Стиль нуар в кино довольно своеобразен и имеет свои отличительные черты. Фильмы в жанре нуар характеризуют определённые художественные приёмы такие как игра теней, закадровый голос и т.д.
- Главная ›
- Искусство ›
- Нуар
У многих наверняка есть приблизительное представление о таком киножанре как нуар, ставший своего рода визитной карточкой Голливуда 1940-1950. Мрачноватые сюжеты, тёмные пейзажи и обилие долгополых шляп далеко не все маркеры этого жанра. Тем не менее некоторые фильмы в жанре Нуар — «Касабланка», «Двойная страховка», и др.) признаны шедеврами мирового кинематографа. Годы в истории кинематографа, признанные нуарными это примерно 1941 — 1958 гг. Давайте разберем по отдельности характерные черты данного жанра:
Черно-белый формат и ночные пейзажи
Конечно, черно-белая пленка в 1940-1950 е годы была не столько художественным приемом сколько технической особенностью времени. Мы конечно можем вспомнить цветные фильмы, снятые ещё в 1939 г. («Унесённые ветром» и «Волшебник страны Оз»). Однако это скорее исключения из общего правила. Абсолютное большинство фильмов тогда было черно-белыми, что в свою очередь определило некоторые другие художественные особенности нуара.
Что касается ночных сцен, то действие нуарных фильмов часто происходит именно в темное время суток. С одной стороны, это дополнительная таинственность т.к. герои часто прячутся или встречают таинственных незнакомцев на улице. С другой стороны, темное время суток позволяет в полную силу насладится эффектами освещения, — ярким солнечным днём режиссеру так со светом конечно не поиграть. Да и потом сама мрачная фабула нуарных сюжетов располагает к темноте. Обилие темноты в кадре и характерах героев собственно и дало название жанру («noir» — по-французски «черный»)
Однако, справедливости ради следует сказать, что не только черно-белые ленты могут быть признаны нуаром. Классический фильм Хичкока «Головокружение» вполне себе цветной, но при этом его часто относят к жанру noir. Но конечно такие исключения, скорее подтверждают правило о «черно-белости» нуара.
Иногда действие нуарных картин может разворачиваться на каких-то заброшенных территориях или даже в подземных пространствах. Так, например, в фильме «Третий человек» (1949) многие сцены происходят вообще в городской канализации. Есть даже мнение, что в художественных произведениях канализация символизирует собой подсознание. Не знаю всегда ли это так, но мысль конечно интересная.
Постановка света
В нуарных фильмах освещение персонажа может говорить о самой сущности героя. Вглядитесь в кинопортреты героев фильма «Касабланка». Один из них — противоречивый Рик Блейн — освещен наполовину, в то время как однозначно положительный Виктор Ласло всегда освещен полностью — без каких-либо темных частей.
Закадровый голос
Это далеко не обязательный атрибут, но упомянуть его стоит. Закадровые комментарии это своего рода рудимент, оставшийся от литературного происхождения Нуара. Следует напомнить, что первоначально нуарные сюжеты это удел американского детектива периода Великой Депрессии (1930-е). Невесёлое время не способствовало появлению жизнеутверждающих сюжетов.
Соответственно, закадровый голос мог пояснить зрителю некоторые сцены происходящие на экране. Причем иногда это довольно познавательные комментарии, без которых современному человеку было бы далеко не всё понятно в происходящем. Так например в «Двойной страховке» главный герой уходя из дома подкладывает листки бумаги под звонки телефона и между дверными звонками. Благодаря закадровому голосу мы понимаем, что делается это для того, чтобы засечь «пропущенный вызов» т.е. понять — звонил ли кто в дверь или по телефону в отсутствие главного героя.
Иногда эффект тревожности происходящему (в том числе и на фоне голоса повествующего) придают композиции исполняемые на духовых инструментах. Их неровные, неожиданные, неретмичные, а иногда и диссонансные мелодии идеально совпадают с неспокойной обстановкой и мыслями героев, явно далёкиx от умиротворения.
Обилие широкополых шляп
Широкополые шляпы это своего рода мода того времени, но в случае с фильмами в стиле noir герои детективных сюжетов не всегда стремятся показывать своё лицо окружающим, поэтому широкополая шляпа не только дань моде, но и средство защиты от чужих глаз. Так например в фильме «Двойная страховка» главный герой с помощью натянутой шляпы едет на поезде под чужим именем и остается при этом инкогнито.
Криминальность сюжета
Очень часто нуарный фильм представляет собой остросюжетный детектив или триллер. Поэтому мутные персонажи и сцены преступлений — обычное дело для этого жанра. Зачастую одна загадка сменяет другую, и именно это позволяет держать зрителя в напряжении от начала до конца фильма.
Сама фабула сюжета может быть весьма запутанной, представлять собой ретроспективу определённых событий.
Роковая красотка
Конечно, в нуарном фильме, как правило, будет своя femme fatale. Зачастую её роль весьма негативна — очень часто она толкает героя фильма на преступления или даже совершает их сама. Так, например, в «Двойной страховке» именно такая «роковая женщина» подталкивает главного героя на мокруху. Дальше уже дело остается только за обдумыванием и исполнением задуманного. Но всё же как правило из подобных затей ничего путного не выходит т. к. всё же даже мрачные нуарные фильмы как бы намекают, что такой ценой счастье не добывается. Конечно, роли таких femme fatale прославили многих голливудских красавиц.
В общем и целом, очевидно, что стилистика и эстетика нуара вполне узнаваема. Отсюда например и появившийся позже жанр «Нео-нуар». До сих пор существует полемика считать ли нуар — отдельным жанром или просто этапом в истории мирового кинематографа. Оба подхода, признают отличительные характерные черты нуара, вопрос лишь в том можно ли снять сегодня кино в жанре нуар, причем так чтоб это не выглядело пародией, а было именно самостоятельным фильмом. Ведь знаменитые фильмы в стиле «Нео-нуар» такие как «Почтальон всегда звонит дважды» (1981) или «Китайский квартал» (1974) всё равно относят нас к эпохе 1930-1940х. Этот вопрос для меня всё же остается открытым.
См. также
§ Фильм Газовый свет
- Главная ›
- Искусство ›
- Нуар
НУАР И НЕО-НУАР: ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА
олег прекраснов | 20 ЯНВАРЯ 2020
Классика Голливуда и визуальное наследие нуара в стилизованных картинах современных режиссеров
Классика Голливуда и визуальное наследие нуара в стилизованных картинах современных режиссеров
Классика Голливуда и визуальное наследие нуара в стилизованных картинах современных режиссеров
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Что такое «нуар»? Кто-то называет его жанром, кто-то — стилем. Тёмные закоулки большого города, игра теней на экране, безнадёжная судьба циничных главных героев, роковые девушки — данные элементы образовали целое направление в кинематографе середины 20-го века, истоки которого обнаруживаются в «крутых американских детективах и немецком экспрессионизме. Пик популярности нуара пришёлся на 40−50-е годы. Позже «черные» фильмы перестали быть востребованными, а в своём измененном виде сформировали нео-нуар. Чем же современный цветной нео-нуар отличается от классического?
«Двойная страховка», 1944
Сперва классические нуарные истории появились в литературе — детективный или криминальный роман отличался от «черного» и «крутого» пестованием тревожной атмосферы; акцент делался на внутренние монологи героя, его субъективные сомнения и чувства. Главный герой зачастую положительным персонажем не являлся — так, главное действующее лицо романа «Двойная страховка» — Уолтер Несс (в экранизации Нефф) — преступник и убийца. Джеймс Кейн, автор книги, входил в группу авторов «нуарных» романов; помимо него ими являлись также Рэймонд Чандлер (он сыграл небольшую роль в экранизации «Двойной страховки»), Корнелл Вулрич, Дэшилл Хэммет. Поставленная по роману последнего картина «Мальтийский сокол» вышла в 1941 году и обрела статус классического film-noire, а главный герой в исполнении Хэмфри Богарта — детектив Сэм Спейд — воплотил на экране образ детектива, которым вдохновлялись создатели последующих криминальных лент.
Роман Жан-Поля Сартра «Тошнота», опубликованный в 1938 году, имел ряд качеств, которые будут присущи и нуару: пессимистичные и наполненные экзистенциальной философией монологи Антуана Рокантена отражали меланхоличные взгляды лирического героя, по мнению которого «События тоже текут мимо: откуда ни возьмись появляются люди, что-то говорят, потом уходят, и ты барахтаешься в историях без начала и конца — свидетель из тебя был бы никудышный». К слову, изначально произведение имело название «Меланхолия».
«Мальтийский сокол», 1941
Из ситуации послевоенных мировых кризисов, общей обстановки упадка у представителей американской культуры сложилось «темное мировоззрение», которое, сначала, нашло выражение на бумаге, а затем – в кинематографе. Эмоциональным и творческим ответом на мировую нестабильность и глобальным референсом для американского нуара стал немецкий экспрессионизм. Обилие крупных планов, изломанные линии света на плёнке, контрастное освещение, резко очерчивающие пространство кадра тени – такими были «Кабинет доктора Калигари» Вильгельма Мурнау и картины Фрица Ланга – «М», «Метрополис». Последний уехал в Америку и снял несколько фильмов в «чёрной» стилистике – «Министерство страха», «Улица греха».
В кинематографе нуар стал популярен в 40-50-х годах прошлого века. Интересно, что автор вышеупомянутой «Двойной страховки», а также другой легендарной нуар-ленты «Бульвар Сансет» – Билли Уайлдер – также, как и Фриц Ланг, уехал из Европы в Америку. Он был одним из первых авторов, игнорировавших рамки и клише нуара. Дон Бирнэм – главный персонаж ленты «Потерянный уикэнд» Уайлдера – не гангстер и не убийца, а в сюжете нет обольстительных femme fatale. Фильм можно охарактеризовать как психологическую драму падения человека вследствие нарциссического поведения и алкогольной зависимости.
«Последний уик-энд», 1945
Нео-нуар начал формироваться в конце 60-х — начале 70-х годов: как и в прошлом, новый стиль появился в контексте противостояния США и Вьетнама, покушения на Кеннеди и отмены «кодекса Хейса». Отсутствие уверенности в настоящем и определённости в будущем сыграло на настроениях людей и кинематографистов, которые росли на нуаре.
«Долгое прощание» Роберта Олтмена (1973 г.) демонстрирует зрителю старомодного и болтливого частного детектива в исполнении Эллиотта Гулда, который кажется диковинкой в для реалий 70-х. Его саркастичные фразы подчёркивают пародийное направление фильма, которое высмеивает клише нуар-фильмов. Основанная на романе классического нуарного писателя Рэймонда Чандлера, картина играет со штампами, и, например, вместо постоянной дождливой ночи переносит действо в яркий и солнечный Лос-Анджелес. Так, начало истории скорее является шаржем, чем серьёзной завязкой — Филипп Марлоу (так зовут главного героя) пытается покормить своего кота, но тот отказывается и убегает из дома. Данная манера повествования и атмосфера ленты радикально отличаются от классических нуаров, в которых, к тому же, отсутствовали полуголые девушки-хиппи.
Постараемся обнаружить отличия в формах нуара и нео-нуара на примере картины 1974 года «Китайский квартал» Романа Полански. Тёмные городские закоулки заменили пальмовые улицы Лос-Анжелеса. Есть в фильме циничный главный герой — детектив Джек Гиттес в исполнении Джека Николсона — и роковая красотка Эвелин (Фэй Данауэй). Черты классического нуара обыгрываются режиссёром в ярких красках Америки; начальные титры ленты и её место действия отсылают к довоенному времени, навевая ту самую старую, аутентичную «чёрную» атмосферу. Фильм был одним из первых, наряду с «Долгим прощанием», сюжет которого отсылал к нуару как к сформировавшемуся явлению прошлого. Один из актёров ленты, Джон Хьюстон — режиссёр «Мальтийского сокола» и нуара 1950-го года «Асфальтовые джунгли». Совпадение? Конечно.
«Китайский квартал», 1974
«Жар тела» 1981 года вводит зрителя в атмосферу эротического триллера со всеми признаками нуара — молодой адвокат Нед (Уильям Хёрт) случайно знакомится с красоткой Мэтти (Кэтлин Тёрнер) и вступает в опасную игру, завязанную на сексуальных отношениях и убийстве. Сюжет ленты напоминает классическую «Двойную страховку», и помимо джазового саундтрека, придающего экранному действию атмосферу нуарного лоска, картина, также, содержит визуальный ряд «низкого ключа» (ночные сцены, подчёркнуто тёмное изображение) с обилием красного цвета — ассоциирующегося с опасностью и страстью. В это время становятся популярны эротические триллеры с женщиной-вамп в качестве антагониста; в 1991 году обретает славу «Основной инстинкт», по сюжету которого персонаж Майкла Дугласа спускается по нисходящей из-за хитрой и подчеркнуто сексуализированной главной героини в исполнении Шэрон Стоун.
Страсть к «чёрным» фильмам прошлого проявляется и в вычурной, усиленной стилизации: её можно обнаружить в ленте «Секреты Лос-Анжелеса», которая рассказывает классическую нуарную историю и передаёт дух былого жанра, а также в экранизации серии комиксов «Город грехов» от Роберта Родригеса. Постмодернистская игра с нуаром ведется с использованием карикатурных персонажей, и, в случае Родригеса, чёрного абсурдного юмора. Экспрессионистский стиль и сейчас вдохновляет многих авторов: Николас Виндинг Рефн в последних работах («Драйв», «Только бог простит», «Слишком стар, чтобы умереть молодым») смешивает элементы нуара с электронным ретро-саундтреком.
«Жар тела», 1981
Отход в сторону от стандартных гангстерских историй к более широким (психологическим, политическим, сексуальным, постмодернистским) проблемам — переходный период для нуара. Если ранее нуар являлся всё-таки чем-то вроде жанра — со своими условностями и обязательными «правилами игры», то в итоге его стали определять стилеобразующие элементы, которые могут использоваться и в научной фантастике («Бегущий по лезвию»), и в мультфильмах («Кто подставил кролика Роджера?»). Персонажи нео-нуарных историй могут терпеть неудачи вследствие своей принципиальности, либо же полностью переходить на сторону зла («Таксист» Мартина Скорсезе), что было невозможно в наивном и консервативном «старом Голливуде». Стали популярны пародии. Объясняется это переходом от одной культурной эпохи к другой.
Редактор: Лена Черезова
Олег Прекраснов
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Почему нео-нуар может стать жанром десятилетия
За последние несколько лет жанр фильмов нео-нуар стал заметно более заметным. Хотя фильмы в стиле нуар постоянно снимаются в современную эпоху кинопроизводства, есть более популярные студии, перенимающие этот стиль с более широкой привлекательностью. Многие фильмы Marvel, а также произведения в их расширенной вселенной переняли этот стиль. И не только это, но и возросшее стремление к жанру возродило старые фильмы, такие как «Бегущий по лезвию » и создали на них еще больший спрос. Жанр нео-нуар нашел благодатную почву в сегодняшнем сильно насыщенном мире фильмов о супергероях. В основном потому, что нуарные фильмы вращаются вокруг одного детектива, пытающегося разгадать тайну. Обычно этого сыщика изображают антигероем, что делает его еще более популярным в современной культуре. «Нео» в жанре «нуар» — довольно простая адаптация, поскольку фильм-нуар опирается на три или четыре легко воспроизводимых тропа, чтобы отнести его к жанру. А современные стили кино делают фильмы еще более захватывающими. Возьмите обычного детектива с жаждой справедливости и наделите его сверхспособностями. Или возьмите тайну, которую он должен разгадать, и создайте ее в мире киберпанка с огромной корпорацией в качестве антагониста. Нынешняя экосистема популярных фильмов взывает к справедливости и суровому детективу, который ей служит.
Что такое фильм нуар?
Paramount Pictures
Нуарные фильмы впервые стали популярными в Соединенных Штатах в 1940-х и 1950-х годах. Поскольку Вторая мировая война только что закончилась, в фильмах обычно снимался бывший военный, который стал полицейским после возвращения домой с войны. Популярные детективные истории начинались как радиопрограммы, а затем по мере развития культуры перебрасывались на телевидение и в кино. Некоторые примеры включают Dragnet , The Green Hornet и Dick Tracy . Все они вращались вокруг детектива, раскрывающего тайну, и содержали элементы насилия, которые делали сериалы темами для взрослых того времени.
В ту эпоху в фильмах начали использоваться определенные компоненты, которые сегодня стали так узнаваемы. Фильм-нуар обычно вращается вокруг одного главного героя, который является детективом или частным сыщиком. Иногда у них есть помощники, но, как и у всех помощников, они не обязательны. Детектив обычно довольно груб или неприятен, либо с посттравматическим синдромом из-за войны, либо просто с плохими манерами. Это дает им парадигму антигероя. Как правило, они подавлены обществом или своим полицейским участком, но все равно продолжают раскрывать дело. И это дело обычно конспиративное; либо у кого-то из их подразделения есть причина помешать раскрытию дела, либо в этом замешан кто-то из правительства. В любом случае, воняет до самого верха!
Связанный: Лучшие нео-нуарные фильмы 1980-х годов
Еще одним тропом, который стал популярным в этом жанре, была роковая женщина. В девяти случаях из десяти детектив влюбится в красивую женщину, которая в конечном итоге предаст его. Это было в новинку для 50-х, так как сильные женские персонажи были редкостью в Голливуде в то время. Еще более редким было то, как персонажи использовали свою сексуальность в качестве оружия, чтобы победить ничего не подозревающего мужчину. Некоторые примеры включают Филлис Дитрихсон (Барбра Ставик) в Двойная компенсация , Норма Десмонд (Глория Суонсон) в Бульвар Сансет и Бриджит О’Шонесси (Мэри Астор) в Мальтийский сокол .
Так что же такое нео-нуар?
Warner Bros.
Нео-нуар возник, когда оригинальный стиль нуара начал подвергаться влиянию других жанров (французская новая волна, киберпанк) и превратил фильмы в оригинальные произведения с легким оттенком нуара. Они отличаются в основном из-за того, как широкий спектр новых поджанров адаптировал оригинальный стиль, а также из-за того, что современные эффекты накладываются на старые образы. Существенным изменением, которое в большинстве своем неузнаваемо в сегодняшних фильмах, являются быстрые остроумные диалоги, которые использовались в старых фильмах (см.0003 Драгнет ). Хотя этот элемент все еще можно увидеть в некоторых местах ( Город грехов ), персонажи сегодня звучат более естественно.
В то время как суровый детектив держится крепко, содержание фильмов стало темнее. Существует большая потребность в большем количестве насилия или психологической травмы для персонажей. Особенно теперь, когда ограничений на содержание фильма меньше, сцены могут стать более графическими. Раньше существовал так называемый Кодекс кинопроизводства или «Кодекс Хейса», который требовал, чтобы фильмы придерживались строгих моральных принципов. Были запрещены неопределенно сексуальное содержание, беспричинное насилие, и, что особенно важно, злодей фильма должен был понести последствия за свои действия. В настоящее время плохой парень может уйти, а фильмы могут иметь более мрачные концовки, как в Семь . Хотя технически плохой парень не уйдет, он, возможно, «победит».
Связанный: Трейлер «Американской ночи»: картина Энди Уорхола спровоцировала нео-нуарную войну в мире искусства
Тем не менее нео-нуарные фильмы можно узнать по их ощущению. В них используется то же высококонтрастное освещение, что и в старых фильмах, и обычно они мрачно знакомы этому жанру. Мэтта Рива «Бэтмен » использует этот дизайн, а тени играют значительную роль в фильме. Джон Уик мог бы попасть в эту категорию, если бы еще не существовало жанра для фильмов о буйстве. «Бегущий по лезвию » и «Бегущий по лезвию 2049 » — отличные примеры фильмов в стиле нео-нуар. Они применяют новую эстетику к явно нуарной истории, а современные технологии кинопроизводства, необходимые для создания научно-фантастического фильма, во многом влияют на стиль.
Marvel’s Jessica Jones также представляет собой освежающий взгляд на этот жанр, взяв за основу классический детективный антигеройский сюжет, но сосредоточившись на женщине, которая лишь недавно обнаружила, что обладает сверхспособностями. 9«0003 Аллея кошмаров » была номинирована на «Оскар», а « Джон Уик 4 » выходит в следующем году. Поскольку производство таких фильмов и телешоу не замедляется, спрос на нео-нуар обязательно будет выше.
Лучший нуар для тех, кто хочет окунуться в жанр
Автор
Эрнесто Валенсуэла
Давай помрачнеем!
С наступлением ноября наступает и давняя традиция Noirvember . Используется как время, чтобы оценить жанр фильма нуар, стиль фильма, наполненный пессимизмом, криминалом и резкими контрастами, чтобы соответствовать настроению его персонажей и историй. За прошедшие годы было снято много нуарных фильмов, и этот список призван указать на некоторые из наиболее важных моментов, которые может предложить этот жанр. В этом списке вы найдете как традиционный нуар того времени, когда стиль кинопроизводства был впервые создан, так и несколько более современных примеров, которые берут то, что было раньше, и придают этому свой собственный оттенок. Несмотря на разницу поколений в некоторых из этих фильмов, все они по-прежнему имеют схожие истории с пессимистическими взглядами на условия жизни человека.
Мальтийский сокол (1941)
Изображение предоставлено Warner Bros. На самом деле, это один из первых фильмов этого жанра, который действительно помог закрепить множество правил, структуры и эстетики, принятых во многих других фильмах. На самом деле, режиссер Джон Хьюстон создал проект нуарного фильма и представил то, что многие другие фильмы в этом списке в конечном итоге использовали или формировали в соответствии со своим собственным видением. Вслед за детективом Сэмом Спейдом ( Хамфри Богарт ), расследуя смерть своего напарника, Спейд оказывается окутан паутиной преступлений и обмана, когда он сам и группа ярких персонажей ищут бесценный артефакт: мальтийского сокола.
С его мрачными углами камеры и освещением, The Maltese Falcon делает себя незаменимым при просмотре нуара. Наряду с сомнительным и порой морально неоднозначным детективом Спейдом в роли главного героя и соблазнительной роковой женщины в Рут Уандерли ( Мэри Астор ), «Мальтийский сокол» удается не только быть пионером жанра фильма, но и золотым стандартом в его структуре повествования и производстве. Каждый кадр кажется клаустрофобным, с разными настройками камеры для разных персонажей. Одним интересным аспектом жанра нуар является тот факт, что большую часть времени в фильмах наблюдается их суровый тон и установка до самого конца. К тому времени, когда вы закончите смотреть Мальтийский сокол, , вы будете в восторге от мрачной истории и персонажей, сломленных жадностью и насилием.
Третий человек (1949)
Изображение через Selznick Releasing Organization
Третий человек — еще один нуарный фильм 40-х годов, в котором основное внимание уделяется писателю бульварных книг Холли Мартину ( Джозеф Коттен ), когда он посещает Вену вскоре после Мира. Вторая война. Тем не менее, город не такой, каким кажется, поскольку Холли оказывается втянутой в заговор с целью убийства, когда его друг, которого он навещает, Гарри ( Орсон Уэллс ) погибает в результате побега. По мере того, как стены медленно начинают приближаться к нему, Холли пытается раскрыть правду о «третьем человеке» на месте преступления. Всего Кэрол Рид « Третий человек » — почти идеальный фильм-нуар. Сложный сюжет и мрачные персонажи привлекут внимание с самого начала. Обстановка послевоенной Вены добавляет таинственности, которая находится за пределами понимания зрителя. Если вы ищете все атрибуты нуарного фильма, обратите внимание на « Третий человек». Это важное зрелище, которое показывает, как реализовать каждый аспект нуара с жестокой точностью. Фильм является отражением того времени, когда он был снят после жестоких ужасов последней мировой войны, когда романтика кино была заменена на более мрачную и захудалую историю. Это тип истории, которую вы можете найти в запутанных, темных и захватывающих Третий мужчина.
Brick (2006)
Изображение через Focus Features
Более нетрадиционный фильм в этом списке, Brick , по-прежнему такой нуар, какой только может быть. Автор сценария и режиссер Райан Джонсон. (его режиссерский дебют). -Подруга. Что делает Brick интригующим как фильм-нуар, так это обстановка средней школы, поскольку история фильма — это нуар насквозь, но с раскраской средней школы. Сценарий Джонсона острый и остроумный, с интересным жаргоном, используемым в фильме, который является почти собственным языком. Субтитры почти необходимы для просмотра такого динамичного и умного фильма, как этот. Брендан — типичный герой нуара, одиночка в своей школе, на самом деле не принадлежащий ни к какой клике. Вместо этого он погружается в темный преступный мир своей школы, чтобы перевернуть все, из-за чего была убита его бывшая девушка. Джонсон берет скудный бюджет, чтобы снять фильм-нуар, в который вложено много сердца. Хотя он и не такой унылый или забитый, как другие фильмы в этом списке, Brick идеально подходит для просмотра нуара из-за уникальной обстановки, которая является свидетельством силы фильма нуар и его способности адаптироваться к различным фонам.
Бульвар Сансет (1950)
Изображение через Paramount
Режиссер Билли Уайлдер считается одним из пионеров жанра нуар. Это не последний его фильм, который вы увидите в этом списке. Его мастерство в создании фильмов нуар не похоже ни на одно из других режиссеров. Это никогда не становится более очевидным, чем в его, пожалуй, самом культовом фильме «9».0078 Бульвар Сансет . Основная тема «будьте осторожны со своими желаниями» действительно укрепляет себя, показывая темную сторону Голливуда. Гламур и трагедия фильма идут рука об руку. Повествование и структура фильма блестящие. Из вступительного повествования (мертвого) сценариста Джо Гиллиса ( Уильям Холден ), в котором рассказывается о событиях, приведших к его смерти, мы погружаемся в его мучительные отношения с бывшей звездой Нормой Десмонд ().0078 Глория Суонсон ), чтобы узнать, что привело к его падению. Предостерегающая история также является язвительным комментарием о Голливуде и его звездной системе того времени. Даже сейчас его навязчивое сообщение несколько своевременно. Шедевр Уайлдера наполнен блестящими диалогами и чрезвычайно привлекательными персонажами.
Шоссе в никуда (1997)
Изображение с October Films
Если вы хотите погрузиться в некоторые из самых нетрадиционных уголков жанра нуар, обратите внимание на этот триповый нео-нуар от режиссера 9.0078 Дэвид Линч . Этот фильм, действие которого происходит в Лос-Анджелесе, рассказывает историю саксофониста Фреда Мэдисона ( Билл Пуллман ), который по неизвестным ему и зрителю причинам оказывается в камере смертников. Затем, без объяснения причин, он превращается в совершенно другого персонажа по имени Пит Дейтон ( Бальтазар Гетти ), который живет совсем другой жизнью, чем Фред. Этот нео-нуар определенно самый странный в списке по сравнению с другими нуарами здесь. В то время как большинство нуарных фильмов могут иметь сложные сюжеты и мотивацию персонажей, Lost Highway — это совершенно другой уровень причудливости. С двойным повествованием этих двух разных персонажей, Lost Highway представляет собой нео-нуарный фильм, рассказывающий поучительную историю о ядовитой мужественности. В основном ночной мир Lost Highway похож на сон и радикально отличается от нуарных фильмов, хотя он, безусловно, соответствует работам Линча.
Чайнатаун (1974)
Изображение через Paramount
«Забудь об этом, Джейк. Это Чайнатаун». Показывая одну из самых знаковых линий в кино, Чайнатаун наполнен инновационным и смелым повествованием. Нуар Романа Полански считается одним из величайших когда-либо созданных в этом жанре. В главной роли Джек Николсон в роли Джейка Гиттиса, частного сыщика, который берется за, казалось бы, простое дело о неверности, которое превращается в более крупное дело, связанное с обманом, коррупцией и таинственной роковой женщиной миссис Малрэй ( Фэй Данауэй ). Фильм красиво снят и содержит один из лучших саундтреков к нуарному фильму, а музыку написали Джерри Голдсмит . Этот фильм-нуар освещает захудалую изнанку Лос-Анджелеса и уделяет время формированию гордого и упрямого главного героя Джека Гиттиса. В одной из лучших ролей Николсона стремление этого антигероя раскрыть заговор, стоящий за миссис Малрэй и секретами ее семьи, наносит ему большой физический и эмоциональный ущерб (постарайтесь не отводить взгляд, когда Полански, играя головореза, отрезает Гиттесу нос). Роковая женщина Данауэя также является одной из лучших, что может предложить жанр нуар. Ее химия с Николсоном невероятна и делает финал фильма еще сильнее. В конце концов, Гитти и его повязка на носу навсегда останутся культовым изображением фильма нуар, и не зря.
Двойное возмещение (1944)
Изображение через Paramount
Двойное возмещение — еще одна классика Уайлдера, которая берет нуар и продвигает его еще дальше, оставаясь влиятельным фильмом на долгие годы. Этот нуар обязателен к просмотру из-за его творческой структуры и зажигательной игры актеров. Уайлдер мастерски управляет своей режиссурой, создавая историю о мошенничестве со страховкой, которая, несмотря на несколько низкие ставки, все же пронзает зрителя и имеет под собой зловещий тон, который показывает истинную жестокость человечества. В фильме Фред МакМюррей в роли страхового агента и Барбра Стэнвик в роли вызывающей домохозяйки, которая соблазняет его совершить «идеальное преступление». Двойная компенсация имеет своих персонажей, поддающихся своим самым низким желаниям, это мрачный фильм, соответствующий кинематографической композиции. Моральное разложение в фильме — яркое свидетельство мастерства Уайлдера в рассказывании историй. Визуальный и тональный стиль фильма источает то, что ожидается от нуарных фильмов. Актерский состав, операторская работа, сценарий и монтаж — все это вместе создает невероятную запись в жанре нуар. В целом, паранойя сюжета фильма хорошо сочетается с резкими диалогами и мрачными образами.
Thief (1981)
Изображение с сайта United Artists
Последняя запись в этом списке — фильм в стиле нео-нуар, полнометражный режиссерский дебют Майкла Манна. Вор остается одной из его самых сильных работ благодаря интимной, напряженной и интуитивной истории. Фильм рассказывает историю похитителя драгоценностей и медвежатника Фрэнка (, Джеймс Каан, ), человека, который находится на перепутье в своей жизни после долгой истории преступлений и насилия. Фрэнк, который оказывается обремененным своим занятием по взлому сейфов теперь, когда он находится под агрессивным новым руководством, хочет пробиться из этого ради чего-то лучшего. Этот чикагский набор в стиле нео-нуар носит на рукаве его влияние и жанр. Суровый городской пейзаж и красивая кинематография рассказывают эту криминальную историю с чувством чутья, что делает фильм одним из самых ярких нуарных фильмов в этом списке. Манн действительно погружает аудиторию в состояние Фрэнка, показывая его конфликт со своей профессией и тот факт, что он хочет большего от своей жизни. Всего 9«0003 Вор » — невероятный нео-нуар, глубоко погружающийся в процесс демонстрируемых преступлений и психику главного героя, который заканчивается на мрачной ноте, отличающей его от других криминальных фильмов 80-х.