Как сделать парогенератор своими руками — расскажет мастер. Жми!
Парогенераторы – это устройства, с помощью которых для определенных нужд из воды получают пар, за счет его интенсивного нагрева. Чаще всего их используют в банях или на мойках автомобилей.
Такие аппараты имеют свои основные преимущества в виде компактности и мобильности. К тому же, за счет весьма простой конструкции, сделать парогенератор может любой человек своими руками без привлечения для этого специалистов.
Конструкция
Использование данных приборов в бане будет стоить гораздо меньше, чем строительство печи-камина и поддержание её технического состояния. Дело в том, что электропарогенератор необходимо только закрепить в нужном месте и включить в электросеть.
Есть твёрдотопливные варианты, которые работают на дровах (генератор пара Перевалова), где емкости с водой находятся непосредственно под воздействием пламени. При этом, во всех вариантах для подачи пара не используются никакие двигатели, так как вода, преобразуясь в пар, под высоким давлением будет выходить наружу сама.
Чтобы понять, как сделать самодельный парообразователь, необходимо разобрать из чего он состоит.
Классический электрический вариант включает в себя:
- канал для притока воды;
- рабочий блок, где будет происходить кипячение воды;
- модуль испарения.
Конечно, можно приобрести готовые модели, а не делать самому. Однако цена таких вариантов будет весьма значительной. Чтобы собрать самодельный вариант, можно использовать некоторые вышедшие из строя бытовые приборы, они имеются практически в каждом хозяйстве и в этом случае могут получить вторую жизнь.
Выбор емкости
Лучше всего в качестве рабочей емкости, где будет происходить нагрев воды в новом парогенераторе, использовать вышедшую из строя или новую скороварку.
Дело в том, что эффект парообразования в её конструкции заложен уже изначально.
[advice]Примите к сведению: размеры и объем необходимой емкости будет зависеть, прежде всего, от необходимой паропроизводительности. Если сделанный аппарат выдает количество меньше необходимого, то ему придется работать непрерывно, на пределе возможностей, из-за чего часто будет возникать необходимость его ремонта.[/advice]
Такой прибор будет полностью соответствовать всем требованиям, предъявляемым в контексте создания парообразователя:
- у него есть герметично закрывающаяся крышка;
- прочность его корпуса имеет необходимые показатели, позволяющие выдержать требуемое для создания пара давление;
- в корпусе скороварки предусмотрен клапан, для вывода избыточно образованного пара.
Когда процесс выбора емкости будет закончен, требуется определить, чем будет осуществляться нагрев воды.
Выбор нагревательного элемента
Отталкиваться в выборе нагревательного элемента нужно от объемов бака, его размеров и необходимой мощности.
Для нагрева воды можно использовать газовую (электрическую) плиту или электрический ТЭН.
Самым безопасным, а также удобным способом, позволяющим нагревать воду в корпусе скороварки, является размещение в ней нагревательного элемента в виде ТЭНа.
[warning]Следует учесть: такое устройство, как ТЭН, по факту является большим кипятильником. Он практически в каждом магазине хозяйственных товаров. Однако, до этого важно определиться с его размером и имеющейся у него мощностью. Последняя может варьироваться в весьма больших пределах.[/warning]
Если есть желание сэкономить на используемом нагревательном элементе – можно попробовать разобрать старый электрочайник или самовар электрический, взяв при этом ТЭНы, которые там используются.
[advice]Рекомендация специалиста: применение ТЭНа, взятого из электрочайника современного образца, станет необходимостью совершенно другого крепления нагревательного элемента внутри скороварки. Причина в том, что контакты, находящиеся на подобных ТЭНах, не имеют возможности зафиксировать нужным образом провода. [/advice]
До того, как приступить к сборке самого парогенератора, необходимо провести расчеты, чтобы определить оптимальное количество устройств, необходимых для создания пара. Так, для большого его количества, может потребоваться три и более подобных нагревателя.
Процесс сборки
Когда будет выбираться способ крепления ТЭНов, нужно делать так, чтобы трубки не касались ни днища, ни тем более стенок. Поэтому необходимо просверлить в стенке сквозное отверстие соответствующего размера, чтобы туда можно было вмонтировать нагревательный элемент.
При этом, расстояние ТЭНов от поверхности должно быть примерно 1 см. Это обеспечит правильный нагрев без повреждения самой емкости.
Лучше всего использовать изолирующие шайбы, которые должны быть установлены и снаружи, и внутри емкости. Чтобы герметизировать крепления, применяются силиконовые прокладки (важно, чтобы это были именно термостойкие варианты). Их можно приобрести в магазине или же сделать самостоятельно.
Также необходимо сделать канал для подачи воды. Чтобы обеспечить непрерывное поступление воды, можно применить еще одну емкость (желательно в несколько раз большую по объемам, чем рабочая). Её нужно расположить выше преобразователя, чтобы создать определенное давление и обеспечить постоянный приток воды в скороварку с ТЭНом. Для этого в дне рабочей емкости нужно сделать отверстие толщиной в медную трубку, через которую будет поступать вода. Внутри эта трубка должна будет находиться ниже уровня, где закреплены ТЭНы, для эффективного парообразования.
Чтобы парогенератор работал продуктивно, необходимо обеспечить непрерывное поступление новых порций свежей воды. Это защитит устройство от поломки, перегорания ТЭНов, и будет являться гарантией эффективной работы парогенератора.
[warning]Важно знать: сборка самодельного парогенератора достаточно простая, однако в случае неправильной установки элементов, такое устройство может быть очень опасным. [/warning]
Парогенератор, собранный своими руками, не может заменить аналогичный заводской парогенератор, более надёжный, мощный и функциональный. Но если есть необходимость, то можно свой выбор сделать в сторону самодельного устройства.
Смотрите видео, в котором специалист рассказывает как сделать парогенератор своими руками из обрезков трубы:
- Автор: DmitriiG
- Распечатать
Оцените статью:
(9 голосов, среднее: 3.7 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Парогенератор для авто своими руками из подручных средств
На чтение 6 мин Просмотров 26.1к. Опубликовано
Обновлено
Использование парогенератора помогает выполнить большинство работ по очистке салона авто, а также некоторых деталей машины. Компактные размеры и несложный принцип действия позволяют сделать подходящий парогенератор своими руками буквально из любой подходящей техники.
Содержание
- Виды парогенераторов
- Устройство и принцип работы
- Парогенератор своими руками
- Выбор емкости
- Выбор нагревательных элементов
- Монтаж парогенератора
- Тестирование и устранение неполадок
- Техника безопасности
Виды парогенераторов
При помощи данного приспособления можно значительно облегчить свою жизнь.
Парогенераторы прекрасно дезинфицируют и очищают загрязнения, помогают разморозить трубы и двигатель автомобиля в мороз, а также станут незаменимым помощником для прочистки фильтров.
Работают эти приборы по-разному, поэтому принято выделять пять типов конструкции.
Парогенераторы бывают:
- Электрические, работающие от сети. Промышленные модели обычно требуют подключения к обычной розетке в 220 В, а промышленные — 380 В.
- Печные парогенераторы используют в качестве нагрева твердое топливо (уголь, дрова).
- Электродная паровая печь, в которой в качестве нагревательного элемента используются электроды.
- Индукционные парогенераторы, принцип работы которых — преобразование электромагнитного поля.
- Ультразвуковые парогенераторы испаряют пар при помощи звуковых колебаний.
Самостоятельно проще всего сделать электрический парогенератор, используя для этого подходящие элементы. Парогенератор для авто можно сделать из хлама, который несложно найти в любом доме.
Устройство и принцип работы
Самые простые изделия состоят из:
- резервуара для воды;
- нагревательного элемента
- подающей трубки.
В промышленных агрегатах есть множество дополнительных элементов, обеспечивающих расширенный функционал устройства. Для домашнего применения такое оборудование обязательно пригодится, но главным недостатком станет высокая цена. Именно поэтому следует обратить внимание на возможность самостоятельного изготовления парогенератор для авто и прочих хозяйственных нужд своими руками.
Суть работы парогенератора:
- В резервуар подается вода, желательно фильтрованная и очищенная от взвесей металла. Это увеличит срок службы самодельного прибора и поможет избежать частой прочистки сопла.
- При включении нагревательного элемента вода начинает нагреваться и испаряться, попадая в расширительный бачок, откуда по трубопроводу выходит через сопло.
Полученный пар можно направлять на загрязненную поверхность, а также использовать для сауны или финской бани.
Нередко именно паром можно удалить масляные пятна или глубоко въевшуюся грязь.
В большинстве покупных моделей можно регулировать температуру и интенсивность испарений. Несмотря на то, что домашние модели лишены этого преимущества, они также неплохо справляются со своими функциями, а главное, отличаются доступной стоимостью.
Парогенератор своими руками
Определившись с главным вопросом — как будет происходить нагрев воды, можно приступать непосредственно к сборке агрегата.
Выбор емкости
Этот параметр во многом определяет производительность, а также мобильность оборудования. Для нагрева воды желательно использовать металлическую емкость с достаточной теплоизоляций, чтобы во время использования снизить риск ожогов при случайном контакте. Это может быть металлическая канистра, ведро и даже старый электрочайник. В зависимости от необходимого объема пара и время работы такое устройство нуждается в периодическом подливе воды.
Сделать своими руками парогенератор максимальной мощности можно из старого газового баллона, предварительно очистив его от возможных остатков и соорудив подходящий трубопровод для подачи пара.
Именно на примере использования газового баллона (вариант — старого огнетушителя), будет основано наше руководство.
Выбор нагревательных элементов
Если не брать в расчет вариант с нагревов воды при помощи электрической, газовой или дровяной печи, предпочтительней использовать ТЭНы подходящей конструкции. Для объема газового баллона это должен быть ТЭН для бойлера. Если емкость поменьше по объему, сгодятся и нагревательные элементы из старого чайника.
Главное условие — источник нагрева должен легко меняться в случае выхода из строя.
Приваренная конструкция, разумеется, надежней себя поведет в работе под давлением, но при перегреве и необходимости замены, придется практически полностью разбирать устройство.
Монтаж парогенератора
Перед тем как подбирать необходимые элементы конструкции, следует подготовить схемы подключения парогенератора и просчитать необходимые дополнительные детали (трубы, фитинги, система управления).
Для громоздких конструкций предпочтительней будет использовать автоматический подвод воды, чтобы не допустить сгорания нагревательного элемента.
Для этого делается трубопровод с запорным и обратным клапаном, при необходимости устанавливается фильтр для очистки жидкости.
Все работы можно разделить на следующие этапы:
- Подготовка баллона. Открытием вентиля стравливаются остатки газа. После этого выкручивается клапан и выполняется промывка внутренней части резервуара моющим средством и теплой водой. Заливка воды повторяется несколько раз, до полного удаления посторонних запахов.
- Установка нагревательных элементов. В нижней части корпуса крепятся ТЭНы любым подходящим образом (кроме сварки, хотя в некоторых случаях это более оправдано). Крепления должны выдерживать не только повышенную температуру и влагу, но и увеличенное давление в корпусе.
- Установка дополнительной фурнитуры. В верхней части баллона необходимо сделать четыре ответвления. Здесь уместней использовать резьбовые соединения и переходники подходящего размера. Одно из ответвлений используется для монтажа клапана контроля давления. Второй патрубок будет «отвечать» за заправку емкости жидкостью. Третий отводок предназначен для контроля давления и температуры нагрева. Здесь размещены манометр и термодатчик. Четвертый отводок предназначен для соблюдения приемлемого уровня воды в баллоне и расположен он немного ниже остальных — не менее чем на 10 см от верха емкости.
- Дополнительное обустройство самодельного парогенератора. Это могут быть ножки и даже колесики для свободного перемещения громоздкой конструкции, защитный кожух для безопасного контакта с горячим корпусом, а также любая подходящая конструкция подачи пара.
- Система подачи пара также представляет собой трубопровод. Для направленного действия желательно использовать сопло с более узким диаметром отверстия. Если парогенератор будет использоваться в парной или сауне, выходное отверстии для подачи пара может иметь произвольное строение.
Обязательно следует продумать систему безопасности. Принцип ее работы — отключение нагрева по достижению заданного максимального параметра температуры и давления.
Подобные датчики можно приобрести отдельно практически в любом строительном магазине.
Тестирование и устранение неполадок
После сборки самодельный парогенератор должен быть должным образом протестирован. Проверяется герметичность емкости и установленной фурнитуры, скорость нагрева воды и работа датчиков.
Для подключения к сети предпочтительней установить УЗО (устройство защитного отключения) и заземляющий контур. После этого можно проверить скорость нагрева и объем выделяемого пара.
Возможные неполадки в работе устраняются регулировкой клапанов и отладкой автоматической системы безопасности.
Техника безопасности
В процессе эксплуатации самодельного парогенератора важно соблюдать правила безопасности.
Все нагревательные элементы, используемые в создании такого устройства, должны быть заизолированы, а контур — заземлен.
Чтобы исключить выход из строя генератора при работе без воды, следует ориентироваться на показания датчика контроля заправки баллона.
Парогенератор своими руками изготовить довольно просто, главное иметь в распоряжении необходимый инвентарь и знать основные принципы работы устройства. Благодаря полезным рекомендациям нашей статьи вы сможете собрать несложное устройство для бытовых нужд.
Видео инструкция по сборке парогенератора:
Промышленные и портативные парогенераторы — Парогенератор низкого давления Steam-Flo
Промышленные и портативные парогенераторы — Парогенератор низкого давления Steam-Flo | Сиу Корпорейшн
Перейти к навигации
Перейти к содержимому
Ваш браузер устарел.
В настоящее время вы используете Internet Explorer 7/8/9, который не поддерживается нашим сайтом. Для получения наилучших результатов используйте один из последних браузеров.
- Хром
- Фаерфокс
- Internet Explorer Edge
- Сафари
Sioux Steam-Flo®
Промышленный парогенератор низкого давления Sioux Steam-Flo® является идеальным источником пара низкого давления для различных коммерческих и промышленных применений. Этот агрегат можно использовать вместо обычного котла для систем низкого давления. Эти промышленные парогенераторы производят 370-3450 фунтов. (168-1564 кг) в час насыщенного пара в мин. Компания Sioux производит парогенераторы Steam-Flo® с 1939. Тысячи этих портативных парогенераторов находятся в эксплуатации по всему миру, обеспечивая многолетнюю бесперебойную работу.
Характеристики
- Промышленный генератор Sioux Steam-Flo® непрерывно вырабатывает неограниченный объем пара.
- Простота обслуживания и долговечность.
- Модули на салазках или опорах доступны для стационарного применения.
- Открытые или закрытые прицепы для мобильного применения.
- Установка может быть оснащена дополнительным резервуаром для воды и генератором для полностью автономной работы.
- Благодаря своей портативности промышленный парогенератор Steam-Flo® отлично подходит для использования в переливном производстве и на окраинах.
Свяжитесь с нами
- Брошюра Steam-Flo®
Чертежи продукции Steam-Flo®
СФ-11
СФ-20
СФ-50
СФ-100
Прицеп СФ-11
СФ-50 Трейлер
Прицеп СФ-100
Закрытый прицеп SF50
SF-100D-ENC | Sioux 100 Boiler Мобильный парогенератор HP
Сертификаты и стандарты
- Парогенераторы Sioux Steam-Flo® с низким уровнем выбросов NOx соответствуют стандартам качества воздуха Южного побережья Калифорнии. Доступны 2 модели — SF-15LN и SF-50LN
- Утверждено третьей стороной в соответствии с UL508A и CAN/CSA-C22.2 № 14-10, что гарантирует соответствие всей панели управления стандартам UL и CSA. Канадский регистрационный номер (CRN).
- Судно зарегистрировано Национальным советом инспекторов по котлам и сосудам под давлением, отвечает требованиям CSD-1 Кодекса ASME, построено в соответствии с Разделом IV Кодекса ASME и зарегистрировано по всей Канаде с канадскими регистрационными номерами (CRN).
Области применения
- Генераторы Sioux Steam-Flo® часто используются в коммерческих теплицах, питомниках и в промышленных целях, включая нагревательные паровые рубашки, трубы и клапаны для оттаивания, отверждение бетона в сборных формах, нагревательные агрегаты в бункерах или сваях и нагревательные рельсы. вагоны-цистерны для разгрузки и мойки.
Steam-Flo FAQ’s
Model # | fuel | volts | boiler hp | input btu hr | steam output lbs hr | Compare |
---|---|---|---|---|---|---|
SF-11D | Diesel | 115 | 11 | 427 000 | 380 | |
LP / NG | 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111ЕРС0105 | |||||
SF-20D | Diesel | 115 | 20 | 791,000 | 690 | |
SF-25G | LP / NG | 115 | 25 | 1,010,000 | 860 | |
SF-50D | Diesel | 115 | 50 | 2,000,000 | 1,725 | |
SF-50G | LP / NG | 115 | 50 | 2,000,000 | 1,725 | |
SF-100D | Diesel | 230 | 100 | 4,000,000 | 3,450 | |
SF-100G | LP / NG | 230 | 100 | 4,000,000 | 3,450 | |
SF-11D-TM | Diesel | 115 | 11 | 427,000 | 380 | |
SF11-DTTM | Diesel | 115 | 11 | 427,000 | 380 | |
SF-20D-TM | Diesel | 115 | 20 | 791,000 | 690 | |
SF-20-DTTM | Diesel | 115 | 20 | 791,000 | 690 | |
SF-20D-ENC | Diesel | 115 | 20 | 791,000 | 690 | |
SF-50D-TM | Diesel | 115 | 50 | 2,000,000 | 1,725 | |
SF-50-DTTM | Diesel | 230 | 50 | 2,000,000 | 1,725 | |
SF-50D-ENC | Diesel | 230 | 50 | 2,000,000 | 1,725 | |
SF-100D-TM | Diesel | 230 | 100 | 4,000,000 | 3,450 | |
SF-100-DTTM | Diesel | 230 | 100 | 4,000,000 | 3,450 | |
SF-100D-ENC | Diesel | 230 | 100 | 4,000,000 | 3,450 | |
SF-15LN Low NOx | Natural Gas | 115 | 15 | 680,000 | 520 | |
SF-50LN Low NOx | Natural Gas | 230 | 50 | 2,000,000 | 1,725 | |
SF-50LN Low NOx | Natural Gas | 230 | 50 | 2,000,000 | 1,725 |
Compare Items
Пожалуйста, выберите два товара для сравнения.
Почему сиу?
Продукция Sioux предназначена для бетонной, нефтяной, горнодобывающей, железнодорожной, тепличной, пищевой и обрабатывающей промышленности с учетом высочайшего качества и долговечности. Мы стремимся к тому, чтобы наши клиенты получали самое безопасное и эффективное оборудование, на которое они могут положиться из года в год.
Узнать больше
Сделано в США С 1939 года
Специальное оборудование для ваших нужд
Пожизненная поддержка
Справочная информация о проблемах с трубами парогенератора
Версия для печати
На этой странице:
- Справочная информация
- Правила NRC
- Материалы для труб
- Деградация трубки
- Критерии ремонта труб
- Вопросы проверки
- Нормативная база NRC для парогенераторов
- Общие сообщения, относящиеся к целостности трубы парогенератора
Предыстория
Существует два основных типа ядерных реакторов, в которых используются немного разные подходы к выработке электроэнергии. Реакторы с водой под давлением используют парогенераторы для преобразования воды в пар с использованием тепла активной зоны реактора. Реакторы с кипящей водой не используют парогенераторы.
Парогенераторы являются важным оборудованием. Они могут быть до 70 футов в высоту и весить до 800 тонн. Горячая радиоактивная вода из реактора поступает в генератор, прокачивается через тысячи футов труб под высоким давлением, чтобы предотвратить ее кипение. Парогенераторы вмещают от 3000 до 16000 трубок, каждая диаметром около трех четвертей дюйма. Вода внутри трубок нагревает нерадиоактивную воду снаружи, в результате чего получается пар. Этот нерадиоактивный пар вращает турбину, вырабатывающую электричество. Затем пар снова конденсируется в воду для повторного прохода через парогенератор.
Трубки парогенератора помогают защитить население. Они являются одним из многих барьеров PWR между радиоактивным ядерным топливом и окружающей средой. В некоторых ситуациях установка может выпускать нерадиоактивный пар в атмосферу. Это означает, что важно, чтобы трубы оставались неповрежденными и предотвращали попадание радиоактивности из активной зоны реактора в атмосферу с выпускаемым паром.
Правила NRC
Прежде чем NRC разрешит работу PWR, владелец станции должен показать, что станция может обеспечить безопасность населения, даже если произойдет очень маловероятный разрыв трубы. Завод должен показать, что дозы облучения за пределами завода останутся ниже консервативных пределов NRC (описанных в разделе 10 Свода федеральных правил, часть 100). Операторы установок также должны иметь аварийные процедуры для безопасного устранения разрывов труб парогенераторов и утечек.
NRC требует, чтобы PWR регулярно осматривали трубы парогенератора и выявляли возможные повреждения до того, как что-либо произойдет. Правила Агентства также требуют, чтобы заводы следили за химическим составом воды, чтобы обнаруживать радиацию от любых утечек в трубах. Эти требования работают вместе, чтобы обеспечить чрезвычайно низкую вероятность утечки из трубы, которая может повлиять на окружающую среду.
Трубки с дефектами выше определенного предела должны быть отремонтированы или изъяты из эксплуатации. Подробные спецификации для каждого PWR описывают частоту и объем проверок, а также ограничения по ремонту труб. Другие предельные значения утечек, если они будут достигнуты, заставят завод быстро закрыться.
Материалы труб
Сплавы никеля, хрома и стали и методы изготовления, используемые для создания парогенераторов, влияют на способность трубы противостоять износу и коррозии. В парогенераторах США используются сплавы 600 и 690, причем 690 содержит больше хрома для лучшей устойчивости к коррозии. Нагрев этих сплавов после формирования труб дополнительно повышает их стойкость к механическим повреждениям и коррозии. Методы нагрева для парогенераторов называются прокатным отжигом и термической обработкой. Большинство PWR в США (69процентов) имеют парогенераторы с термически обработанными трубами из сплава 690.
Деградация труб
В начале-середине 1970-х все, кроме одного PWR, имели трубы парогенераторов из сплава 600, подвергнутые прокатному отжигу. Исследования показали, что стенки труб в этих генераторах истончаются из-за химического состава воды, обтекающей их. С тех пор PWR изменили свои программы контроля водно-химического режима, фактически устранив этот источник утончения труб.
Вмятины на трубах стали основной проблемой в середине-конце 1970-е годы. Вмятины вызваны коррозией на опорных пластинах из углеродистой стали в генераторах и в щелях между трубами и опорными пластинами труб. Растения контролируют образование вмятин за счет изменения химического состава воды на нерадиоактивной стороне генератора. Однако были и другие причины растрескивания труб, утечек и разрывов на установках с трубами из сплава 600, отожженными в прокате.
Эти проблемы заставляли заводы чаще останавливаться для дополнительных проверок труб. Многие заводы заменили свои парогенераторы из сплава 600, отожженные в прокате, а несколько реакторов PWR были навсегда остановлены из-за проблемы.
В начале 1970-х годов атомная энергетика работала над уменьшением коррозии труб парогенераторов. В конце 1970-х годов был разработан процесс термической обработки для повышения устойчивости труб из сплава 600 к коррозии. Термически обработанные сменные парогенераторы были впервые использованы в начале 1980-х годов. Эти замены позволили избежать серьезных проблем с деградацией. В сменных парогенераторах, построенных после 1989 года, в основном используется термически обработанный сплав 690, который еще лучше противостоит коррозии.
Производители большинства новых парогенераторов, в том числе всех сменных парогенераторов, предприняли другие шаги для уменьшения повреждений, связанных с коррозией. Опорные пластины для труб из нержавеющей стали помогают свести к минимуму вмятины, а новые технологии изготовления сводят к минимуму механическое напряжение, которое впоследствии может привести к повреждению.
Некоторые трубы, в основном из сплава 600, отожженного в прокате, растрескались в результате сочетания напряжения и коррозии. Небольшое количество термически обработанных труб из сплава 600 также треснуло таким образом. Термически обработанный сплав 690 трубы еще не продемонстрировали это коррозионное растрескивание под напряжением. NRC и промышленность продолжают исследовать причины коррозии и растрескивания материалов реактора.
Трубки парогенератора также повреждены механическим износом. В январе 2012 года на реакторе энергоблока № 3 в Сан-Онофре произошла небольшая утечка теплоносителя из одного из парогенераторов в атмосферу. Коммунальная служба Южной Калифорнии Эдисон, имеющая лицензию на эксплуатацию завода, изучила информацию об этом событии и оценила, что утечка могла привести к тому, что человек из населения получил дозу облучения в тысячи раз ниже строгих пределов NRC. Во время повторных проверок труб на энергоблоке 3 и энергоблоке 2 компания SCE обнаружила неожиданный механический износ генераторов обоих энергоблоков. Сан-Онофре был окончательно закрыт в 2013 г.
Критерии ремонта труб
Один из способов определить, нуждаются ли трубы в ремонте, — это потребовать минимальной толщины стенки трубы для защиты от утечки и разрыва. Как правило, если проверка показывает, что толщина стенки трубы составляет не менее 60 процентов от первоначальной, ремонт не требуется. Однако применение требования о 60-процентной толщине стенки может привести к преждевременному выводу труб из эксплуатации. Это означало, что заводы могли извлечь выгоду из ограничений на ремонт труб, отличных от требования 60-процентной толщины стенки.
В 1995 году NRC утвердил метод электрических испытаний для определения необходимости ремонта трубок из сплава 600, подвергнутых прокатному отжигу. Общий Письмо 95-05 описывает этот метод, при котором обученный технический специалист пропускает электрический зонд через трубы, и результаты зонда могут продемонстрировать адекватную структурную целостность труб и герметичность.
Вопросы осмотра
Осмотры имеют решающее значение для поддержания целостности труб парогенератора. Детали и график этих инспекций зависят от опыта эксплуатации каждого завода. Например, заводы с отожженными в прокате трубами из сплава 600 обычно проверяют все трубы во время каждого планового останова.
В декабре 1997 г. NRC дал PWR дополнительные рекомендации по надлежащему обслуживанию своих труб. В Общем письме 97-05 обсуждается размер дефекта измерительной трубы, а в Общем письме 97-06 подчеркивается важность надлежащего осмотра остальных внутренних частей парогенератора. NRC выпустил второе письмо на основе зарубежного и американского опыта эксплуатации, связанного с износом и повреждением трубных опор и оберток трубных пучков.
В ноябре 2000 г. NRC представила еще одну обновленную информацию. Краткий обзор нормативных вопросов 00-022 охватывает 10 проблем, с которыми NRC столкнулся при проверке целостности труб на нескольких объектах. Дополнительные обновления перечислены в конце этого документа.
Нормативно-правовая база NRC для парогенераторов
В конце 1997 года Институт ядерной энергии координировал усилия отрасли по улучшению качества и согласованности программ парогенераторов. Это привело к тому, что все американские PWR приняли NEI 97-06 «Руководство по программе парогенераторов».
В 2005 г. рабочая группа отраслевых специалистов опубликовала новые требования к парогенераторам, которые были одобрены NRC в 2005 г. В январе 2006 г. NRC обсудила новые требования и внедрение NEI 9 на заводе.7-06 в Общем письме 2006-01. Все PWR США ответили на письмо, приняв требования целевой группы.
NRC дважды разъясняла некоторые требования, поскольку заводы выполняли работу целевой группы. Краткий обзор нормативных вопросов 2007-20 разъяснил позицию NRC в отношении критериев эффективности утечек. Резюме нормативно-правовых актов 2009-04 разъясняет позицию NRC в отношении требований к проверкам.
Целевая группа извлекла уроки из опыта заводов по этим требованиям. В документе от марта 2010 года целевая группа пересмотрела как графики проверок, так и способы выбора заводами труб для проверки. Редакционные поправки, изменения и разъяснения пересмотренного варианта лучше согласованы с другими отраслевыми руководящими документами. NRC одобрил эти дополнительные изменения в октябре 2011 года, и многие заводы в США соответствующим образом изменили свои технические спецификации.
Общие сообщения, относящиеся к целостности труб парогенератора
NRC продолжает отслеживать отраслевой опыт работы с трубами парогенератора. Агентство выпускает «общие сообщения», чтобы поделиться этой информацией с заводами в США. Эти документы размещены на веб-сайте NRC. Некоторые общие сообщения по парогенераторам включают:
Резюме нормативных вопросов 16-02, «Вопросы основы проектирования, связанные с соединениями труб и трубных досок в парогенераторах водо-водяных реакторов», от 23 марта 2016 г.
Информационное уведомление 2013-20, «Износ головки канала парогенератора и трубной доски», от 3 октября 2013 г. » от 17 июля 2012 г.
Информационное уведомление 2010-21, «Появление трещин в области U-образного изгиба термически обработанной трубы парогенератора из сплава 600» от 6 октября 2010 г.
Информационное уведомление 2010- 07, «Дефекты сварки в сменных парогенераторах», от 5 апреля 2010 г.
Информационное уведомление 2010-05, «Управление незакрепленными частями парогенератора и автоматизированный анализ данных вихревых токов», от 3 февраля 2010 г.