Какие виды шпалер для винограда бывают и как выбрать подходящий? + видео
Виды шпалер для винограда и необходимость их использования
Шпалеры бывают различными, однако самым простым вариантом является одноплоскостной тип, когда весь куст располагают в одной плоскости. К преимуществам этого вида стоит отнести:
- Простоту изготовления шпалеры своими руками;
- Комфортабельный уход за кустарниками;
- Равномерное созревание гроздей винограда;
- Использование для высадки иных садово-огородных культур в междурядьях.
В качестве опор могут применять и деревянные столбики, и металлические уголки, а также металлические трубы. Чтобы обеспечить комфортное обслуживание, высота опор должна равняться росту садовода. Столбики устанавливают на расстоянии около трех метров друг от друга. Нижнюю часть бетонируют в землю примерно на 40 см, при этом диаметр колышков должен составлять максимум 4 дюйма.
Чтобы при натягивании проволоки и под достаточно большой массой винограда столбы не теряли «равновесие» и не сводились, нужно обязательно придать жесткость конструкции путем соединения верхних концов столбов, тонкими трубами или надежными рейками. Проволоку лучше всего взять медную или алюминиевую, а вот металлические материалы применять нежелательно, поскольку их нужно часто менять из-за ржавчины.
Иногда, в целях повышения урожайности, шпалеры делают высокими – около трех метров. Так они смогут выдержать большую массу кустарника, а также на них будет со временем накапливаться больше питательных веществ, что приведет к повышению урожайности. Лучше всего кусты формировать до шести рукавов, однако это будет зависеть непосредственно от расстояния между растениями.
Одноплоскостная шпалера для винограда
Шпалеры бывают различными, однако самым простым вариантом является одноплоскостной тип, когда весь куст располагают в одной плоскости. К преимуществам этого вида стоит отнести:
- Простоту изготовления шпалеры своими руками;
- Комфортабельный уход за кустарниками;
- Равномерное созревание гроздей винограда;
- Использование для высадки иных садово-огородных культур в междурядьях.
В качестве опор могут применять и деревянные столбики, и металлические уголки, а также металлические трубы. Чтобы обеспечить комфортное обслуживание, высота опор должна равняться росту садовода. Столбики устанавливают на расстоянии около трех метров друг от друга. Нижнюю часть бетонируют в землю примерно на 40 см, при этом диаметр колышков должен составлять максимум 4 дюйма.
Чтобы при натягивании проволоки и под достаточно большой массой винограда столбы не теряли «равновесие» и не сводились, нужно обязательно придать жесткость конструкции путем соединения верхних концов столбов, тонкими трубами или надежными рейками. Проволоку лучше всего взять медную или алюминиевую, а вот металлические материалы применять нежелательно, поскольку их нужно часто менять из-за ржавчины.
Иногда, в целях повышения урожайности, шпалеры делают высокими – около трех метров. Так они смогут выдержать большую массу кустарника, а также на них будет со временем накапливаться больше питательных веществ, что приведет к повышению урожайности. Лучше всего кусты форми
Двухплоскостная шпалера для винограда: надежная поддержка
Двухплоскостная шпалера для винограда, размеры которой зависят от площади виноградника, представляет собой несколько вертикальных опор на один ряд куста. Всю наземную часть равномерно распределяют на ряд растения. Основное отличие такого строения в том, что листья будут по максимуму получать солнечные «витамины», обеспечивается нормальное проветривание, а благодаря формированию виноградников на 4-15 рукавов, вы получите отличный урожай.
Естественно, что они потребуют и большой площади, а расстояние между рядами нужно увеличивать как минимум до трех метров. К основным плюсам стоит отнести:
- Обеспечение возможности по увеличению числа кустов виноградника на одну единицу площади, при этом сила развития и роста не уменьшается, что позволит рационально применять свободную площадь участка.
- Двухплоскостные шпалеры улучшают ассимиляцию и условия развития соцветий в «глазках», улучшается питание гроздей винограда за счет обеспечения свободного доступа воздуха и света.
- За счет положения с наклоном, шпалеры обеспечивают свободное расположение гроздей вниз, благодаря чему они будут более защищены от ожогов от солнца и сильного ветра.
- Улучшение естественного опыления и облегчение техники искусственного опыления.
- Двухплоскостные опоры лучше затеняют поверхность земли, а значит, улучшается защищенность почвы от потери влаги из-за чрезмерного испарения
Обработка шпалер: подготовка и защита
Какие бы виды шпалер для винограда вы не выбрали, нужно обязательно задуматься над тем, как сделать устройство долговечным, чтобы в будущем вам не пришлось тратить время и силы на переустановку. Для этого нужно, прежде всего, выбрать прочный материал. Так, лучшими сортами дерева считают ясень, дуб, каштан и шелковицу. А вот березу, клен и тополь, а также влажную древесину для этих работ использовать не следует.
Естественно, что нужно не забывать про обработку опор с помощью антисептиков и атмосферной «защиты», включая краску или олифу. А вот нижнюю часть опор следует обязательно обработать смолой или масляными составами, что позволит значительно продлить сроки службы деревянных изделий в земле. Многие также используют некоторые металлические элементы для создания более прочной конструкции, которые также нуждаются в обработке краской во избежание появления коррозии.
- Автор: nasotke
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Изготовление шпалеры для винограда: виды, материалы, иснтрукция
Содержание
- Введение
- Что такое шпалера
- Разновидности и особенности конструкции
- Однорядная одноплоскостная
- Однорядная двухплоскостная
- Однорядная Y-образная (или V-образная)
- Двурядная
- Самостоятельное изготовление шпалер
- Выбор конструкции
- Инструменты и материалы
- Порядок изготовления
- Отзывы садоводов
- Подведем итоги
Введение
Виноград — это лиана с длинными, тонкими и очень гибкими побегами. Если им не на что опереться, побеги и ягоды окажутся на земле.
Их будут поедать насекомые и мелкие животные, количество солнечного света будет недостаточным, растение не сможет развиваться и быстро погибнет.
Поэтому, для эффективного разведения винограда необходимо обеспечить ему оптимальные условия. В их число входит установка опорных конструкций, называемых шпалерой.
Что такое шпалера
Термин «шпалера» — общее название опорных конструкций, используемых для поддержки растений. Садоводы используют шпалеру не только для поддержки винограда, но и для других растений со слабыми побегами, большой массой листьев и плодов.
Однако, использование этого термина чаще всего связано именно с виноградом, поскольку его никогда не выращивают без опорных конструкций. Независимо от размеров и назначения виноградника, в нем используется тот или иной вид шпалеры.
Опоры для винограда используются уже со второго сезона после высадки рассады. Побеги растения активно развиваются, находят удобные предметы и цепляются за них специальными усиками.
Поскольку урожайность зависит от степени освещенности, лиану поднимают вверх, формируют ее крону и подвязывают побеги к опорам.
Необходимо учитывать, что шпалера — это группа конструкций, используемых для выращивания винограда в сельскохозяйственных целях.
Существуют опоры декоративного назначения, которые используются для украшения приусадебного участка. Они не дают возможности получить большой урожай, выполняя чисто оформительские функции.
Это различные навесы, беседки, изгороди и другие элементы благоустройства участка.
Конструкция шпалеры дает возможность подвязывать побеги на разной высоте, обеспечивая нормальное развитие гроздьям. Они не должны лежать на земле, поэтому самый нижний ярус находится на высоте 20 см над уровнем грунта.
Основным отличием от других разновидностей опор является линейная компоновка шпалеры. Она образует ряды любой длины (обычно, 100 м, но бывают и другие размеры). Это удобно для механизированной обработки растений, позволяет работать с большими площадями виноградников.
Разновидности и особенности конструкции
Существуют разные варианты конструкции шпалеры, обладающие собственными особенностями, плюсами и минусами. Рассмотрим их по отдельности:
Однорядная одноплоскостная
Самая простая, экономичная и распространенная конструкция. Представляет собой ряд вертикальных столбов, установленных с шагом в 3 м. Между ними в несколько ярусов натянута проволока.
Нижний уровень находится в 20-30 см от грунта, следующие ярусы располагают в 30-40 см друг над другом. Шаг ярусов зависит от сорта винограда, условий высадки и других особенностей участка.
Плюсы и минусы однорядной шпалеры:
- Простота монтажа, легкость разбивки участка на ряды.
- Экономичность, для однорядной шпалеры требуется минимум материалов.
- Возможность обработки растений с двух сторон, легкий доступ ко всем побегам.
- Подходит для северных регионов и сортов, требующих частой обрезки побегов.
- Формирование кустов происходит в единой плоскости, что ухудшает развитие некоторых сортов.
- Сорта винограда с большим объемом вегетации и бурным развитием кроны не подходят для однорядной шпалеры, так как им не хватает места.
Как правило, этот вид шпалеры используется на крупных виноградниках с неприхотливыми сортами растений.
Однорядная двухплоскостная
Это конструкция, где каждый столб оснащен поперечинами с закрепленными на их концах рядами проволоки. Количество опорных рядов поддерживает вдвое меньшее число вертикальных опор, что дает значительную экономию материала.
Плюсы и минусы двухплоскостной шпалеры:
- Экономия материала, удешевление строительства.
- Появляется возможность высаживать сорта с увеличенным объемом зеленой массы и активным плодоношением.
- Приходится делать усиленный точечный фундамент, так как нагрузка на столбы увеличивается вдвое.
- Уровень освещенности отдельных побегов может быть ухудшен из-за скученности зеленой массы.
Как правило, двухрядные шпалеры используют владельцы небольших частных виноградников.
Однорядная Y-образная (или V-образная)
Шпалера, каждый ярус которой располагается не строго над нижним, а с некоторым смещением наружу. Побеги винограда располагаются так, что нижние ветви оказываются прикрыты верхними.
Плюсы и минусы Y-образной шпалеры:
- Гроздья оказываются закрыты от прямых лучей солнца, что позволяет исключить ожоги и пересушивание плодов.
- Верхние листья получают больше солнечных лучей и активнее развиваются.
- Обработка растений несколько затрудняется, особенно в верхних ярусах.
- Центр тяжести опор смещается в верхнюю часть конструкции, что требует усиления фундамента каждого столба.
Шпалеры подобного типа часто используются владельцами небольших виноградников, для которых важно максимально увеличить урожайность, сохраняя общее количество кустов неизменным.
Двурядная
Двурядные шпалеры представляют собой сдвоенные однорядные полосы.
Между соседними рядами в паре расстояние сравнительно невелико (не более метра), но для отдельного куста винограда это дает возможность использовать верную многорукавную формировку.
Она позволяет получить с каждого куста максимальный урожай, не увеличивая площадь виноградника.
Плюсы и минусы двухрядной шпалеры:
- Увеличение плодоносящей способности кустов.
- Улучшение освещенности побегов, равномерное распределение солнечного света по всей зеленой массе.
- Возможность выращивать сорта с увеличенной потребностью в освещении и площади.
- Увеличивается общая площадь виноградника.
- Обработка растений на участке между рядами проволоки усложняется.
- Для сборки шпалеры требуется вдвое большее количество материала.
Существует две разновидности двухрядной шпалеры:
- двурядная шпалера с вертикальным расположением плоскостей;
- двурядная с наклонным расположением плоскостей.
Большинство садоводов предпочитает использовать двухрядные наклонные опоры. Считается, что они дают больше света.
Однако, основным их преимуществом является свободное расположение гроздей — они свисают, не касаясь нижних рядов проволоки, что позволяет ягодам наливаться без лишних помех и облегчает сбор.
Как правило, такие конструкции используют владельцы частных виноградников сравнительно небольшой величины.
Самостоятельное изготовление шпалер
Большинство опорных конструкций садоводы изготавливают самостоятельно. Исключением являются лишь владельцы серьезных площадей промышленного назначения, где требуются большие объемы материалов и трудозатрат. Для них правильнее приобретать готовые бетонные столбы.
Однако, для владельца садового участка с небольшим количеством кустов, приобретение готовой шпалеры нецелесообразно. Проще изготовить опоры самостоятельно, используя подручные материалы.
Большинство садоводов предпочитает это способ, поскольку он дает возможность экспериментировать, изменять форму и размеры шпалеры.
Для изготовления опор используют разные материалы:
Древесина
Металл
Пластик
При этом, вертикальные опоры (столбы) необходимо делать из прочных и устойчивых к гниению материалов. Чаще всего устанавливают металлические трубы или деревянные столбы, пропитанные специальными составами.
Выбор производится исходя из возможностей владельца, особенностей грунта и сорта винограда.
Наиболее надежный вариант — металлические столбы, забетонированные в скважины глубиной не менее 60 см.
Древесину или пластик можно использовать для перекладин, хотя и здесь максимальную прочность обеспечат только металлические детали.
Выбор конструкции
Это самый сложный момент, требующий от садовода учета всех особенностей растений, соответствия конструкции и доступной площади, конфигурации участка и его освещенности.
Основным критерием выбора должны стать свойства выращиваемого сорта винограда, его потребности и особенности.
Многие садоводы используют съемные конструкции шпалеры. Например, такой вариант предпочитают многие члены клуба «Амурская лоза». Климатические условия региона вынуждают их укрывать кусты на зиму, снимая шпалеру и используя ее в качестве груза.
Мнение эксперта
Гавриляк Евгений Леонидович
выращивает виноград 25 лет
«Стационарные опоры хороши в теплом климате, где кусты на зиму можно не укрывать. В более суровых условиях лучший вариант — съемная шпалера, позволяющая освободить площадку для размещения и защиты кустов от морозов.»
Окончательный выбор — прерогатива владельца участка. Надо сопоставить все условия и особенности грунта, климата, растений, чтобы найти оптимальный вид конструкции опор.
Инструменты и материалы
Для изготовления Y-образной шпалеры из металла потребуются:
Металлические трубы диаметром 60-80 мм
Болгарка с отрезным кругом
Сварочный инвертор с электродами
Цемент и песок для изготовления раствора
Рулон рубероида
Стальная проволока диаметром 4 мм
Бур для изготовления лунок глубиной не менее 60 см
Краска по металлу
Перечислены только самые необходимые принадлежности. В процессе изготовления могут понадобиться и другие инструменты или материалы.
Порядок изготовления
Работы производятся в следующей последовательности:
- С помощью болгарки нарезаются отрезки трубы для основания и развилки (этих деталей должно быть в два раза больше).
- Детали укладывают на заранее приготовленный шаблон, обеспечивающий одинаковую форму. С помощью сварочного автомата соединяют их под заданным углом. Снизу приваривают поперечину, обеспечивающую устойчивость в грунте.
- В нужных точках приваривают петли для крепления проволоки. Окрашивают опоры, дают им высохнуть.
- Размечают площадку и бурят лунки. Из рубероида сворачивают трубки и вставляют их в лунки, чтобы образовалась гильза.
- В загильзованные лунки устанавливают опоры, выравнивают их по плоскостям и вертикали. Заливают лунки бетоном.
- Когда бетон застынет, натягивают проволоку и приступают к эксплуатации шпалеры.
Некоторые садоводы соединяют опоры поверху в единую цепочку, что обеспечивает большую устойчивость.
Отзывы садоводов
Рассмотрим несколько мнений рядовых садоводов о самодельной шпалере:
Владимир Егоров
Хабаровск
Использую съемную шпалеру, очень удобно. Уложил по бокам каждого ряда полые трубы с отверстиями, в которые вставляю вертикальные опоры. Осенью их вынимаю и укладываю на укрытые кусты. Идею позаимствовал у других садоводов, слегка модернизировал и пользуюсь уже несколько лет.
Пузенко Наталья
Волгоград
Оптимальный вариант для садоводов — двухплоскостная шпалера. Она позволяет выращивать наиболее плодородные сорта винограда без необходимости задействовать лишнюю площадь. Для больших плантаций она не годится, но для малых виноградников это лучший вид опоры.
Ирина Калугина
Павловский Посад Моск. Обл.
Двухрядные шпалеры я использовал много лет, но понемногу разочаровался в их возможностях. Знаю, что специалисты из Германии тоже отказываются от них, переходя на однорядные опоры. Количество солнца в наших широтах слишком ограничено, поэтому лучше садить виноград в одну нитку.
Подведем итоги
Изготовление шпалер не представляет большой сложности, если владелец участка обладает некоторыми навыками работы с инструментами. Труднее выбрать вид опор, определиться с их размерами и прочими особенностями.
Однако, особой проблемы в этом нет, поскольку любые конструкции подобного типа можно переделать прямо на месте, что позволяет производить эксперименты, выращивать новые сорта винограда и добиваться высоких урожаев.
Предыдущая
Выращивание и уходКак вырастить виноград на балконе и что для этого понадобится
Следующая
Болезни и вредителиМешочки для винограда — что это, для чего используются, особенности и преимущества
Гобелен | Определение, история, типы, материалы, методы и факты
La Dame à la licorne
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Питер Пауль Рубенс
Рафаэль
Франсиско Гойя
Жоан Миро
Шарль Ле Брун
- Похожие темы:
- гобелен из зелени
Гобелен Бове
кеси
цузуре
туалетная бумага
Посмотреть все сопутствующие материалы →
гобелен , тканая декоративная ткань, рисунок которой выстраивается в процессе ткачества. В широком смысле это название использовалось практически для любого тяжелого материала, сотканного вручную, машинного ткачества или даже вышитого, используемого для покрытия мебели, стен или пола или для украшения одежды. Однако с 18-го и 19-го веков техническое определение гобелена было сужено и теперь включает только тяжелые, двусторонние, узорчатые или фигурные ткани ручной работы, обычно в виде драпировок или обивочной ткани. Гобелен традиционно был роскошным искусством, доступным только богатым, и даже в 21 веке крупномасштабные гобелены ручной работы слишком дороги для людей со средним доходом.
Гобелены обычно изготавливаются в виде отдельных панелей или наборов. Набор гобеленов представляет собой группу отдельных панелей, связанных по тематике, стилю и мастерству и предназначенных для подвешивания вместе. Количество предметов в наборе варьируется в зависимости от размеров стен, которые необходимо покрыть. Дизайн декораций был особенно распространен в Европе от средневековья до 19 века. Набор 17-го века, Жизнь Людовика XIV , разработанный королевским художником Шарлем Лебреном, включал 14 гобеленов и две дополнительные панели. Количество предметов в наборах ХХ века значительно меньше. Полинезия , созданная современным французским художником Анри Матиссом, например, состоит всего из двух частей, а Мон-Сен-Мишель , сотканная из карикатуры современным гравером и скульптором Анри-Жоржем Адамом, представляет собой триптих (три панели). До 19 века гобелены в Европе часто заказывали по «комнате», а не по одной панели. В «комнатный» заказ входили не только настенные ковры, но и гобеленовые плетения для обивки мебели, чехлов для подушек, изготовления балдахинов и других изделий. Однако большинство западных гобеленов использовались в качестве подвижного монументального украшения для больших архитектурных поверхностей, хотя в 18 веке гобелены часто заключали в деревянные изделия.
На Западе гобелен традиционно был коллективным искусством, объединяющим таланты художника или дизайнера с талантами ткача. Самые ранние европейские гобелены, сотканные в Средние века, были сделаны ткачами, которые проявили большую изобретательность, следуя рисунку или эскизу художника.
Хотя он довольно точно следовал указаниям художника и рисунку, ткач, не колеблясь, отступал от них и утверждал свои собственные навыки и художественную индивидуальность. В эпоху Возрождения гобелены все чаще становились ткаными репродукциями картин, а ткач больше не считался сотрудником художника, а становился его подражателем. В средневековой Франции и Бельгии, как и сейчас, работа художника всегда выполнялась в гобелене через посредство ткача. Гобелен, сотканный непосредственно создавшим его художником, остается исключением, почти исключительным женским рукоделием.
Шерсть была материалом, наиболее широко используемым для изготовления основы или параллельного ряда нитей, проходящих вдоль ткани гобелена. Широкие, уточные или уточные нити, которые проходят под прямым углом над и под нитями основы, полностью покрывая их, также чаще всего из шерсти. Преимуществами шерсти при ткачестве гобеленов были ее доступность, обрабатываемость, долговечность и тот факт, что ее можно легко красить для получения широкого спектра цветов. Шерсть часто использовалась в сочетании с льняными, шелковыми или хлопковыми нитями для утка. Эти материалы обеспечивают большее разнообразие и контрастность цвета и текстуры и лучше, чем шерсть, подходят для ткачества деталей или создания деликатных эффектов. В европейских гобеленах светлый шелк использовался для создания живописных эффектов тональной градации и пространственного углубления. Блеск шелковой нити часто использовался для выделения или придания светящегося эффекта по сравнению с тусклыми и темными более тяжелыми шерстяными нитями. В европейских гобеленах 18-го века шелк все чаще использовался, особенно на фабрике Бове во Франции, для достижения тонких тональных эффектов. Большинство китайских и японских гобеленов имеют шелковые нити основы и утка. Гобелены из чистого шелка также производились в средние века византийцами и в некоторых частях Ближнего Востока. Полностью льняные гобелены изготавливались в Древнем Египте, в то время как копты, или египетские христиане, и средневековые европейцы иногда использовали лен для основы. Хлопок и шерсть использовались для доколумбовых перуанских гобеленов, а также для некоторых гобеленов, сделанных в исламском мире в средние века. С 14 века европейские ткачи использовали золотые и серебряные уточные нити вместе с шерстью и шелком для получения роскошного эффекта. Эти нити изготавливались из простых или золоченых серебряных нитей, намотанных по спирали на шелковую нить.
Гобелен | Определение, история, типы, материалы, методы и факты
La Dame à la licorne
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Питер Пауль Рубенс
Рафаэль
Франсиско Гойя
Жоан Миро
Шарль Ле Брун
- Похожие темы:
- гобелен из зелени
Гобелен Бове
кеси
цузуре
туалетная бумага
Посмотреть все сопутствующие материалы →
гобелен , тканая декоративная ткань, рисунок которой выстраивается в процессе ткачества. В широком смысле это название использовалось практически для любого тяжелого материала, сотканного вручную, машинного ткачества или даже вышитого, используемого для покрытия мебели, стен или пола или для украшения одежды. Однако с 18-го и 19-го веков техническое определение гобелена было сужено и теперь включает только тяжелые, двусторонние, узорчатые или фигурные ткани ручной работы, обычно в виде драпировок или обивочной ткани. Гобелен традиционно был роскошным искусством, доступным только богатым, и даже в 21 веке крупномасштабные гобелены ручной работы слишком дороги для людей со средним доходом.
Гобелены обычно изготавливаются в виде отдельных панелей или наборов. Набор гобеленов представляет собой группу отдельных панелей, связанных по тематике, стилю и мастерству и предназначенных для подвешивания вместе. Количество предметов в наборе варьируется в зависимости от размеров стен, которые необходимо покрыть. Дизайн декораций был особенно распространен в Европе от средневековья до 19 века. Набор 17-го века, Жизнь Людовика XIV , разработанный королевским художником Шарлем Лебреном, включал 14 гобеленов и две дополнительные панели. Количество предметов в наборах ХХ века значительно меньше. Полинезия , созданная современным французским художником Анри Матиссом, например, состоит всего из двух частей, а Мон-Сен-Мишель , сотканная из карикатуры современным гравером и скульптором Анри-Жоржем Адамом, представляет собой триптих (три панели). До 19 века гобелены в Европе часто заказывали по «комнате», а не по одной панели. В «комнатный» заказ входили не только настенные ковры, но и гобеленовые плетения для обивки мебели, чехлов для подушек, изготовления балдахинов и других изделий. Однако большинство западных гобеленов использовались в качестве подвижного монументального украшения для больших архитектурных поверхностей, хотя в 18 веке гобелены часто заключали в деревянные изделия.
На Западе гобелен традиционно был коллективным искусством, объединяющим таланты художника или дизайнера с талантами ткача. Самые ранние европейские гобелены, сотканные в Средние века, были сделаны ткачами, которые проявили большую изобретательность, следуя рисунку или эскизу художника.
Хотя он довольно точно следовал указаниям художника и рисунку, ткач, не колеблясь, отступал от них и утверждал свои собственные навыки и художественную индивидуальность. В эпоху Возрождения гобелены все чаще становились ткаными репродукциями картин, а ткач больше не считался сотрудником художника, а становился его подражателем. В средневековой Франции и Бельгии, как и сейчас, работа художника всегда выполнялась в гобелене через посредство ткача. Гобелен, сотканный непосредственно создавшим его художником, остается исключением, почти исключительным женским рукоделием.
Шерсть была материалом, наиболее широко используемым для изготовления основы или параллельного ряда нитей, проходящих вдоль ткани гобелена. Широкие, уточные или уточные нити, которые проходят под прямым углом над и под нитями основы, полностью покрывая их, также чаще всего из шерсти. Преимуществами шерсти при ткачестве гобеленов были ее доступность, обрабатываемость, долговечность и тот факт, что ее можно легко красить для получения широкого спектра цветов. Шерсть часто использовалась в сочетании с льняными, шелковыми или хлопковыми нитями для утка. Эти материалы обеспечивают большее разнообразие и контрастность цвета и текстуры и лучше, чем шерсть, подходят для ткачества деталей или создания деликатных эффектов. В европейских гобеленах светлый шелк использовался для создания живописных эффектов тональной градации и пространственного углубления. Блеск шелковой нити часто использовался для выделения или придания светящегося эффекта по сравнению с тусклыми и темными более тяжелыми шерстяными нитями. В европейских гобеленах 18-го века шелк все чаще использовался, особенно на фабрике Бове во Франции, для достижения тонких тональных эффектов. Большинство китайских и японских гобеленов имеют шелковые нити основы и утка. Гобелены из чистого шелка также производились в средние века византийцами и в некоторых частях Ближнего Востока.