Разное

Шпалеры это: Шпалеры | это… Что такое Шпалеры?

Зарождение шпалерного качества

Слово «шпалера» происходит от итальянского слова «spalliera». В эпоху Возрождения оно означало «спинка кровати», «спинка скамьи», «настенное украшение за мебелью». Этимология слова «шпалера» от настенного украшения до стенного ковра без ворса отражает сложную историю этого монументального и благородного вида прикладного искусства.

Вставка-медальон с изображением бога Нила. Египет. IV в. Лен, шерсть, переплетение,
гобеленовая техника, летающая игла. 29 × 29,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. ИГ-884, I.1.а 5822

В старых русских — и не только — текстах встречается термин «араццо» — «arazzo» — измененное на итальянский лад название французского города Арраса (Arras) на севере Франции, который был крупным центром производства и торговли стенными коврами в Средневековье. Во многих европейских языках термины, обозначающие шпалеры, то есть безворсовые стенные ковры, являются синонимами понятия «стенные обои» или «стенные панели». Балансируя между утилитарной функцией — материала для декора стен — и своей высокой ценностью произведения искусства особой репрезентативности, шпалерная техника ткачества сопровождает человечество как минимум со времени самых ранних цивилизаций.


Фрагмент изделия из узорной ткани с пришитой на угол плетеной тесьмой. IX — начало
VIII в. до н. э. Раннескифское время. Саяно-Алтай, Республика Тыва (Тува), курган Аржан.
Шерсть, полотняное переплетение, уточный репс. 11 × 8,5 см. Государственный Эрмитаж. Инв. 2878/163


Чепрак из белого войлока, крытый шерстяной тканью. Пазырыкские курганы. IV–III в. до
н. э. Горный Алтай. Шерсть, волочение, шпалерное ткачество. 235 × 60 см (без кистей).
Государственный Эрмитаж. Инв. № 1687-100


Шпалера — стенной ковер, вытканный из шерсти с добавлением шелка, а также в зависимости от региона и периода — льна, хлопка и серебряных и позолоченных нитей, украшенный узорами и сюжетными изображениями, эволюционировал от толстой шерстяной ткани, которая служила для разграничения внутренних помещений и утепления стен. Они были известны уже в ранней античности, описание техники ткачества на станке неоднократно встречается у Гомера:

Жило в пространном дворце пятьдесят рукодельных невольниц:
Рожь золотую мололи одни жерновами ручными, Нити сучили другие и ткали, сидя за станками Рядом, подобные листьям трепещущим тополя; ткани ж Были так плотны, что в них не впивалось и тонкое масло. Сколь феакийские мужи отличны в правлении были Быстрых своих кораблей на морях, столь отличны их жены Были в тканье: их богиня Афина сама научила…

Гомер. Одиссея. Песнь VII, 100-110

Технику шпалерного ткачества знали и активно использовали в Древнем Египте, Древних Греции и Риме. Широко известны коптские ткани, вытканные в шпалерной технике из очень тонких шерстяных и шелковых нитей. Самые ранние образцы шпалерного ткачества хранятся в Государственном Эрмитаже, например фрагмент шерстяной ткани IX–VIII веков до н.э. из раскопок в Туве или попона из Пазырыка на Алтае, сшитая из пурпурной ткани, вытканной в шпалерной технике в V веке до н. э. Через Римскую империю и затем Византию античное шпалерное ткачество пришло в европейскую средневековую культуру. Отдельным центром распространения шпалерного ткачества стали северные европейские страны, в которых было развито производство шерсти. Сегодня известны примеры средневековых стенных ковров, вытканных в Германии и Скандинавии в XII–XIII веках. На Востоке шпалерное ткачество широко известно и используется до сих пор для изготовления напольных ковров, однако здесь эту технику называют «килимное ткачество».

техника

шпалерного качества

Шпалеры ткут на ручных станках, которые по своему типу делятся на горизонтальные и вертикальные. На горизонтальных станках, которые в большей степени были распространены во Фландрии, шпалера обращена к ткачу изнаночной стороной, в результате чего готовый ковер получался в зеркальном отражении к картону. Художнику нужно было учитывать эту особенность еще на этапе эскиза.


Работа ткача за горизонтальным ткацким станком. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert. Tapisserie des Goblins. Inter-Livres.
2002. PL. XV


Горизонтальные станки в ткацкой мастерской мануфактуры Гобеленов. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert. Tapissier. Tapisserie des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL.1


Горизонтальный ткацкий станок. Воспр. по: L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert. Tapisserie
des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL. VII–VIII


Современный горизонтальный ткацкий станок на мануфактуре Гобеленов. © 2004 David Monniaux. Лицензия:
https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/deed.en


Вертикальный станок позволял ткать шпалеру с лицевой стороны, что давало более широкие возможности в нюансировке, но значительно замедляло работу. Такие станки охотно использовали на мануфактуре Гобеленов в Париже и Императорской шпалерной мануфактуре в Петербурге.


Вертикальный ткацкий станок. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert. Tapissier.
Tapisserie des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL. VII


Вертикальные станки в ткацкой мастерской мануфактуры Гобеленов. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert.
Tapissier. Tapisserie des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL.1


Работа ткача за вертикальным станком. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert.
Tapissier. Tapisserie des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL. XI


Работа ткача за вертикальным станком. Воспр. по:
L’Encyclopédie Diderot & d’Alembert.
Tapissier. Tapisserie des Goblins. Inter-Livres. 2002. PL. IX


Производство шпалер — это коллективное ремесло, в котором было занято множество специалистов, и каждый на определенном этапе выполнял свою функцию.

Рубенс, Питер Пауль, Мастерская; Теодор ван Тюльден.
Охота Мелеагра и Аталанты (Калидонская охота).
Картон для шпалеры
Середина 1630-х гг. Хертогенбос, Нидерланды.
Бумага, наклеенная на холст, масло. 346 × 646 см.
Государственный Эрмитаж. Инв. ГЭ 9647

Работа над шпалерой всегда начиналась с эскиза художника. Хороший художник — гарантия красивого и технологически правильного рисунка. Эскиз после согласования и утверждения заказчиком переводили в модель — картину, а с нее изготавливали картон — эскиз будущего ковра в натуральную величину. В разные времена для картона использовали различные техники. В Средние века картон рисовали чернилами на льняной ткани, затем к ним добавились водяные и масляные краски, примерно с XVI века картоны делали на больших листах бумаги, которые для прочности клеили на холст. Картон применялся на станке для исполнения с него ковра, его располагали под нитями основы, и ткач в своей работе следовал контурам и цветовым градациям. Часто на картоне номерами помечали области того или иного цвета.


Монах – красильщик шерсти. Страница из книги “Hausbuch der Landauerschen
Zwölfbrüderstiftung” Band 1. Нюрнберг, Фонд дома двенадцати братьев Ландауэрше, 1511–1706 гг. Пергамент, лист 13.
29,5 х 20,5 см. Источник: https://hausbuecher.nuernberg.de/75-Amb-2-279-13-r/data

После того, как были подготовлены и спрядены нити, наступала очередь красильщиков, которые окрашивали нити в заданные оттенки. Увеличение количества цветов, так же как и использование золоченых и серебряных нитей, значительно удорожало будущий ковер. За соблюдением технологии крашения строго следили гильдии шерстянщиков.

Веласкес Диего. «Пряхи». Холст, масло, 1655–1660. Музей Прадо,
Мадрид. 220 × 289 см.
Инв. № Р 001173. Источник: К.М. Малицкая. Музей Прадо.
Мадрид. М.: Изобразительное искусство, 1971. Ил. 31

Самый длительный период работы был у ткачей. Обычно над одним ковром трудились несколько мастеров. Скорость работы зависела от плотности основы и, соответственно, от количества узлов на 1 кв. см. В среднем один ткач мог выткать примерно от 0,5 до 1 кв. м ковра за год. В зависимости от сложности рисунка и количества цветов работа над одной крупной шпалерой могла продолжаться на протяжении нескольких лет.

У ткачей была своя специализация. Самыми высокооплачиваемыми были мастера, ткавшие лица, руки и фигуры. Были мастера, которые делали только пейзажи или орнаментальные бордюры. Ремесло, как правило, предавалось по наследству, обучение начиналось уже в детстве. В шпалерных центрах складывались целые династии ткачей, что способствовало оттачиванию мастерства.

Золотой век шпалерного ткачества

ЮЖНЫЕ НИДЕРЛАНДЫ В XVI ВЕКЕ

На натянутой основе из шерсти или льна по расположенному снизу картону изображения ткали шерстяной или шелковой пряжей и металлическими нитями. Для шпалерного ткачества использовали нить из шерсти специальной породы длинношерстных овец: такие нити не имеют ворсистости и позволяют создавать гладкую поверхность. По основе ткач мог выполнить проходы маленькими челноками, на которых были намотаны нити разных цветов, варьируя способы переплетения утка и основы, направления узлов, стыковки участков различных цветов. Количество узлов, а, следовательно, и тонкость рисунка, зависела от плотности основы, которая колебалась в Европе от 4 до 12 нитей основы на 1 см.


Шпалера «Аполлон и знаки зодиака». Из серии «Времена года. Гротески». Середина XVI в.
Брюссель, Южные Нидерланды. Шерсть, шелк, золотные нити, шпалерное ткачество. 394 × 585 см.
Государственный Эрмитаж. Инв. Т 15623

Во Фландрии очень строго регламентировалось качество материалов, шерстяных и шелковых нитей, красителей, что обусловило прекрасное состояние шпалер, сохранившихся до наших дней. Наряду с Брюсселем на протяжении XVI века крупными фламандскими шпалерными центрами стали города Антверпен, Брюгге, Ауденарде, Ангиен. С первой половины XVI столетия во Фландрии работал целый ряд крупных мастеров, владельцев мастерских, таких как семья Гёбель, Питер ван Алст, Паннемакер, ван ден Хекке и другие.

В начале XVI века в Европе сформировался обширный рынок шпалер, и мастерским потребовалась защита их авторских прав. В Брюсселе в 1528 году специальным указом было введено правило маркировать шпалеры маркой города — «BB» (Брюссель — Брабант). С 1544-го требование ткать марку распространилось на все Нидерланды.

Сикстинская Капелла. 2010 г. Источник: Raphael’s tapestries. The grotesques of Leo X.
Lorraine Karafel. Yele university press. New Haven and London. 2016. Ил. 117

В 1515 году Рафаэль и его ученики по заказу папы римского Льва X написали серию картонов для шпалер «Деяния апостолов». Восемь шпалер предназначалось для украшения Сикстинской капеллы, они были исполнены в Брюсселе в мастерской Питера ван Алста под наблюдением Бернара ван Орлея. Картоны Рафаэля очень отличались от фламандских шпалер того времени. Объемно трактованные фигуры уже не заполняли всю поверхность ковра, а располагались на фоне пейзажей с хорошо переданным пространством. Только широкие бордюры придавали им сходство со стенным ковром. Эти шпалеры оказали огромное влияние на все шпалерное ткачество XVI века.

Шпалера «Явление Мадонны». Из серии «Легенда о Саблонской Мадонне». 1518 г. Южные Нидерланды.
Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 346 × 538 см. Государственный Эрмитаж. Инв. Т 2976

Переход от готики к Возрождению в шпалерном ткачестве происходил постепенно. Фламандские художники приезжали учиться в Италию, а затем возвращались на родину с новыми умениями. Одним из лучших мастеров эпохи Ренессанса в шпалерном ткачестве был Бернар ван Орлей (между 1487 и 1491–1541). Талант, интерес к монументальным композициям, знакомство с работами итальянских художников и особенно с творчеством Рафаэля помогли ему найти новые пути для развития фламандских шпалер, не отказываясь от бытовавших традиций. Шпалеры середины и второй половины XVI века постепенно сближались с живописью, хотя средневековые каноны все еще сохранялись до конца столетия, что придавало стенным коврам декоративность, отличающую их от фресок.

Ткацкая марка города и герцогства (Брюссель — Брабант). Монограмма ткацкой
мастерской. Фрагменты шпалеры «Триумф Помпея». ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. II.2.д135

Один из крупнейших заказов на фламандские шпалеры в XVI веке был сделан для польского короля Сигизмунда II Августа. Несколько серий шпалер на ветхозаветные сюжеты были заказаны для Вавельского замка, они использовались во время бракосочетания короля в 1553 году. Авторство картонов серии приписывается Михилю Кокси, фламандскому художнику, работавшему при дворах Маргариты Пармской и Филиппа II. Знакомство Кокси во время его пребывания в Италии в 1529–1539 годах с итальянским искусством эпохи Возрождения и в особенности с работами Микеланджело, Рафаэля и Себастьяно дель Пьомбо повлияло на характер композиции и трактовку изображенных персонажей.

Зал Сената. Вавельский замок в Кракове. © 2020 Ken Eckert. Источник:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Senator%27s_Hall,_Wawel_Castle,_Krakow.jpg
Лицензия: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/deed.en


Мастерские Фландрии в XVII веке

После гражданской войны 1560–1570-х годов и массовой эмиграции ведущих шпалерных мастеров Нидерланды не утратили и даже сумели восстановить в начале XVII века прежние объемы своего шпалерного производства, таким образом сохранив славу фламандских шпалер. В стенных коврах конца XVI — XVII века прослеживается влияние стиля барокко, что сказывалось не только на их композиции, но и характере бордюров.


Шпалера «Фетида, принимающая доспехи Ахилла от Гефеста». Из серии «История
Ахилла». 1630-е – 1653 гг. Фландрия, Брюссель, Мастерская Яна Раеса, по картонам Питера
Пауля Рубенса, 1630–1635 гг. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 410 × 455 см.
Государственный Эрмитаж. Инв. Т 16734

Огромное влияние на фламандское и вообще европейское шпалерное ткачество оказал Петер Пауль Рубенс, который вместе со своей мастерской выполнял картоны для шпалер. Помимо Рубенса, картоны для шпалер создавал Якоб Йорданс, а также художники их круга. Нередко с одного и того же картона в разное время изготавливали ковры разные мастерские, так как картоны перепродавались на протяжении нескольких десятилетий. Рубенс создал свой узнаваемый стиль в шпалерном ткачестве, для которого характерны крупные фигуры, занимающие почти всю поверхность ковра, как будто едва умещающиеся в тесных рамках бордюров, экспрессия и движение, живописность красок. В эпоху барокко бордюры стали широкими, с крупными изображениями плодов и аллегорических мотивов, сочетающихся с основным сюжетом.

Шпалера «Музыка». Из серии «Семь свободных искусств». Вторая половина XVII в.
Брюгге, Фландрия. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 384 × 467 см. Государственный Эрмитаж. Инв. Т 2947

Самые крупные брюссельские мастерские XVII века принадлежали старинным семьям Лейнерс, ван ден Хекке, Рэс. В этот же период прекрасные мастерские, соперничавшие с брюссельскими, работали в Антверпене, Ауденарде, Брюгге. Они также стремились заказывать картоны лучшим художникам своего времени.

Шпалера «Тит, отпускающий Беренису». Из серии «История Тита и Веспасиана». Конец
XVII – начало XVIII в. Брюссель, Фландрия. Мастерская Герарда Пееманса. Шерсть, шелк,
шпалерное ткачество. 376 × 263 см. Государственный Эрмитаж. Инв. Т 2942

Сюжеты шпалер XVII века в целом соответствовали вкусам и художественным принципам эпохи барокко: это мифологические и религиозные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, истории знаменитых полководцев, грандиозные батальные сцены и триумфальные шествия победителей. Одновременно с коврами на возвышенные сюжеты мастерские Фландрии выпускали пейзажные шпалеры-вердюры для украшения частных интерьеров. Свое название вердюры получили от французского слова «verdure» — «зелень», «листва». Основное их содержание — зеленые пейзажи с фигурами животных и птиц на переднем плане, архитектурных построек в глубине, иногда в композицию вводились небольшие фигурки пастухов и охотников или сцены из истории или мифологии, что вместе создавало так называемый «сад удовольствий» (Jardin du plaisire).

В конце XVII века в шпалерное ткачество пришли сюжеты из повседневной жизни простых людей, которые ранее невозможно было представить в столь возвышенном виде художественного ремесла. Композиции небольших картин Давида Тенирса Младшего переводились в картоны для полноразмерных шпалер, которые получили большое признание на европейском рынке в конце XVII — начале XVIII века.


Шпалера «Деревенская пирушка». Вторая четверть XVIII в. Фландрия, Брюссель.
Мастерская Петера ван ден Хекке (ум. 1752), Петера (1712-1763) или Яна Франса ван дер
Борхта (1720-1765). По картону Яна ван Орлея (?) (1665-1735). Шерсть, шелк; шпалерное
ткачество. 324 × 435 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. II2д-9


В XVII столетии утвердилась тенденция к международному обмену в области производства шпалер. Картоны фламандца Рубенса использовались парижскими мастерскими, фламандцы, в свою очередь, ткали шпалеры по картонам француза Шарля Лебрена, первого живописца короля Людовика XIV и директора мануфактуры Гобеленов. В течение XVII века фламандских ткачей приглашали в другие страны для организации шпалерных производств, поскольку они были носителями лучших традиций ремесла. В первой половине XVII века Фландрия оставалась лидером в производстве стенных ковров, однако вместе с тем в это время стали появляться и другие шпалерные центры, способные составить ей достойную конкуренцию.


Шпалера «Алфея, сжигающая головню». Из серии «История Мелеагра». 1672–1673 гг.
Брюссель, Фландрия, мастерская Яна Лейнерса (1630–1686). Шерсть, шелк, шпалерное
ткачество. 400 × 257 см. Государственный Эрмитаж. Инв. Т 2971

Королевская мануфактура

Гобеленов

В начале XVII века французский король Генрих IV пригласил из Нидерландов ткачей для организации шпалерных мастерских в Париже. Картоны для этих мастерских заказывали лучшим французским художникам. Самая крупная мастерская была организована фламандцами Шарлем Комансом и Рафаэлем де ла Планше в предместье Парижа Сен-Жермен. Для этой мануфактуры по заказу Людовика XIII Рубенс исполнил эскизы картонов серии «История императора Константина», состоящей из 12 шпалер.

Шпалера «Основание Константинополя». Из серии «История императора Константина».
1633–1668 гг. По картонам Питера Пауля Рубенса, Мануфактура Рафаэля де ля Планша.
Париж, Франция. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 343 × 348 см. Государственный
Эрмитаж. Инв. Т 15602



Шпалера «Аполлон и Диана, убивающие детей Ниобеи».
Из серии «История Дианы». Мануфактура Команса и Планша.
Париж, Франция. Первая четверть XVII в.
Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 321 × 450 см.
Государственный Эрмитаж. Инв. Т 2972

В 1662 году в поместье красильщиков шерсти и банкиров Гобеленов была запущена Королевская шпалерная мануфактура, которая сразу начала выпуск стенных ковров наивысшего качества. Успех не был случайностью, поскольку во Франции к этому времени был накоплен значительный опыт и имелись прекрасные специалисты — как ткачи, так и художники. Директором мануфактуры был назначен Шарль Лебрен, первый живописец короля. Поддержка государства способствовала процветанию мануфактуры Гобеленов и немедленному успеху ее продукции. В итоге французские ткачи выиграли конкуренцию у фламандцев, и с этого времени самые лучшие европейские шпалеры ткались во Франции. Первые картоны для мануфактуры делали французские художники, но наравне с этим Гобелены выпускали серии ковров, своего рода вольные копии с фламандских шпалер XVI века. Гобелены часто имеют марку мануфактуры — имя руководителя мастерской и год исполнения.

Статуя Жана-Батиста Кольбера во внутреннем дворе мануфактуры
Гобеленов. Фото: И. Бородин


Главное здание мануфактуры Гобеленов. Фото: И. Бородин


Шпалера «Парнас». Из серии «Ватиканские залы». Копия фрески Рафаэля выполнена Шарлем Дефоре. Картон для гобелена с копии выполнен Жаном-Батистом Монуайе. Королевская шпалерная мануфактура Гобеленов, Мастерская Одрана. 1768-1772 годы. Париж, Франция.
Шерсть, шелк, шпалерное ткачество, 483 × 677 см. Государственный Эрмитаж. Инв. Т 2948.

Надо отметить, что в литературе существует терминологическая путаница в отношении употребления слов «шпалеры» и «гобелены». Важно помнить, что термин «гобелен» подразумевает только шпалеру, вытканную на мануфактуре Гобеленов в Париже.

Гобелен «Въезд Санчо Пансы в Баратарию». Из серии «История Дон Кихота». Сцены в картушах по картонам Шарля Антуана Куапеля 1718–1725 гг. Декоративное обрамление – по картонам Жан-Батиста Блен де Фонтеней, Клода III Одрана и Александра Франсуа Депорта, Мориса Жака – ок. 1763 г.
Королевская шпалерная мануфактура Гобеленов, Париж, Мастерская Одрана, 1772 г. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 394 х 438 см.
СПб ГБУК ГМЗ «Гатчина». Инв. ГДМ КП-2129. ГДМ-93-II

На протяжении всего XVIII века Гобелены выпускали большие серии шпалер: «Стихии», «Музы», «Ватиканские залы», «Новые» и «Старые Индии». В середине столетия выпускались гобелены по картонам Франсуа Буше, оказавшим огромное влияние на европейскую текстильную промышленность. Во второй половине XVIII века в гобеленовом производстве укрепилась тенденция к максимальной имитации масляной живописи. Достижения ткачей и красильщиков привели к тому, что в одной шпалере могли присутствовать сотни оттенков. Это давало почти безграничные возможности для имитации живописной поверхности. Даже бордюры шпалер стали выполнять в виде массивных лепных золоченых рам. Такие шпалеры натягивали на подрамники и вставляли в стенные панели.

Премацци Луиджи. Акварель «Малиновая гостиная». Из серии «Виды интерьеров Гатчинского дворца». 1872 г.
Бумага, картон, акварель, карандаш, белила, кисть. 36,5 × 44,4 см.
СПб ГБУК ГМЗ «Гатчина». Инв. ГДМ КП-12450. ГДМ-490-XI


Гау Эдуард Петрович. Акварель «Тронная Павла I» из серии «Виды интерьеров
Гатчинского дворца», 1878. Бумага, картон, акварель, карандаш, белила, кисть. 29,4х42,9
см. СПб ГБУК ГМЗ «Гатчина». Инв. ГДМ КП-7710. ГДМ-423-XI. №ГК-20907736.


Гобелен «Полосатая лошадь». Из серии «Новые Индии». (Из Верхней Тронной Павла I.)
Париж. Королевская шпалерная мануфактура Гобеленов. 1774 г. Мастерская Нельсона по
картонам Франсуа Депорта 1737–1741 гг. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 373 × 499 см.
СПб ГБУК ГМЗ «Гатчина». Инв. ГДМ КП-2199. ГДМ-169-II


Гобелен «Двое слуг несут вождя». Из серии «Новые Индии». (Из Верхней Тронной Павла I.)
Париж. Королевская шпалерная мануфактура Гобеленов. 1781 г. Мастерская Нельсона по
картонам Франсуа Депорта 1737–1741 гг. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 373 × 499 см.
СПб ГБУК ГМЗ «Гатчина». Инв. ГДМ КП-2200. ГДМ-170-II

Все гобелены поступали в распоряжение королевского двора, поскольку деятельность мануфактуры оплачивалась из средств короля. Часто они служили особыми подарками от имени французской короны. Во время путешествия во Францию великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны Людовик XVI подарил им 20 гобеленов, хранящихся сегодня в коллекции Государственного Эрмитажа, Гатчины и Павловского дворца.

читать дальше


Шпалера в интерьере. Главная.


  

  Шпалера    гобелен
   панно    таписерия

Шпалера в интерьере…
 Готики   Ренессанса   Барокко   Классицизма   18 — 19 вв   20 в   В наши дни

  Искусство ткачества — одно из самых древних на земле. Каждая страна, каждая эпоха вносила свои измененния и в технологию, и в образно-пластическое решение, и в прикладное значение ковров, шпалеры. Нужна ли шпалера в современном интерьере?
  Шпалера по своей природе на протяжении веков теснейшим образом связана с архитектурой и с живописью — монументальной и станковой. Это коренным образом отличает шпалеру от ковра, хотя эти виды искусства сближают идентичность материалов, некоторое сходство технологии, другие черты. Специфика бытования ковра и шпалеры в cpеде и интерьере отражает их функциональное назначение, обусловленное ходом развития культур Востока и Запада: в основном утилитарную функцию ковра и главным образом эстетическую — шпалеры.

  Ковер пришел с Востока и являлся там неотьемлемой частью всего уклада жизни. Он архитектонически организует интерьер, образуя шатер или кибитку, и органически включается в его убранство (настил на пол, завеса на дверь, покрывало, попона, ритуальный предмет и т.д). Даже в европейском доме ковер, будь то тканый безворсовый или узелковый ворсовый, всегда должен был находиться на отведенном ему «прикладном» месте — на полу, на скамье, на столе, редко — на стене.

  Шпалеры же с самого начала приобрели особенность, отличающую их от издавна известных и широко употреблявшихся в европейском быту восточных ковров. С одной стороны, шпалеры, как и ковры, служили для украшения и утепления интерьеров храмов, замков и дворцов знати, а с 17 века — и домов городского патрициата. Владельцы шпалер неохотно расставались с ними даже во время переездов или военных походов, забирая их с собой для украшения походных палаток и шатров. Однако, помимо декоративно-прикладной функции, шпалера приобрела и иное значение, сближающее ее с монументальным искусством.

  Шпалера благодаря высокой одухотворенности изображенных сцен и значительности образов по своему статусу приравнивается к искусству монументальному — стенописи, рельефам. Даже самый краткий экскурс в историю подтверждает это. Достаточно сравнить шпалеры тех эпох, когда это искусство переживало периоды своего расцвета,— готики, Ренессанса, барокко, классицизма.

  Шпалера – это…


 — очарование вашего интерьера:

  сотканное из красивой качественной пряжи полотно шпалеры «смягчит» и украсит поверхность стены; шпалера, любимица европейской знати, помогала придать жилой и уютный вид холодным каменным замкам, воплощала роскошь и величие королевского двора;

 — эксклюзивность:

  ручная авторская работа неповторима, по одному и тому же шаблону изготавливается только один гобелен;

 — древняя традиция и мировое наследие:

  знаменитые западноевропейские королевские гобелены вошли в историю и золотой фонд мировой культуры;

 — актуальная тенденция в декорировании интерьера:

  шпалера необходима при создании интерьера в классическом стиле, в стиле ренессанса и барокко, уместна и в современной эклектике и стиле фьюжн;

 — искусство в вашем доме:

  шпалера – та же картина, только тканная; шаблоны для шпалер рисовали многие знаменитые художники: Рафаэль, Рубенс, Матисс, и не только; а объемные переплетения превращают шпалеру в тканный барельеф;

 — простота ухода:

  достаточно изредка легкими движениями пройтись по шпалере чуть влажной щеткой для одежды или рук;

 — стойкость цвета:

  современная пряжа устойчива к выцветанию.

мильфлер «Жизнь сеньоров»,
Париж, Музей Клюни, кон. 15 — нач. 16 вв
      Интерьер королевского Вавельского замка
в Кракове,сер. 16 в td>


  Выдающийся историк, социолог и этнограф Клод Леви-Строс заметил об искусстве шпалеры:
«Ничто не сможет лучше, чем это искусство, служить одновременно и украшением, и противоядием функциональной и утилитарной архитектуре, к которой мы приговорены. Оно оживляет архитектуру, внедряет плотное и спокойное творение человеческих рук и очарование изобретательного творческого духа, который непрерывно возрождается при помощи новых материалов и старых приемов текстиля,— может быть, самого древнего из всех искусств, предлагаемых нашей цивилизацией».

Если вы не знаете, что такое шпалера, и чем она отличается от гобелена, панно, ковра, то читайте здесь…

  
РАЗДЕЛЫ САЙТА




    
  Галерея  Ссылки
    
  Из истории  Сведения,
   термины
    
  Контакт,
  заказ
  Шпалеры
   автора

 

Гобелены и художественное ткачество в исторической и художественно — исторической литературе.

 Морис Дрюон, «Яд и корона».

   Гобелены, висевшие в опочивальне королевы Клеменции, изображали охотничьи сцены…

  Эдгар А. По, «Метценгерштейн».

   Чем дольше смотрел он, тем больше
поддавался чарам, и, казалось, никогда уже ему не оторвать завороженного
взгляда от гобелена…


 Гобелены и рыцари острова Мальта.
   О былом величии ордена можно составить представление, посетив … Желтый парадный зал, где стены обиты парчой, и Гобеленовый зал…

 Гобелены в Толедо, Испания.
   Во время Праздника Тела Христова дароносицу проносят по старому городу, увешанному в этот день гобеленами…

 Византийское художественное ткачество.
   Константинополь славился производ — ством художественных тканей для декоративного убранства дворцов и храмов…






Trellis Определение и значение — Merriam-Webster

1 из 2

трел · лис

ˈtre-ləs 

1

: каркас из решетчатых конструкций, используемый в качестве экрана или опоры для вьющихся растений

2

: сооружение (например, беседка), в основном из решетчатых конструкций

3

: расположение, которое образует или дает эффект решетки

шпалера переплетающихся ручьев

решетчатый

тр-лəст

прилагательное

Изображение решетки

  • решетки 1

решетка

2 из 2

переходный глагол

1

: обеспечить шпалерой

специально

: тренировать (растение, такое как виноградная лоза) на шпалере

2

: пересекать или переплетать на или через : переплетать

Примеры предложений

Последние примеры в Интернете

Внутри глинобитного ограждения ряды бобов карабкаются по веревке по решеткам , а в сетках, подвешенных к потолку пластикового купола, созревают арбузы.

— Энн Скотт Тайсон, The Christian Science Monitor , 5 июля 2023 г.

Использование решеток для расширения зелени по вертикали добавляет интереса, чтобы компенсировать потерю двора. 02 Мох — это босс В этом доме в Северной Каролине Дэвид Спейн и Кен Гергл из Moss and Stone Gardens в Роли использовали 15 различных видов мха, чтобы создать пышный лесной ландшафт.

— Кэтрин Оуэн, 9 лет.0067 Южная жизнь , 13 июня 2023 г.

Получившиеся в результате ткани — полосатый шелк с цветочным мотивом и цветочный узор решетка , датируемые 17 веком, и хлопковая полоска эпохи Регентства, все в пастельных тонах — привнесут нотку былого гламура в интерьер. интерьер.

— Линдси Трамута Джеймсон Монтгомери Хуан А. Рамирес Элли Питерс Гизела Уильямс Эми Фанг, New York Times , 25 мая 2023 г.

С многоуровневой решетка крыша, пергола обеспечивает достаточную тень.

— Лорен Тейлор, Better Homes & Gardens , 17 мая 2023 г.

Использование шпалер предотвратило потерю в среднем от 4% до 8% урожая голубики при машинной уборке.

— Дэниел Э. Слотник, BostonGlobe.com , 13 мая 2023 г.

Оба типа потребуют поддержки с шпалера или клетка для томатов.

— Аррикка Элин Сансоне, Country Living , 12 мая 2023 г.

Подставки есть, но некоторые из них фокусник спрятал в книжных шкафах от пола до потолка, а другие пропустил через усыпанные глицинией шпалеры .

wsj.com , 1 мая 2023 г.

Он будет построен вокруг фруктового сада и сосредоточен на центральном открытом дворе курорта, а сам фермерский дом будет включать экстерьер 9.0067 шпалеры и соединяющие коридоры, которые предполагают, что он был построен и расширен на протяжении многих поколений.

—Майкл Салерно, , Республика Аризона, , 11 апреля 2023 г.

В доме дизайнера Патрика Принти несколько изогнутых и решетчатых пергол с зеленью создают сказочную дорожку вдоль дома.

— Келли Аллен, Красивый дом , 23 февраля 2023 г.

Там полно интересных дынь, огурцов и кабачков; все растут из лоз и лучше всего растут, когда решетчатые .

— Хизер Арндт Андерсон, 9 лет.0067 Журнал Sunset , 12 апр. 2020 г.

Более 20 взрослых и детей посетили в прошлом месяце экскурсию и одно из простых блюд Томассини в обмен на несколько часов прополки, шпалер или другую работу.

Los Angeles Times , 10 октября 2019 г.

В ресторане, оформленном в морской тематике, подают блюда калифорнийской кухни, авторские коктейли, камин и открытый внутренний дворик с деревянным настилом.0067 решетчатая палуба и площадка для игры в бочче, которая скоро откроется.

— Джессика Ядегаран, The Mercury News , 11 сентября 2019 г.

Дорожки, которые пересекали благоухающий травяной сад за пределами спальни хозяйки и в обширной потажерке, были сделаны из кирпичей, привезенных британцами, которые использовали их в качестве балласта для своих кораблей.

— Хэмиш Боулз, Vogue , 15 августа 2018 г.

Есть ли виды, которые не должны быть решетчатый ?

— Дэн Гилл, NOLA.com , 29 апреля 2018 г.

Менее сильнорослым сортам, таким как многие крупноцветковые гибриды, можно позволить карабкаться по кустам или небольшим деревьям в цветнике (с небольшим руководством) вместо того, чтобы быть на решетке , или даже бродить по земле в качестве почвопокровный.

— Джин Ник, Good Housekeeping , 17 марта 2017 г.

В течение многих лет некоторые фермеры пытались изменить способ выращивания винограда 9Компания 0067 укрепила , чтобы выращивать больше на одной лозе, и вложила средства в новые технологии для автоматизации сбора и обрезки, чтобы снизить трудозатраты.

— Мелани Грейс Уэст, WSJ , 30 апреля 2018 г.

Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «решетка». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Существительное

Среднеанглийское trelis , из англо-французского treleis , из старофранцузского treille arbor , из латинского trichila Summerhouse

Первое известное использование

Существительное

14 век в значении, определенном в смысле 1

Глагол

15 век, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование шпалера была
в 14 веке

Посмотреть другие слова из того же века
треллаж

шпалера

решетчатый шифр

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер

«Трелис». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/trellis. По состоянию на 13 июля 2023 г.

Копия цитирования

Детское определение

решетка

существительное

трел · лис

ˈtrel-əs

: решетчатый каркас, используемый в основном в качестве экрана или опоры для вьющихся растений

решетчатый

ˈtrel-əst

прилагательное

Еще от Merriam-Webster на решетке

Тезаурус: Все синонимы и антонимы к слову trellis

Английский: Перевод trellis для говорящих на испанском языке

Britannica. com: Статья в энциклопедии о trellis

Последнее обновление:

— Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

American Express

Теперь читаем:
Что такое решетка?

PrevNext

Когда-то шпалеры использовались как украшение сада или ландшафта. В последние годы шпалеры создали для себя целый мир и нашли способ не только быть искусством, но и быть функциональными.

Решетчатая решетка с цветами, вьющимися сквозь
Фото Бритни Стрэндж на Unsplash

Решетка представляет собой плоский каркас из металла или дерева, используемый для поддержки таких растений, как кустарники, деревья или виноградные лозы. Садовую решетку можно использовать в качестве акцента или добавить уединения, переплетая вьющиеся лозы.

Шпалеры также являются отличным акцентом. В саду или в комнате для растений правильно подобранная шпалера и сочетание растений могут поднять пространство.

Металлическая садовая шпалера с лианами
Фото Яна Канти на Unsplash

Шпалеры традиционно представляют собой большие конструкции, предназначенные для поддержки вьющихся растений на открытом воздухе. С новым всплеском комнатных растений появились новые шпалеры, разработанные специально для комнатных горшечных растений.

Какие существуют типы шпалер?

Бамбуковый стержень

Одной из наиболее распространенных решеток является бамбуковый стержень или поддерживающая решетка из бамбука. Их легко найти в любом садовом центре, и они могут быть в виде единственного столба или даже в виде лестницы, перевернутой U-образной формы или арочной формы.

Металлическая решетка

Металлическая садовая решетка — еще один популярный материал, который можно найти в любом садовом магазине. Благодаря своей долговечности металлическая садовая шпалера лучше всего подходит для открытых садов. Часто используется для виноградной лозы и поддержки плодовых растений.

Тонкая металлическая решетка для растений
Фото Сары Бронске на Unsplash

Пластик

Последний тип решетки, обычно встречающийся в садовых центрах. Пластиковые шпалеры различаются по цвету от черного до зеленого. Они могут иметь классическую перевернутую U-образную форму, лестницу и многое другое.

Идеи шпалер своими руками

Чтобы сэкономить деньги и ресурсы, многие садоводы делают шпалеры своими руками. Это может быть что угодно, сделанное из палочек от эскимо, бамбуковых палочек, труб из ПВХ и многого другого. Отличный способ использовать материалы, которые у вас есть.

Самодельная шпалера с филодендроном в форме сердца
Фото Джо Магкаянг на Unsplash

Прочтите этот блог, если вам нужны советы по изготовлению шпалеры своими руками!

Наружная шпалера против внутренней шпалеры

В связи с недавним ростом популярности комнатных растений шпалеры приобрели новую форму. Использование уличных шпалер для комнатных растений может быть обременительным и почти невозможным. Итак, каковы различия?

Наружная решетка

Наружная решетка или садовая решетка часто изготавливается из металла, потому что она предназначена для сада и должна поддерживать ширину на открытом воздухе. И люди будут использовать садовую шпалеру для выращивания вьющихся растений, таких как огурцы, для поддержки тяжелых цветов или для создания тени во дворе.

Арка садовой шпалеры
Фото Zoe Schaeffer на Unsplash

Внутренняя шпалера

Внутренняя шпалера почти полная противоположность садовой шпалеры. Внутренние решетки могут быть изготовлены из разных материалов, таких как; дерево, пластик, металл и т. д. И они, как правило, намного меньше, чем садовые шпалеры, поскольку они сделаны для растений в горшках.

Окно для растений с решеткой Treleaf Monstrella

Внутренние решетки используются для помощи непослушным или тяжелым растениям, но также могут способствовать созреванию растений. После надлежащей поддержки многие комнатные растения начнут отращивать более крупные и зрелые листья. А с людьми, которые хотят украсить свои растения вокруг дома, вы можете увидеть внутренние решетки, выполненные в разных формах, стилях и цветах. Интересный способ включить растения в домашний декор.

Растение пеперомии на шпалере Stella

На столбах или на стене

С помощью одного быстрого поиска вы быстро заметите, сколько различных типов шпалер представлено на рынке. Тем не менее, две основные из них, которые вы увидите, — это шпалеры на колышках и шпалеры, крепящиеся к стене.

Решетки на столбах

Решетки на столбах — это разновидность шпалер, которые можно втыкать прямо в землю или в горшки с растениями.

Окрашенная решетка без покрытия от Treleaf

Настенные решетки

Настенные решетки — это быстрый способ украсить ваш дом. Настенные решетки часто бывают разных форм и конструкций и могут быть прикреплены к стене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *