурманами, где лук-шалот выращивают промышленными объёмами. Особенно его любят французские рестораторы, давшие вторые названия растению – Шарлотка и Русский лук.

Агротехника шалота не слишком отличается от возделывания репчатых видов, только нежное перо лука при отрастании на 20 см необходимо срезать, чтобы предотвратить их стрелкование. Из минусов – культура не успевает расщеплять азотные соединения ввиду своей ускоренной вегетации и накапливает нитраты в растительных частях, поэтому навозные подкормки или коровяк с пометом использовать не рекомендуется. Также недопустима для выращивания кислая почвенная структура, которую шалот органически не приемлет. Обеспечить альтернативное питание целесообразно заблаговременным внесением древесной золы с доломитовой мукой в грядки, обильно пропитав их гуминовым жидким удобрением.

После высадки севка шалота, участок хорошо замульчировать не хвойными опилками, а с весенним появлением зеленой массы бобовых, сидератных культур и газонной травы – добавить к опилкам мелкую срезку этой огородной флоры. Такой несложный уход обеспечит азотным питанием посадки на весь срок вегетации, сохранит влагу, защитит развивающиеся луковицы от почвенного перегрева солнцем и воспрепятствует появлению сорной растительности. В остальном, лук отличается удивительной стойкостью к внешней негативной среде и погодным капризам.

Семена шалота способны прорастать при +4`C, но генеративное размножение в любительском возделывании практически не используется, из-за плохой и тяжелой всхожести семенного материала. Чтобы получить средний выход ростков в непривлекательные 70%, необходимо обеспечить посадки ровными значениями температуры, влажностью воздуха и дополнительными часами света, что трудноосуществимо в любительском овощеводстве. Для продуктивного и скорого урожая применяют вегетативное воспроизводство луковицами в однолетнем выращивании, и деление маточных гнезд – в двулетнем. При вегетативном размножении получаются более крупные и качественные гнёзда, с плотными луковицами, чем при семенном воспроизводстве.

При первичном выращивании лука-шалота нужно учесть его главные биологические требования к комфортному произрастанию – это культура длинного (длительного) дня, соответственно, расположение посадок определяют на максимально открытых свету участках. По возможности под севок отводят насыпные, возвышенные гряды. Регулярную влажность поддерживают до формирования луковиц и прекращают полив в сроки их созревания. Если у продуктивного гибрида в гнезде недостаточно развитые головки малых размеров – первый признак недостатка питья и фосфорно-калийных подкормок, которые необходимо аккуратно восполнить.

Посадку культуры возможно проводить в удобный овощеводу период: с весны до осени, но в Центральном, Поволжском и регионах севернее, шалот под зиму лучше не сажать, так как у пролежавших под снегом луковиц увеличивается склонность к стрелкованию пера и семяобразованию.

На подготовленные гряды посадочный севок заглубляют по «шейку», как и обычный репчатый лук, оставляя 10 см пространство между гнёздами. Желательно отбирать средние зубки 15 г массой с диаметром до 3 см: такой посадочный материал не склонен к гниению во влажной земле, в отличие от более крупных экземпляров. На междурядье достаточно 20 см промежутка, но не следует забывать – чем больше площади под гнездо, тем крупнее и качественнее вырастут луковицы.

Уборка и хранение лука

Зрелость луковиц шалота зависит от сортовых характеристик и варьируется в диапазоне от 40 до 95 дней, поэтому раннеспелые виды актуальны для возделывания в Подмосковье или на Урале, а поздние – на территориях южных регионов.

Для выращивания зеленой массы на перо, следует подбирать специальные сорта шалота, например – «Межсезонье 77», который способен формировать листья до января, находясь под снегом. Аналогов данному биотипу нет в мировой селекции, так же как и другим разработкам Грибовской опытной станции: известным сортам репчатого лука: Мячковский 300, Ликова или Даниловский.

Уборку шалота проводят при полегании стеблевой массы строго в погожие дни, выкапывая целыми гнёздами, и размещают под навес для просушки. «Ботву» и вызревшую чешую с луковиц – не удаляют, иначе шалот не дозреет, и уменьшатся сроки его лежкости. После подсушивания головки сортируют, разделяя на пищевой и посадочный материал, отбраковывая неликвидные, больные и вялые экземпляры. На хранение лук-шалот размещают в помещении с нулевой температурой, выложив в корзины, не срезая ботву, либо развешивают вдали от очагов тепла и сырости, связав между собой «косичкой» за стебли.

Практики — Церковь Рождества Христова

Старообрядческая Русская Православная

Старообрядческий приход Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Мы находимся в Эри, штат Пенсильвания.

Подготовка к старообрядческой службе

Большинство старообрядцев стараются приходить на службы вовремя. Скамейки, расположенные в церкви Рождества Христова, поставлены именно там, потому что верующие обычно прибывают за несколько минут до начала богослужений, что позволяет им присесть до начала богослужений. Кроме того, в старом обряде по-прежнему практикуется чтение литургически назначенных проповедей во время утрени и / или бдения. Во время чтения этих проповедей верующие сидели и внимательно слушали. Когда службы действительно начинаются, верующие стоят со сложенными руками, при этом как можно меньше передвигая ноги и тело. В Старом Обряде всегда было принято стоять в любое время молитвы со скрещенными руками, как в инструкциях, данных перед чтением Шести псалмов.

В церкви всегда ожидается приличная одежда. В старообрядчестве принято иметь особую церковную одежду, простую и подходящую для молитвы, сопровождаемой поклонами и земными поклонами. В то время как многие другие православные путают этот обычай с желанием сохранить этнические пережитки прошлого, настоящая причина заключается в том, чтобы избежать «показа мод» в церкви, поддерживать чистую одежду, незапятнанную сигаретным дымом или другими способами, связанными с мирскими местами. часто посещаемый всеми нами в этом светском мире, и обеспечить удобную, скромную одежду для молитвы. Женщины всех возрастов должны покрывать голову платком во время посещения церкви. Такие предметы, как головные уборы и салфетки, считаются неуместными и недостаточными в качестве головных уборов для женщин.

Вход в старообрядческую церковь

Многие люди, не знакомые со старообрядчеством, боятся приходить в старообрядческую церковь. Старообряд не является иным чином Русской Православной Церкви, но представляет собой разновидность того самого чина, знакомого тем, кто знаком с чином, практикуемым Русской Православной Церковью после реформ Патриарха Никона. Однако есть определенные обычаи Русской Православной Церкви, которые больше не знакомы верующим, использующим реформаторские обряды, но все еще соблюдаются в старообрядческих приходах. Некоторые из этих практик могут сбивать с толку других православных верующих без каких-либо объяснений.

Во-первых, службы Старого Обряда всегда начинаются и заканчиваются так называемыми «поклонами на входе и выходе». (При-ход-ни-е и Эс-ход-ни-е Поклони) . Вот эти «поклоны» или, вернее, эти молитвы:
Боже, будь милостив к нам, грешным.   (поклон)
Ты сотворил нас, Господи, помилуй нас.   (поклон)
Безмерно согрешили, Господи, прости нас.   (лук)

Тогда  Это действительно соответствует… ( Сияй, Сияй, Новый Иерусалим  во время пасхального сезона)  (земной поклон) . Далее следует Слава Отцу… (поклон) ; Ныне и присно…   (поклон) , Господи помилуй  (2), Господи благослови.   (лук) . Наконец, Увольнение ( Да Христос, истинный Бог наш… (земной поклон) . Только тогда священник облачается и возглашает: Благословен Бог наш…  Эти молитвы также следуют за отпустом в конце службы, перед окончанием богослужения верующими.

Когда совершаются поклоны, старообрядческие православные используют небольшую тканевую подушку, известную как  подручник , которую кладут на пол. Причина этого в том, что руки, употребляемые для крестного знамения во внешнем выражении догматической веры в две природы Христа и единство Святой Троицы, не должны пачкаться в молитве.

Поведение во время богослужений

Поклонения совершаются во время и во время молитв, часто отличающихся от тех, которые совершаются другими православными, привыкшими к уменьшению поклонов патриархом Никоном и после него. Необходимо провести исследование, чтобы точно определить, что имели в виду каноны Церкви, когда запрещали молиться «на коленях» в определенное время. Например, богослужебные книги, использовавшиеся в старообрядчестве и использовавшиеся всеми русскими православными до реформ патриарха Никона, в частности, прямые поклоны при целовании Евангелия на воскресной утрени или на Воистину Встречайте… в конце Литургии, и даже в конце Свети, Свети, Новый Иерусалим… все во время Пасхи. Хотя можно спорить о правильности совершения этих поклонов, следует понимать, что богослужебным книгам, предписывающим эти поклоны, сотни лет, и они предшествуют расколу в Русской Церкви на многие десятилетия, если не столетия. Таким образом, эти поклоны — не «старообрядческие курьезы», а полудревняя, если не древняя практика Русской Православной Церкви.

Говоря о крестном знамении и поклонах, уместно упомянуть, что эти внешние проявления внутренней веры составляют часть того, что можно было бы лучше всего описать как любовь к единообразию и порядку, преобладающую среди древних Ритуалисты. В предисловии к Псалтири, упомянутом ранее, точно указывается, когда следует совершать крестное знамение и сопровождающие его поясные поклоны или земные поклоны. Таким образом, все поклоняющиеся верующие окажутся совершающими крестное знамение в одно и то же время и в одном и том же месте. В старом обряде человек не совершает крестного знамения, не простирается и не преклоняет колени, когда чувствует побуждение сделать это, но в назначенное время в унисон. Это может вызвать некоторое замешательство у других православных, так как крестное знамение не обязательно совершается при каждом воззвании к Троице или мольбе ко Христу, в то время как в других местах, например, в конце 9 ст.0028 Честнее Херувимов… Крестное знамение и любой сопутствующий ему поклон совершаются всегда всеми верующими.

Точно так же не рекомендуется даже движение во время определенных частей службы. Вход или выход или даже закрепление свечей не предполагается ни при чтении начальных молитв ( Царь Небесный с по Приидите, поклонимся ), ни при чтении шестопсалмия на утрени, ни при чтении или декламации Символ веры или во время чтения Евангелия. Даже помимо этих более торжественных частей богослужения старообрядцы не бродят по храму, чтобы приложиться к иконам или поставить свечи. В то время как староста или «алтарники» могут заправлять масляные лампады или заменять свечи, другие верующие, которые входят в церковь после начала службы, не бродят по храму, а находят место, где можно встать, и входят с как можно меньшими помехами. . Если вошедший в поздний хочет зажечь свечу, он может попросить старосту поставить свечу у иконы перед храмом. Как только человек нашел место, где можно встать, общепринятой практикой является оставаться на этом месте, если только он не должен покинуть церковь из-за болезни или какой-либо другой нужды. В противном случае не принято ходить в церковь и выходить из нее.

Наконец, следует сделать пару замечаний о таинствах, наиболее часто практикуемых православными христианами. Исповедь есть Святое Таинство, не втиснутое должным образом во время совершения других служб. По сути, Исповедь в старообрядческой практике – это сама служба с чтением молитв, псалмов, проповедью для исповедующихся и разбором прочитанных ими грехов.

Ожидается, что те, кто причащается, заранее исповедуются в разумные сроки. Они не должны причащаться без исповеди, если они совершили тяжкие грехи или пренебрегли церковными правилами в отношении постов, посещения церкви в воскресные и праздничные дни, или особенно если они затаили злобу на ближнего. Они должны посещать богослужения перед литургией, на которой они будут причащаться Евхаристии, и они должны подготовиться, читая предпричастный канон и молитвы. Причащается мирян в виде трех ложек драгоценных и пречестнейших Тела и Крови Христовых.

Руководство для учителей старообрядцев

СТАРООБРЯДНИКИ

Название Старообрядец происходит от имени, которое большинство русских в округе Марион, штат Орегон, используют для себя — на русском языке, Староверы . В 1960-е годы русские старообрядцы обосновались в районе французских прерий, омываемых реками Уилламетт и Пудинг. Они принесли с собой культуру, богатую религиозными и народными традициями, выражение которых выражается в распевах и народных песнях, в каллиграфии древних богослужебных книг, в рукоделии — богато вышитых завесах уголков икон, молитвенных ковриках, тканых поясах и пестрых одеждах. , в еде и в языке. Богослужения проводятся на церковнославянском языке, языке религиозных текстов, который дети должны выучить. Эти элементы древнерусского быта в настоящее время сохранились в Орегоне лучше, чем во многих частях СССР.

Происхождение старообрядцев в России

Староверы округа Марион — потомки русских христиан, которые предпочли сохранить старые обряды, когда в Русской Православной Церкви в 1660-х годах были проведены реформы. Хотя патриарх Никон, инициировавший эти изменения, впоследствии был низложен, раскол сохраняется и по сей день в Православной Церкви в России.

Некоторые различия в практике, которые отделяют старообрядцев от основной группы русских православных, заключаются в количестве пальцев, используемых при крестном знамении (старообрядцы используют два пальца, а не три) и написании имени Иисуса ( Исус против Исус ). Что еще более важно, исправления, сделанные в богослужебных текстах в XVII веке, чтобы привести их в соответствие с современными греческими книгами и рукописями, были неприемлемы для старообрядцев, для которых такие изменения означали изменение веры.

Они были отлучены от церкви и подвергались преследованиям со стороны политических администраторов и официальных церковных лидеров. Сопротивляясь попыткам изменить свой образ жизни, некоторые старообрядцы сжигали себя в собственных храмах (это не относится к предкам орегонской группы). Многие из несогласных бежали в соседние страны и в Сибирь. Во многом благодаря этой истории старообрядцы штата Орегон сохранили сильное чувство культурной и религиозной идентичности.

Переселенцы в Орегон

Община старообрядцев, проживающих в Вудберне и его окрестностях, состоит из трех отдельных групп, и их неофициальные названия относятся к предыдущим местам поселения. Две группы переехали в Китай из Сибири после Социалистической революции 1917 года. харбинцы обосновались вокруг Харбина (тогда в Маньчжурии, ныне Китае), перейдя границу из района Спасск-Дальний. Живя в изолированных сельских деревнях, люди занимались земледелием и охотой.

Однако, когда в 1948-49 годах к власти в Китае пришли коммунисты, обе группы были вынуждены снова эмигрировать. Две группы впервые встретились в начале 1950-х годов в Гонконге, где их переселению помогали различные благотворительные организации. Большинство семей перебрались в Бразилию и Аргентину, получив основное поселение на земле в Куритибе, в 200 милях от Сан-Паулу, Бразилия. Но плохая почва и близкие к голоду условия вынудили их снова переехать, на этот раз в Орегон в 1960-х годах.

Третья группа орегонских старообрядцев, турчане или «турецкая» группа, возникла на юге России в XVII веке и, после различных миграций, осела в Турции в XVIII веке, в деревнях вдоль озера Маньяс. В 1963 году Толстовский фонд откликнулся на их призыв о помощи и при содействии генерального прокурора Роберта Кеннеди организовал их переселение в Нью-Джерси, недалеко от Патерсона и Милвилла, и в Нью-Йорк. Некоторые из этой группы приехали в Орегон в 1967 и присоединился к двум другим группам.

В 1981 году в Орегоне проживало примерно 5000 старообрядцев, с наибольшей концентрацией в Вудберне, Маунт-Энджел и Жерве. По оценкам, количество старообрядцев в Советском Союзе достигает трех миллионов, но достаточно надежная оценка составляет около одного миллиона. У многих орегонских старообрядцев до сих пор есть родственники в СССР, а некоторые и побывали там. Старообрядцы также проживают в Румынии, Болгарии, Польше, Восточной Германии, Новой Зеландии, Австралии, Бразилии, Аргентине, Канаде и на Аляске.

  Религиозный календарь

Старообрядцы сохраняют религиозный календарь, который имеет для них большое значение в упорядочении их жизни и ежегодных занятий. Юлианский календарь, который они используют, теперь на тринадцать дней отстает от григорианского календаря, который широко используется во всем мире. В течение каждого года они отмечают многочисленные религиозные праздники; в эти дни они не должны ходить на работу или посещать школу.

Пасха – важнейший из религиозных праздников старообрядцев; есть также двенадцать главных святых дней, известных как Великие праздники, в честь Иисуса Христа и Марии, а также множество других святых дней.

Старообрядцы постятся почти каждую среду и пятницу в течение всего года. Также они соблюдают четыре периода поста: Великий пост, Адвентистский пост, Апостольский пост и Успенский пост. Строгое соблюдение этих постов требует от старообрядца воздержания от употребления в пищу молочных продуктов, мяса, яиц, рыбы, вина, масла. Однако в праздничные дни празднование компенсирует самоотречение изобилием еды и брагой , домашним фруктовым вином.

Религиозный календарь также определяет имена детей. Каждый день в году отмечает подвиги нескольких святых, и при крещении младенца, обычно в течение восьми дней после рождения, выбирают имя из тех святых, чьи дни приходятся на этот период. Тогда день рождения ребенка отмечают в именины, что важнее, чем сам день рождения.

Согласно обряду, при крещении каждому ребенку выдается рубашка, пояс и крестик. Эти пункты имеют значение, которое можно проследить до Священного Писания и других религиозных писаний, которые определяют каждый аспект повседневной жизни. Всю оставшуюся жизнь старообрядец всегда должен носить рубаху, тканый пояс и крест.

  Сохранение народной культуры: свадебные традиции

В этом сообществе брак является важным событием не только для двух участников, но и для всех родственников и друзей, поскольку он представляет собой важное общественное событие.

Старообрядцы сохранили многие свадебные традиции минувших веков. Сегодня неизменные религиозные обряды переплетаются со многими народными традициями, являющимися неотъемлемой частью культуры русского крестьянства, причем не только старообрядческого. Также в Соединенных Штатах возникли некоторые новые традиции, такие как строительство временного убежища из дерева и пластика для гостей свадьбы.

Традиционно подготовка и празднование старообрядческих свадеб проходили по ритуальной последовательности, театральной по своему характеру, с участием многих людей в четко определенных ролях.

Как только достигнуто официальное согласие на брак, церемония помолвки начинается со времени подготовки (девичник ), обычно продолжающегося неделю. Во время вечеринок (также называемых девичниками ) жених и невеста сидят вместе за столом со своими одинокими друзьями; девочки поют народные песни, за которые мальчики платят деньгами и поцелуями. В русских песнях прослеживается печальный тон, отражающий тему о том, что невеста, часто очень юная, оставляет свою относительно беззаботную жизнь одинокой девушки, чтобы переехать в дом мужа и взять на себя обязанности жены и матери.

В субботу днем ​​перед свадьбой друзья невесты встречаются и идут по венику (буквально «за пуком лиственных веточек»). В прежние времена это было прелюдией к ритуальному купанию невесты в бане перед свадебной церемонией. В ванне невесту перекладывали веточками, украшенными лентами ее головного убора. Сегодня молодые люди едут на машине к дому жениха, где получают в подарок расчески, мыло и полотенца, которыми купают невесту.

Заключительный акт перед свадьбой — «продажа невесты». Младший брат невесты представляет ее в переговорах с женихом. В фильме мы видим размещение бумажных денег над чашкой браги , что символизирует строительство крыши для их нового дома; когда больше не остается «щелей», цена правильная. Оживленная шутка — ожидаемая часть развлечения, которая в прошлом помогала облегчить печальное прощание с невестой, покидавшей семью и друзей. На этом мероприятии формируется «цепочка», состоящая из невесты, жениха, шафера ( тысяцкий , исполнявший обязанности распорядителя церемоний) и две служанки ( свашки ). Они вместе держат длинный шарф для защиты невесты от злых духов, когда она меняет семью.

Церемония бракосочетания проводится в церкви жениха с большой торжественностью. Присутствовать могут только женатые люди. После того, как молодожены обменялись кольцами и получили благословение родителей (из-за раскола у этих старообрядцев нет священников), невесту отводят в глубь храма, где прислужницы переплетают ее единственную косу в две и покрывают ее голова с шашмура , чтобы показать, что она замужняя женщина. Невеста кланяется мужу в знак повиновения; наконец, указания о браке даются из церковных книг.

Одним из кульминационных моментов свадебного торжества является душевный завтрак после церемонии. В прошлые века пиршество и празднование могли длиться до шести дней, но теперь пара вскоре возобновляет нормальную деятельность.

  Приспособление к американскому образу жизни

В штате Орегон многие старообрядцы продолжают вести сельскохозяйственный образ жизни. Для них характерно владеть фермами и собирать урожай, особенно ягоды, летом. Однако с момента их прибытия сюда наметилась тенденция заниматься современными городскими профессиями. Многие старообрядцы работают на мебельных фабриках в Портленде, а шитье — частое занятие женщин. Как и другие орегонцы, некоторые старообрядцы работают в лесной промышленности, часто прореживая деревья. В целом люди сейчас наиболее зажиточны и имеют больше материальных благ, чем до переезда в Орегон. Эти изменения помогли преобразовать их преимущественно сельское, деревенское общество в более городское.

Поскольку старообрядцы оказали влияние на общины, в которых они живут, орегонцы также внесли изменения. Инструкции в руководствах по вождению и для судебных процедур напечатаны в русскоязычных версиях, а также на указателях в местных предприятиях и банках. Школьный округ также теперь признает религиозные праздники и предоставляет жилье для детей старообрядцев.

  Трудности в поддержании культуры

Во многом из-за перехода от сельского к городскому обществу староверам становится все труднее поддерживать свою культуру так, как они хотели бы. Когда они жили в изолированных регионах Китая, Бразилии и Турции, они смогли в значительной степени сохранить свой образ жизни, хотя некоторые приспособления должны были быть сделаны, включая изучение местного языка.

Однако в Орегоне сильны «искушения» и давление окружающей культуры. Здесь стимулы к поддержанию строгого, духовного образа жизни вступают в противоречие с наличием автомобилей, телевидения, кино и других элементов современной американской жизни. Более того, улучшение экономических условий способствует ослаблению культурных традиций старообрядцев, так как у людей остается меньше времени и желания заниматься своим народным творчеством. (Например, родственники, все еще живущие в Бразилии, имеют больше возможностей для поддержания традиционных занятий и иногда отправляют изделия ручной работы в Орегон). Молодых людей особенно привлекает современный образ жизни, и им часто бывает трудно примирить системы верований старого и нового.

Пожилые члены сообщества обеспокоены и выступают за возвращение к более простому образу жизни. Некоторые семьи переехали из Орегона в 1968 году, чтобы основать поселение в Николаевске, Аляска, на полуострове Кенай (см. Библиографию), а другая группа мигрировала в 1973 году в провинцию Альберта в Канаде.

В Орегоне одной из основных областей, где возникают проблемы, является образование. В некоторых государственных школах округа Марион разработаны двуязычные программы, призванные помочь детям-старообрядцам начать уроки на русском языке, а затем постепенно вводить английский, чтобы они могли продолжать обучение в англоязычных классах. Программы достаточно успешны и в какой-то степени помогают старообрядцам сохранить свой язык и культурную самобытность.

Родители, в прежней жизни которых обычно не было формального образования, очень хотят, чтобы их дети научились базовым навыкам чтения, письма и счета. С другой стороны, они опасаются, что чрезмерное знакомство со школьной системой может быть вредным, потому что школы — средство общения и обучения — могут отвлечь молодых людей от их традиционного образа жизни. Однако в настоящее время все больше молодых людей продолжают свое образование дольше, а некоторые родители учатся, чтобы стать гражданами.

Рональд Э. Петерсон, Западный колледж

Темы для обсуждения

Соотнесите опыт старообрядцев с опытом других этнических и религиозных групп, приехавших в эту страну (и в свой регион).

Какие трудности возникают в сообществе, когда языки разные? Каковы возможные решения?

Рассмотрим влияние государственных школ на русскую общину. Это влияние положительное, отрицательное или смешанное?

Какой должна быть роль школы как агента культурных изменений?

Каковы трудности сохранения религиозных и народных традиций в более широком обществе с другим образом жизни?

Что заимствовали американцы из других культур? Какое значение имеет обмен между культурами?

В какой степени такое торжественное событие, как свадьба, важно для поддержания культуры?

Сравните и сопоставьте ценности русской старообрядческой культуры с ценностями американского общества.

Какое будущее ждет русских старообрядцев, которые продолжают жить в Орегоне?

 

Библиография

Общие работы

Аввакум. Житие протоиерея Аввакума, собственноручно . Транс. Джейн Харрисон и Хоуп Миррлис. Hampden, Conn.: Archon, 1963.

Крамми, Роберт О. Старообрядцы и мир антихриста: Выгская община и Российское государство: 1694-1855 . Мэдисон: University of Wisconsin Press, 19. 70.

 Данн, Стивен и Этель. Крестьяне Центральной России . New York: Holt, Rinehart & Winston, 1967.

Особые труды о старообрядцах Орегона и Аляски

Брат Амвросий. Орегонские староправославные и их вера . Святой Бенедикт, Орегон: Старообрядческое общество, 1978.

Клаймер, Марта Банюк. Модели радикальной аккультурации в группе традиционных иммигрантов . Проект № BO-123, Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения США, Управление образования, 19 января.70.

 Колфер, Артур М. Мораль, родственные и этнические границы: исследование старообрядцев штата Орегон . Кандидат наук. Диссертация, Вашингтонский университет, 1975 г.

Холл, Роберта Луиза. Популяционная биология русских старообрядцев округа Марион . Кандидат наук. Диссертация, Орегонский университет, 1970.

 Моррис, Ричард А.  Три русские группы в Орегоне: сравнение границ в плюралистической среде . Кандидат наук. Диссертация, Орегонский университет, 19 лет.81.

Рирдон, Джим. «Кусочек старой России пускает корни на Аляске», National Geographic , сентябрь 1972 г., стр. 401-424.

Саби, Джон. Староверы и школа: пример обучения детей русских иммигрантов в сельской общине штата Орегон . Кандидат наук. Диссертация, Орегонский университет, 1969.

Смитсон, Майкл Дж. Иконы и мотоциклы: социологическое исследование аккультурации среди русских старообрядцев в Центральном Орегоне и на Аляске . Кандидат наук. Диссертация, Орегонский университет, 1976.

Примечание режиссера

 За три года работы над фильмом Старообрядцы очень многие люди оказали большую и маленькую помощь, и я хотел бы поблагодарить их всех — особенно старообрядцы, которые могли чутко помочь в документировании своих традиций для понимания других.

 В качестве сопровождения к фильму этот буклет предназначен для предоставления дополнительной справочной информации о культуре русских старообрядцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *