Разное

Шпалеры это что: Шпалеры | это… Что такое Шпалеры?

Как смотреть шпалеры • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

История, Искусство

Какую тайну скрывает «Дама с единорогом»? Как связан Чарльз Диккенс с гобеленом из Байё? И почему в конце XIX века прерафаэлит Уильям Моррис решил изучать традиции средневекового ткачества? Рассказываем о том, что такое шпалеры и как их понимать

Подготовила Дильшат Харман

Ковер, шпалера, гобелен — чем отличаются эти понятия? Ковер — любое тканое изделие, которое вешают на стену или стелют на пол или на стол. Шпалера — безворсовый ковер, который висит на стене. Гобелен — шпалера, произведен­ная на так называемой мануфактуре Гобеленов, основанной в 1443 году Жаном и Филибером Гобеленами. Таким образом, любой гобе­лен — ковер, но не всякий ковер — гобелен. Шелковые или шерстяные настенные ковры, очень дорогие и сложные в производстве, начиная с древ­них времен подчеркивали богатство и высокий статус своего владельца — будь то церковная или государственная власть, вельможа или купец. Кроме того, настенные панно украшали стены соборов, дворцов, замков, ратушей и просто домов, радуя глаз и делая помещение теплее. Рассказываем о пяти выдающихся шпалерах разных эпох и советуем отправиться на выставку  «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде In Artibus. 

1Ковер Гестии

Ковер Гестии. VI век Dumbarton Oaks Research Library and Collection

Ручное ткачество было известно уже в VII тысячелетии до нашей эры. Самым древним из известных нам ворсовых ковров считается найденный на Алтае Пазырыкский ковер: он датируется V веком до нашей эры. По сравнению с ним ковер Гестии, созданный в VI веке в Египте, кажется довольно новым.

В это время в Египте жили греки, а также евреи, сирийцы, копты и другие народы, находившиеся под влиянием греческой культуры и знавшие грече­ский: неслу­чайно все надписи на шерстяном панно выполнены на этом языке. В центре изображена богиня домашнего очага: под изображением видна подпись «Гестия, подательница благосло­вений». В руках у богини гранат — символ этих благословений. Ее головной убор и серьги тоже в форме граната. Рядом с Гестией — две служанки и шесть ангелов, которые держат в руках диски со словами «радость», «много вкусной еды и питья», «процве­тание», «богатство», «благословение», «добродетель». 

К моменту создания ковра христианство уже давно было официальной религией Византийской империи, однако старых богов никто не забыл. Видимо, ковер Гестии был подарком, который первые владельцы повесили на стену в своем доме наподобие иконы. Такие тканые иконы были и у христиан — например, ковры Богоматери и двенадцати апостолов, созданные в том же VI веке в Египте.

2Байенский гобелен

1 / 5

Начальный фрагмент гобелена из Байё. XI векMusée de la Tapisserie de Bayeux

2 / 5

Фрагмент гобелена из Байё. XI векMusée de la Tapisserie de Bayeux

3 / 5

Фрагмент гобелена из Байё. XI векMusée de la Tapisserie de Bayeux

4 / 5

Фрагмент гобелена из Байё. XI векMusée de la Tapisserie de Bayeux

5 / 5

Фрагмент гобелена из Байё. XI векMusée de la Tapisserie de Bayeux

На самом деле эта вышивка на льняном полотне, которую иногда называют Байенским гобеленом, не является ни ковром, ни шпалерой, ни тем более гобеленом. Тем не менее традиционно она называется именно так и исполь­зуется в качестве настенного украшения. Вышивка эта необычайно длинная — почти 70 метров в длину (а в ширину чуть больше 50 см). На протяженном тканом фризе разворачи­вается рассказ о завоевании норманнами Англии в 1066–1072 годах. Всего на панно изображено 70 сцен, в которых участвуют 623 человека, причем если в централь­ной части полотна происходят серьез­ные военные события, то наверху и внизу гобелен из Байё украшен фигурками животных, птиц и забавных человечков.

Очевидно, что такое монументальное произведение могло быть создано только по заказу богатого и владетельного патрона, однако его имя до сих пор неиз­вестно исследователям. По одной версии, это коро­лева Матильда (ок. 1031 — 1083) — жена Вильгельма I Завоевателя, по другой — епископ Байё Одо (ок. 1036 — 1097), сподвижник Вильгельма. Неясно и то, где было выполнено панно — в Англии или во Франции — и для какого помещения оно предназна­чалось. 

В 1729 году бенедиктинский ученый Бернар де Монфокон опубликовал в своем многотомном труде «Памятники французской монархии, составляющие историю Франции» первое научное описание вышивки, ежегодно выставляв­шейся в местном соборе.

В начале XIX века панно конфисковали французы: в качестве пропаганды наполеоновского плана по вторжению в Англию гобелен решили повесить в Лувре. Но плану так и не суждено было сбыться. Панно вернулось в Байё и было вывешено в городской ратуше, где в 1867 году его могли видеть многие туристы, в том числе и Чарльз Диккенс. Впрочем, знаменитый английский писатель не был впечатлен и назвал вышивку любительской и очень слабой работой. Сегодня гобелен демонстрируется в специально созданном для него Музее гобелена Байё и считается одним из главных образцов норманнского романского искусства. Вышивка сохранилась практически целиком, и это, безусловно, чудо.

3«Дама с единорогом»

1 / 6

Шпалера «Осязание» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

2 / 6

Шпалера «Слух» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

3 / 6

Шпалера «Зрение» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

4 / 6

Шпалера «Запах» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

5 / 6

Шпалера «Вкус» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

6 / 6

Шпалера «По моему единственному желанию» из серии «Дама с единорогом». Конец XV векаMusée de Cluny

В эпоху позднего Средневековья шпалерное искусство расцвело. В конце XV — XVI веке центром производства стала Фландрия. Именно там по картонам  Картон — эскиз будущего ковра в натуральную величину. французских художников был создан этот цикл из шести шпалер с однотон­ным фоном, усеянным цветами. Такой вид ковров с изобра­жением множества цветов и фигурок людей, зверей и птиц на синем или темно-розовом фоне называется мильфлеры — от французского mille-fleurs («тысяча цветов»). 

Пять шпалер цикла посвящены пяти чувствам: зрению, слуху, осязанию, вкусу и запаху. На шестой — загадочная надпись «À mon seul désir», то есть «По мое­му единственному желанию». На каждой шпалере присутствует дама, по обе стороны от нее — лев и единорог. Благодаря гербам, изображенным на шпа­лере, удалось установить, что заказчиком цикла был Антуан II Ле Вист, вель­можа, служивший трем французским королям — Карлу VIII, Людовику XII и Франциску I. Что происходило со шпалерами между XVI и XIX веком, мы не знаем, но известно, что в 1841 году главный инспектор исторических памятников Франции и по совместительству известный писатель Проспер Мериме обнаружил их в замке Буссак в довольно плачевном состоянии. Однако ни ему, ни Жорж Санд, описавшей эти шпалеры в романе «Жанна», не удалось ничего сделать для спасения таписсерии, которая продолжала покрываться плесенью на влажных стенах старого замка. Только в 1863 году удалось перевезти цикл в Париж и начать реставрацию. 

Изящные шпалеры обыгрывают известный на протяжении всего Средневе­ковья сюжет о том, что дикого единорога может укротить только девствен­ница, к которой он приходит сам и послушно кладет голову на колени. И единорог, и лев предстают здесь почти домашними, прирученными животными. Так и человек должен приручить свои страсти и победить в себе животное начало. «Дама с единорогом» — ярчайшее произведение искусства XV века. Его адресатами были не клирики и не широкая публика, но придвор­ные, погруженные в светскую жизнь, полную загадок, головоломок и намеков. Неслучайно исследователи до сих пор не могут разгадать смысл шестого панно со странной надписью. Возможно, имелось в виду шестое чувство понимания, о котором говорил в своих проповедях богослов Жан Жерсон (1363–1429), или отрицание страстей, к которым приводят все чувства на пяти других панелях. Кроме того, неясно, снимает дама ожерелье или надевает его, отдается страстям или отвергает их, а ведь от этого зависит символическое значение панно.

4«Жизнь Людовика XIV»

1 / 5

Шарль Лебрён. Коронация Людовика XIV. Гобелен из серии «История короля». 1671 годCollection du Mobilier national

2 / 5

Шарль Лебрён. Людовик XIV посещает мануфактуру Гобеленов. Гобелен из серии «История короля». 1673 годPlace d’Armes Château de Versailles

3 / 5

Шарль Лебрён. Строительство Дома инвалидов. Гобелен из серии «История короля». 1674 годGrand Palais Château de Versailles

4 / 5

Шарль Лебрён. Поражение испанской армии у канала Брюгге. Гобелен из серии «История короля». 1675 годGalerie Deroyan

5 / 5

Шарль Лебрён. Взятие города Лилля. Гобелен из серии «История короля». 1676 годCollection du Mobilier national

В XVII веке центр производства шпалер переместился из Фландрии во Францию. В 1662 году была основана мануфактура гобеленов в Париже: одним из основных заказчиков был сам король Людовик XIV. Особенно популярные были ковры, изображающие мифологические, аллегорические и исторические сцены, пышные и яркие. Они отвечали как общему направ­лению искусства барокко, так и настроениям, царившим при французском дворе того времени.

В какой-то момент министр финансов Жан-Батист Кольбер, среди прочего известный благодаря роману Александра Дюма «Виконт де Бражелон», и художник Шарль Лебрён, также бывший директором мануфактуры Гобе­ленов, решили запечатлеть на шпалерах события из жизни не Константина или Карла Великого, а ныне здравствующего монарха. Так появился цикл из 14 шпалер, известный под общим названием «История короля». Цикл начинается «Коронацией Людовика XIV», а заканчивается осадой города Доль. Впрочем, на панно изображены на только военные и дипломати­ческие события: одна из шпалер запечатлела посещение Людовиком мануфактуры Гобеленов в Париже 15 октября 1667 года. 

Дата визита выбрана не случайно: именно в 1667 году мануфактура братьев Гобелен была преобразована Кольбером в Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели. Там производились не только шпалеры, но и самые разные предметы роскоши, которые поставлялись ко двору и были недоступны рядовым францу­зам. Включив в цикл сюжет с посещением королем ману­фактуры, авторы сделали производство шпалер частью истории Франции.

На шпалерах этого цикла главные сцены помещены в пышные цветочные бордюры, похожие на рамы у картин. В эпоху классицизма среди живописных жанров и видов искусства выстраивается определенная иерархия: историческая живопись выше натюрморта, а архитектура важнее, чем декоративно-приклад­ное искусство. Поэтому шпалеры все больше напоминают картины — более ценные, чем образцы декоративно-прикладного искусства. 

5Уильям Моррис. «Поклонение волхвов»

Шпалера «Поклонение волхвов» фирмы William Morris & Co. 1890 год Государственный Эрмитаж

Уильям Моррис, автор картона к этому гобелену, был одним из самых ярких прерафаэлитов  Движение прерафаэлитов — направление в английской поэзии и живописи второй половины XIX века. В 1848 году художники Данте Россетти, Джон Эверетт Милле и Xолман Хант основали «Братство прерафаэлитов». Целью членов общества была борьба с условностями Викториан­ской эпохи, академическими традициями и бессмыслен­­ным подражанием классическим образцам.. Художник, поэт, основатель издательства Kelmscott Press и сооснователь знаменитого «Движения искусств и ремесел», Моррис сделал все возможное и невозможное, чтобы возродить искусство средне­вековой таписсерии. 

Мальчик из богатой эссекской семьи (его отец занимался финансами), в 1852 году он отправился учиться в Оксфорд. Там он познакомился с Эдвардом Бёрном-Джонсом, Джоном Рёскином и другими энтузиастами средневековой истории и искусства. Вскоре, вместо того чтобы делать академическую карьеру, он стал изучать секреты ручного ткачества, мешать краски для пряжи, рисовать орнаменты и картоны для шпалер осно­ванной им фирмы Morris, Marshall, Faulkner & Co.

В 1886 году Джон Лайтфут, ректор Эксетер-колледжа в Оксфорде, предложил своим бывшим студентам Уильяму Моррису и Эдварду Бёрну-Джонсу создать эскизы для шпалеры, которая украсит капеллу колледжа. Те с радостью согла­сились, и в 1887 году Бёрн-Джонс написал акварельный эскиз под названием «Вифлеемская звезда». По эскизу был сделан картон в натуральную величину. Моррис и Джон Дирл изменили некоторые цветовые сочетания и пририсовали цветы и детали фона, после чего к работе приступили три ткача. В 1890 году шпалера была окончена, но Лайтфут к тому моменту уже умер.

Моррис восхищался средневековыми шпалерами, и его «Поклонение волхвов» стало декларацией возрождения средневекового ремесла, утраченного в про­цессе технической революции. После первого заказа для Эксетер-колледжа в мастерской Морриса было выткано девять повторений шпалеры. Среди заказчиков были английский поэт Уилфрид Блант, Университет Манчестера, Итон-колледж, Музей искусства и ремесла Гамбурга. Шпалера, которую сегодня можно увидеть на выставке в Эрмитаже, была заказана в 1902 году коллекционером Сергеем Щукиным и до 1917 года находилась в его москов­ском особняке. В 1940-х годах, после закрытия Музея нового западного искусства, она поступила в Эрмитаж.

Сюжет поклонения волхвов часто встречается в позднеготическом шпалерном ткачестве. Как и шпалеры, созданные в период позднего Средневековья, работа Морриса и Бёрна-Джонса полна символов. Мы видим Иосифа, который встре­чает волхвов. У его ног лежит топор — символ его профессии, профессии плот­ника. Рядом Дева Мария с младенцем и архангел Гавриил в одежде, вытканной золотыми и серебря­ными нитями. Эта ткань очень похожа на европейские ткани XIV века, изображаю­щие крылатых сфинксов в сиянии распростертых крыльев.

Вот волхвы. Каспар в просторных одеждах, намекающих на его восточное происхождение. Рыцарь Мельхиор — европеец среднего возраста, чей образ напоминает о Крестовых походах. Африканец Бальтазар в капюшоне, край которого украшен вышивкой с изображением срубленной ветви, пустившей ростки (символ успения и воскрешения). Вокруг фигур — множество других символических изображений. Розовый куст за спиной Иосифа и щеглы на ветвях символизируют Деву Марию. Под ногами у героев ковер из цветов: анемоны означают страдание, красные капельки на них — кровь Христа и мучеников, пострадавших за веру. Календула — афродизиак, тюльпаны — бренность земной красоты, голубой нарцисс — чистота и величие Девы Марии, фиалка и ирис — также символы Богоматери, красная гвоздика — кровь Христа и символ отваги. В центре у ног архангела мы видим корону в окружении цветов: это предсказа­ние и намек на то, что в будущем Мария вознесется на небо и будет коронована. 

Arzamas благодарит Татьяну Лехович за помощь в подготовке материала.

Источники

  • Bremer-David C. Woven Gold: Tapestries of Louis XIV.

    Los Angeles, 2015.

  • Einhorn J. W. Das Einhorn als Sinnzeichen des Todes: die Parabel vom Mann im Abgrund.

    Berlin; New York, 1972.

  • Fairclough O., Leary E. Textiles by William Morris and Morris & Co. 1861–1940.

    London, 1981.

  • Friedlander P. Documents of Dying Paganism. Textiles of Late Antiquity in Washington.

    University of California Press, 1945.

  • Hicks C.  The Bayeux Tapestry. The Life Story of a Masterpiece.

    London, 2011.

  • Monsour M. «The Lady with the Unicorn».

    Gazette Des Beaux Arts. 141. 1999.

  • Nordenfalk C. The Five Senses in Late Medieval and Renaissance Art.

    Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 48. 1985.

  • Tyler W. R. Fragments of an Early Christian Tapestry.

    Bulletin of the Fogg Art Museum. Vol. 9. № 1. 1939.

Теги

Шпаргалка
Путеводитель

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Мем дня

О дружбе

Визуальный стих дня

Анна Альчук и узоры из букв

«Монти Пайтон» дня

О французском кино

Архив

Антропология, История

Анна Поливанова: «Я не хочу идти в туман, не имея возможности рационально оценивать свое творчество»

О «пуританских добродетелях», прямой дороге к Декарту и чуде творения в языке

О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Императорское искусство: шпалерное ткачество Санкт-Петербурга

Мастера Санкт-Петербургской шпалерной мануфактуры создавали настоящие тканные шедевры, большинство из которых сегодня хранится в коллекции Эрмитажа.

От гобелена до шпалеры

Шпалера – невероятно изысканный и трудоемкий вид декоративно-прикладного искусства. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет ее как «тканый ковер ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шелком воспроизведена картина более или менее известного художника». Многим привычнее называть этот стенной односторонний безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией гобеленом. Однако, на самом деле гобеленами специалисты считают только те ковры, которые были изготовлены на расположенной во Франции Королевской мануфактуре Гобеленов, а шпалера – это более широкое понятие. Ткут подобные изделия вручную перекрестным переплетением нитей, пропуская уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань.

Техника изготовления шпалер ведет свою историю со времен Древнего Египта и Китая, Древней Греции и Древнего Рима. Затем это искусство было возрождено в Средневековой Европе, а в Россию оно пришло на эпоху Петра I. Шпалеры выполнялись из шерсти, шелка, в них вводились золотые или серебряные нити. Ручное ткачество было и остается очень сложным и дорогостоящим, ведь один мастер может выполнить за год лишь до полутора квадратных метров шпалеры. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются уже и синтетические и искусственные волокна, в меньшей степени применяются натуральные материалы.

Петровская эпоха

Путешествуя по Европе, Петр I обратил внимание на великолепные настенные ковры, украшающие дома состоятельных особ. Впечатлившись их красотой и роскошным исполнением, император принял решение о создании в Санкт-Петербурге шпалерной мануфактуры. Для этого из Франции в Россию были приглашены мастера Королевской мануфактуры Гобеленов, с которыми были заключены пятилетние контракты. В том числе в 1717 году в Санкт-Петербург прибыл француз Филипп Бегагль, ставший первым директором Санкт-Петербургской мануфактуры и сыгравший значительную роль в российском шпалерном искусстве. К 1720 году под его руководством русскими мастерами была создана серия шпалер, одна из которых была посвящена Полтавской битве и по сей день хранится в Эрмитаже.

Несмотря на сложные условия работы – были большие трудности с материалами и инструментами, ткани и нити приходилось очень долго ждать из-за рубежа, учителям постоянно задерживали жалование и они уезжали обратно во Францию – начала формироваться талантливая команда российских ткачей. Готовые изделия подписывали только иностранные мастера, но архивы сохранили и имена прекрасных русских художников  Ивана Кобылякова, Филата Кадышева, Михайло Ахманова, Сергея Климова, чьими руками созданы многие знаменитые шпалеры. Работа мастеров по производству шпалер распределялась очень строго. Одни ткали цветы и архитектурные мотивы, другие – лица и фигуры. В зависимости от трудоемкости работы распределялась и оплата.

Упадок и новый взлет шпалерной мануфактуры

С 1741 года при мануфактуре была создана школа рисования и мастерская начала готовить собственных художников-картоньеров (картоном назывался образец, по которому мастер изготавливал шпалеру), учитывавших технологические особенности ткачества. Но, несмотря на все старания привить западную культуру в России, шпалерное производство не очень успешно приживалось, ковры плохо раскупались. Новый взлет шпалерной мануфактуры в России пришелся на середину XVIII века. В 1755 году мастерская получила заказ от императрицы Елизаветы Петровны на производство шпалер в Зимний дворец, но к этому времени не осталось ни ткачей, ни художников, ни красильщиков, и пришлось все начинать заново. В Париже вновь завербовали мастеров, в ученики к которым были отправлены солдатские дети. Так начался расцвет российского шпалерного ткачества.

Во времена правления Екатерины II в мастерской работало уже 150 русских мастеров, обучавшихся за счет государства. Для производства закупались только высококачественные заграничные шерсть и шелк. Вскоре на мануфактуру стали поступать не только царские, но и частные заказы. За период с 1732 по 1746 г. было выткано пятьдесят семь шпалер по исторической тематике, 23 шпалеры и декоративно-орнаментальные композиции общей мерою 1555 кв. аршин и 211 вершков. До начала XIX века мануфактура переживала свой расцвет, она производила не только шпалеры, но и обои, и обивку для мебели. Для составления эскизов ковров использовали иностранных художников, поскольку заказов было так много, что отечественные живописцы не справлялись с объемом.

О том, что выполненные в Петербурге серии шпалер украшали интерьеры императорских дворцов, пишут «Санкт-Петербургские ведомости» за 1737 год. В описании убранства Зимнего дворца Анны Иоанновны сообщается, что «…большой саль преизрядными на брюссельский манер здесь деланными шпалерами обит был». Однако до наших дней сохранился лишь ансамбль шпалер Ассамблейного зала в Монплезире в Петергофе.

То, насколько со временем улучшилось мастерство ткачей, можно проследить по выполненной мануфактурой в 1758 году шпалере «Лебеди», украшающей столовую Зимнего дворца. Она является репликой с ранее изготовленного ковра, хранящегося в Оружейной палате. Но и цветовое решение, и композиционное несравненно усовершенствовались. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на пышное обрамление из трельяжной решетки с четырехлепестковыми розетками, причудливых завитков – рокайлей, гирлянд плодов и цветов.

От барокко и рококо до классицизма и ампира

Изменения в европейской моде коснулись и русских шпалерных мастеров. На смену барокко пришло рококо и новый стиль воплощали в шпалерах такие искусные художники как Григорий Ежиков, Сергей Климов, Авраам Артемьев, Захар Максимов и Клим Крылов. Кроме пейзажных и исторических тем мастера брались и за портреты царствующих особ и лиц, к ним приближенных. Известны портреты Петра I по картине А. Матвеева, портрет великого князя Николая Павловича по портрету О. А. Кипренского, портрет Екатерины II по картине Ф. Рокотова. С 70-х годов XVIII столетия в шпалерном ткачестве стало ощущаться влияние классицизма, а затем ампира с сюжетами из античной мифологии.

В 1820-е годы директором мануфактуры был назначен профессор В.К. Шебуев, под руководством которого были созданы шпалеры с сюжетами из русской истории и ряд шпалер с изображениями событий Отечественной войны 1812 года.

Коллекция Эрмитажа

В 20-х годах XIX века спрос на продукцию мануфактуры вновь падает и она совсем перестает приносить доход. Начиная с 1827 года убыточность производства возрастала и в 1858 году мануфактура перестала существовать. Сегодня шедевры Санкт-Петербургской мануфактуры, за всю свою историю произведшей 205 шпалер, стали очень ценными музейными экспонатами. К сожалению, многие работы сгорели во времена войн и революций, часть была распродана и раздарена в качестве дипломатических даров. Сегодня в музеях России хранится чуть более ста шпалер отечественного производства, около половины из них — в коллекции Эрмитажа.

Гобелен Определение и значение — Merriam-Webster

коснуться·​es·​попробовать

ˈta-pə-strē

1

а

: тяжелая двусторонняя ткань ручного плетения, используемая для драпировок, штор и обивки мебели и характеризующаяся сложным рисунком

б

: необратимая имитация гобелена, используемая в основном для обивки мебели

с

: вышивка на холсте, напоминающем тканый гобелен

игольный гобелен

2

: нечто похожее на гобелен (по сложности или богатству рисунка)

богатый гобелен природы

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете

Когда из этого гобелена выдернута хотя бы одна нить, вся система может распутаться.

— Стефани Фельдштейн, Scientific American , 4 мая 2023 г.

Среди этого гобелен израильских музеев — это Музей исламского искусства, открывшийся в 1974 году.

— Ферн Рейсс, Smithsonian Magazine , 14 апреля 2023 г.

На другом фото они сидят за столом, покрытым серебряными мисками, улыбаются друг другу, а на заднем плане висит старинный гобелен .

— Эме Луткин, ELLE , 9 апреля 2023 г.

Нежная стена гобелены демонстрируют узоры местных виноградников, отражающие знаменитое наследие города по производству шелка.

— Джеймс Барретт, Men’s Health , 6 апреля 2023 г.

Маленький салон Роскошные от пола до потолка гобелены заполняют комнату, вызывая у зрителя чувство трепета, как при взгляде на сказку.

BostonGlobe.com , 29 марта 2023 г.

В монастыре по-прежнему проживает горстка монахинь Клариссин, ордена, посвященного жертвоприношениям и духовности, члены которого живут без отопления и обуви. В монастыре есть удивительно красивые мирские блага, в том числе комплект знаменитой Евхаристии 9.0037 гобелены работы фламандского художника Питера Пауля Рубенса.

— Эндрю Феррен, New York Times , 16 февраля 2023 г.

Фолуэлл и ее коллеги обнаружили, что змеиные клиторы содержат 90 037 гобеленов из 90 038 кровеносных сосудов и нервных окончаний, намекая на то, что органы могут наполняться кровью и чувствовать.

— Кэтрин Дж. Ву, The Atlantic , 13 декабря 2022 г.

Не имея хороших документальных свидетельств, Шифф строит свою книгу из приятных гобелен происшествий и умозаключений.

— Адам Гопник, The New Yorker , 24 октября 2022 г.

Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «гобелен». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Среднеанглийское, модификация англо-французского tapicerie , от tapit, tapis ковер, подвесной, от греческого tapētion , уменьшительное от tapēt-, tapēs ковер

Первое известное использование

9 0088 15 век, в смысле определено в смысле 1a

Путешественник во времени

Первое известное использование гобелена был
в 15 веке

Посмотреть другие слова из того же века
гобелен

гобелен

гобеленовый жук

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер

«Гобелен». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/tapestry. По состоянию на 30 июня 2023 г.

Ссылка на копию

Детское определение

Гобелен

существительное

коснуться·​es·​попробовать

ˈtap-ə-strē

: тяжелая ткань с вытканными рисунками или рисунками, используемая в основном в качестве настенной драпировки

гобелен

-strēd

прилагательное

Еще от Merriam-Webster о гобелене

Тезаурус: Все синонимы и антонимы к слову гобелен

Английский: Перевод гобелена для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод гобелена для говорящих на арабском языке

Britannica. com: Энциклопедическая статья о ленте стр

Последнее обновление:

— Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Определение того, что такое ткачество гобеленов

Эстонские танцовщицы (фрагмент) — Вероника Коллинз

 

Гобелен – один из старейших видов тканого текстиля. Используемые методы остаются неизменными на протяжении веков. Остатки гобеленов, сотканных в Древнем Египте, датируются 3000 г. до н.э.

В Средневековье мастерские ткачей разрабатывали и ткали великолепные красочные гобелены для богатых клиентов. В эпоху Возрождения художникам, таким как Рафаэль, было поручено создавать мультфильмы для студий для копирования, что давало ткачам меньше свободы интерпретации. Сохранившиеся гобелены тех времен все еще можно увидеть, хотя они иногда выглядят довольно скучно и преимущественно бежевого, синего и красного цветов. Это связано с тем, что яркие желтые, зеленые, пурпурные и коричневые цвета исчезли по мере исчезновения используемых красителей.

Сегодня в ткачестве гобеленов преобладают отдельные ткачи, создающие свои собственные проекты, хотя несколько мастерских, где ткут большие гобелены из мультфильмов художников, все еще существуют. Традиционные волокна (шерсть, шелк и лен) продолжают использоваться вместе с хлопком и другими более современными материалами.

 

 

Что отличает тканый гобелен?

 

Тканые гобелены создаются путем взаимодействия основы и утка. Основа образует «основу» ткани, по которой плетется уток. Тканый гобелен обычно соответствует следующим критериям:

  • Гобелены сотканы вручную на ткацком станке. Гобеленовые ткацкие станки бывают вертикальными (высокая деформация) или горизонтальными (низкая деформация).
  • Конструкция образована нитями утка (горизонтальными), которые плотно уложены так, чтобы перекрыть нити основы (вертикальные). Нити основы обычно полностью закрыты, поэтому не играют никакой роли в дизайне. Это известно как «уточная облицовка».
  • Каждый цвет утка работает только в своей части рисунка, поэтому в любой момент времени на ходу может быть много разных уток. В отличие от других видов плетения, уток редко проходит по всей ширине изделия. Это известно как «прерывистый уток», как показано на диаграмме.
  • Гобелены обычно вешают на стену (хотя также можно изготовить коврики, наволочки и трехмерные инсталляции).

Чем не тканый гобелен?

Тонкие тканые гобелены изготавливаются долго, поэтому они долгое время были редкими и дорогими. Возможно, из-за этого термин «гобелен» использовался для обозначения других методов изготовления живописного текстиля и настенных ковров, часто напоминающих тканый гобелен, но по гораздо более низкой цене.

Общие примеры:

Что это:

Спинки стульев, ширмы, подушки и т. д., в том числе продаваемые в виде комплектов

Вышивка, холст, шерсть (рисунок наносится тушью на холст или аналогичную ткань, затем вышивается иглой для создания узоров и рисунков)

«Гобелен» из Байе XI века, «Гобелен» квакеров (завершен в 1989 г.) и «Великий гобелен» Шотландии (завершен в 2013 г.)

Все это вышитые гобелены

Жаккардовые ткани (например, «гобелены» Грейсона Перри), которые часто полностью контролируются компьютером, являются спорным вопросом для ткачей гобеленов. Есть много разных мнений о том, можно ли их считать ткаными гобеленами или нет.

Они не могут быть сотканы вручную (хотя некоторые жаккардовые станки позволяют пользователю бросать челнок вручную). В частности, они не соответствуют ключевым критериям, традиционно используемым при определении тканых гобеленов, в особенности «уточная облицовка» и «прерывистый уток».

Крупногабаритные гобелены и инсталляции, изготовленные различными мастерами по волокну

Может быть комбинацией любого/всех (не гобеленовых) плетений, нанизывания, вязания узлов, валяния и вышивки

 

Вышивка или канва

 

Жаккардовое плетение

 

Валлийское двойное плетение

 

Вышивка крючком

Изображения и работы Клэр Бакли

Как распознать гобелен ткачество

На любом гобелене вы увидите характерные линии гребней, где нити утка проходят над нитями основы. Это говорит о том, что это настоящий тканый гобелен. Во время ткачества, а иногда и после завершения и подвешивания, эти линии гребней проходят вертикально от верха к низу гобелена — см. Основа по утку внизу слева.

Но линии гребней могут проходить горизонтально — см. Лес (фрагмент) ниже середины. Это связано с тем, что гобелены, особенно большие, часто плетут так, чтобы основы при подвешивании были горизонтальными. Это лучше распределяет вес гобелена и предотвращает соскальзывание уток по основе со временем (как это произошло с гобеленом «Христос во славе» в соборе Ковентри). При таком подвешивании дизайн должен быть сплетен сбоку.

Основа над утком — Джули Дэвис

Лес (фрагмент) — Марианна Меле

Лес — Марианна Меле

   

Где посмотреть гобелены в Великобритании

Вот несколько мест, где можно увидеть гобелены, но есть и много других:

Музей Виктории и Альберта, Лондон

Британская библиотека, Лондон

Хэмптон-Корт Palace, Surrey

Галерея Уильяма Морриса, Walthamstow

Osterley House, Middlesex

Художественная галерея Whitworth, University of Manchester

Хардвик-холл, Дербишир

Бирмингемский музей и художественная галерея, Бирмингем

Соборы Ковентри, Ковентри

Гобеленовая студия в Вест-Дин-колледже, Чичестер

Ноул-Хаус, Кент

Блик Линг Холл, Норфолк

Аббатство Форд, Дорсет

Montacute House, Somerset

Tyntesfield House, Somerset

Cotehele, Cornwall

Powis Castle, Уэльс

Anglesey Abbey, Cambridgeshire

Национальный музей Шотландии, Эдинбург

Dovecot Studios, Эдинбург

Собор Глазго, Глазго

Коллекция Баррелла, Глазго

Фолклендский дворец, Купар

Замок Стерлинг (семь недавно сотканных гобеленов «Единорог» на основе оригиналов начала 1 500 с)

 


Информация на этой странице доступна в формате pdf Что такое ткачество гобеленов?

Вы можете посмотреть онлайн-галереи прошлых выставок BTG на нашем веб-сайте BTG Woven Art.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *